Найти в Дзене
Ольга Ильичёва

Буллинг. Для тех, кто столкнулся с травлей, дедовщиной

Мне сложно было начать писать эту статью, по многим причинам. Но мысль о том, что она может помочь даже одному человеку, все же помогла мне начать. Я не знаю, какое количество детей и подростков сталкивается с буллингом, другими словами, травлей, в учебных заведениях или на различных групповых занятиях или тренировках, но для меня этот вопрос в подростковом возрасте был более чем актуален и также я часто сталкивалась с такими запросами клиентов: работа с травмой, которая произошла давно, и работа с травлей, которая происходит в данный момент в коллективе. Я ходила в школу в 90-е, тогда были совсем другие законы и правила, которые даже и не снились сейчас учителям и директорам. Тогда ребенок, во всяком случае в нашей школе или классе был совершенно беззащитен. Начиная с директора, которая закрывала всегда на все глаза, и заканчивая учителем истории, по совместительству ее двоюродной сестрой, которую не могли уволить ни при каких обстоятельствах, которая позволяла себе бить учеников указ

Мне сложно было начать писать эту статью, по многим причинам. Но мысль о том, что она может помочь даже одному человеку, все же помогла мне начать.

Я не знаю, какое количество детей и подростков сталкивается с буллингом, другими словами, травлей, в учебных заведениях или на различных групповых занятиях или тренировках, но для меня этот вопрос в подростковом возрасте был более чем актуален и также я часто сталкивалась с такими запросами клиентов: работа с травмой, которая произошла давно, и работа с травлей, которая происходит в данный момент в коллективе.

Я ходила в школу в 90-е, тогда были совсем другие законы и правила, которые даже и не снились сейчас учителям и директорам. Тогда ребенок, во всяком случае в нашей школе или классе был совершенно беззащитен. Начиная с директора, которая закрывала всегда на все глаза, и заканчивая учителем истории, по совместительству ее двоюродной сестрой, которую не могли уволить ни при каких обстоятельствах, которая позволяла себе бить учеников указкой, кричать на них, оскорблять и однажды она даже в припадке бешенства перевернула пару вверх ногами, помню как ученик еле успел отскочить. Тогда я думала, что это ужасно, но так, наверное, везде. И просто хорошо училась, хорошо себя вела и старалась не злить тех учителей, которые могли себе позволить такую агрессию и рукоприкладство. Помню еще вопли учительницы по физкультуре, имени ее не вспомню, но безумные навыкате глаза и крик, угрозы кому-то из детей: «Я тебя сейчас по стенке размажу!» - это я помню как тогда ясно. И надо отметить, что дети у нас в школе были вполне себе спокойные, и вряд ли кто-то мог действительно заслужить удар указкой или такие угрозы. Это только то, что видела я, возможно, многое и многое я к счастью пропустила.

Сейчас уже будучи взрослой, я понимаю, насколько больные люди работали у нас в школе, совершая безнаказанно свои деяния. Некоторые дети тоже были жестокими и злыми и тоже обижали других, и меня в том числе, но я считаю, что от учителей зависит многое. От учителей, от директора, они ведь являются авторитетом для учеников, или хотя бы должны им являться, а иначе что им делать в школе? Работа там, потому что никуда не берут? Или потому что там есть «блат», как часто нам повторяла наша классная руководитель в 5-6 классе, что ее по блату взяли на эту работу. Только зачем нам, 10-12-летним подросткам, эта информация - было непонятно. Классный руководитель у нас тоже жгла: говорила и делала, что хотела, активно поддерживая травлю учеников другими учениками. Часто она нам жаловалась на свое тяжелое детство и далее, выйдя замуж, делилась с нами подробностями своей семейной жизни в очень странном ключе. Сейчас я понимаю, что это был полный неадекват. В 6 классе весь класс по непонятной мне причине обьявил мне бойкот: со мной никто не разговаривал, продлилось это до конца 9 класса, как раз со сменой на адекватного классного руководителя. Наш же классный руководитель с удовольствием поддерживала эту нездоровую атмосферу, активно участвуя в травле меня почти 2,5 года: она позволяла себе унизительные комментарии в мой адрес, насмешки, издевательства. Вот один из примеров: когда мы после уроков втроем остались дежурить, стали убирать класс, одна девочка спросила у классного руководителя: «А где взять тряпку для мытья пола?» И классный руководитель ответила: «А ты сними с Ильичевой пиджак и вымой пол».

Надо ли говорить, как тяжело мне было учиться все эти годы? Как я плакала каждый вечер и утром не хотела идти в школу, как старалась не сломаться? А классный руководитель, обнаглевшая от своей безнаказанности и блата, продолжала себя неадекватно вести, выбрала себе одну ученицу-фаворитку, которую зачем-то регулярно приглашала к себе в квартиру и оставалась с ней болтать после уроков, превратив 13-летнюю девочку в подружку.

Только во взрослом возрасте я осознала, каким стрессом для меня и моего тела все это было. Травматичных ситуаций было столько, что при проработке их я сбилась со счета. Нарушены были и физические и психологические мои границы и учениками и классным руководителем, от остальных учителей, слава богу, мне не доставалось - они издевались над другими детьми. 

Сейчас, конечно, первым делом нужно было бы бороться за отстранение от работы профнепригодных учителей, далее отправить их всех к психиатру на экспертизу и затем к психологу для длительной терапии и проработки их агрессии, их отношения к работе, профессии, детям, людям. 

Но в те времена было иначе, детей никто не послушал бы, а взрослые наглели под крышей директора, которая и сама позволяла себе презрительные высказывания в адрес учеников. 

Я знаю, что и в наши времена есть травля, есть дедовщина. Над детьми и подростками издеваются как учителя, так и ученики и их родители. И часто дети запуганы и боятся звать на помощь. У кого-то ситуация более сложная, у кого-то более легкая, чем моя. Но ведь каждый ребенок проживает травлю по-своему. И находит выход или не находит. Часто дети и подростки стыдятся идти к психологу или другим взрослым, стесняются жаловаться или боятся мести.

И я хочу поделиться своим опытом, чтобы другие узнали, что возможно справиться, возможно это пережить, если это уже произошло с вами, возможно жить дальше. И я вам помогу в этом, ведь мне тоже помогли и я смогла забыть самые травматичные для меня эпизоды с помощью работы с психологом.

Мои статьи помогут тем, кто страдает или уже пострадал в прошлом от травли. И я хочу, чтобы вы знали: если вас не понимают, если вам не верят, вы можете справиться и выйти из этой ситуации с наименьшими потерями. Не верьте тем, кто не верит вам, кто обесценивает эту ситуацию или смеется над вами, кто внушает вам, что вы просто слабы. Если вам не нравится то, что происходит, значит с этим нужно что-то делать. 

 Будет серия статей про буллинг, я надеюсь, что они помогут тем, кто нуждается в помощи. Кто не готов идти к психологу - читайте серию статей. Кто готов - пишите мне, будем работать.

С уважением и заботой, Ваш психолог Ольга Траини.