Найти в Дзене
Наука и фантастика

Эра электричества в музыке 1930-х

Фото 1932 года: "Электрио" - "Электроансамбль Термена" - ансамбль электроинструментов, изобретенных Львом Терменом. Я заинтересовалась этим сюжетом и вот что выяснила. О том, кто такой Лев Термен, я тут уже писала, причем в неожиданном контексте (в сталинской шарашке он некоторое время был начальником... Сергея Королева). "Электроансамбль Термена" в 1932 году играл по понедельникам в вечернем эфире радиостанции Канзас-Сити; во время одного из выступлений и была сделана фотография. Кто эти музыканты? Джулиус Гольдберг (Julius Goldberg) был ассистентом Льва Термена в годы его работы в США и унаследовал от него после его вынужденного отъезда в СССР замечательный инструмент (ныне он принадлежит американскому мастеру-терменофилу Питеру Принглу). Боковые антенны в стиле ар-деко - "молния" - были выполнены по индивидуальному заказу, они латунные и никелировенные. Клавишную версию терменвокса Термен разработал в 1930 году во время своего пребывания в Нью-Йорке. Клавишный терменвокс использо

Фото 1932 года: "Электрио" - "Электроансамбль Термена" - ансамбль электроинструментов, изобретенных Львом Терменом.

Фото из сети. Джулиус Гольдберг (терменвокс), Леонид Болотин (терминчелло) и Глеб Елин (термен-пиано).
Фото из сети. Джулиус Гольдберг (терменвокс), Леонид Болотин (терминчелло) и Глеб Елин (термен-пиано).

Я заинтересовалась этим сюжетом и вот что выяснила.

О том, кто такой Лев Термен, я тут уже писала, причем в неожиданном контексте (в сталинской шарашке он некоторое время был начальником... Сергея Королева).

"Электроансамбль Термена" в 1932 году играл по понедельникам в вечернем эфире радиостанции Канзас-Сити; во время одного из выступлений и была сделана фотография.

Кто эти музыканты?

Джулиус Гольдберг (Julius Goldberg) был ассистентом Льва Термена в годы его работы в США и унаследовал от него после его вынужденного отъезда в СССР замечательный инструмент (ныне он принадлежит американскому мастеру-терменофилу Питеру Принглу). Боковые антенны в стиле ар-деко - "молния" - были выполнены по индивидуальному заказу, они латунные и никелировенные.

Клавишную версию терменвокса Термен разработал в 1930 году во время своего пребывания в Нью-Йорке. Клавишный терменвокс использовал ту же технику получения монофонического (линеарно одноголосного) звука, но звуком стало возможно управлять не при помощи эффектных магических пассов руками, а с помощью пятиоктавной клавиатуры. Поскольку Термен в юности учился играть на виолончели, он кое-что позаимствовал и у этого инструмента, а также изобрел электровиолончель (о ней чуть далее). Чтобы звук клавишного терменвокса был разнообразнее, Термен снабдил его несколькими регистрами наподобие органных (или как в нынешних синтезаторах), чтобы имитировать тембры органа, духовых инструментов и литавр. Звук подавался на шесть динамиков и достигал мощности в 100 ватт.

Леонид Болотин играет на фото на терминчелло - электровиолончели Термена. Некоторое время инструмент был модным, и великий Эдгар Варез использовал его в своем сочинении "Экваториальное" (Equatorial), хотя сейчас там обычно звучат более распространенные "волны Мартено".

Более того: Термен создал в 1932 году оркестр электромузыкальных инструментов, который выступал даже в Карнеги-холле.

Фото 1932 года. Отсюда: https://120years.net/the-keyboard-theremin-leon-termen-usa-1930/
Фото 1932 года. Отсюда: https://120years.net/the-keyboard-theremin-leon-termen-usa-1930/

Термен хотел создать коллектив из 40 музыкантов, но ограничился гораздо меньшим числом. В концерте, данным в Карнеги-Холле, репертуар был довольно традиционным и включал сочинения Баха (в том числе шлягерную "Аве Мария" - версия с мелодией Шарля Гуно на музыку прелюдии До мажор из ХТК). Тем не менее, дирижер и композитор Леопольд Стоковский настолько впечатлился, что использовал клавишную версию терменвокса в своих симфонических концертах в Филадельфии, Нью-Йорке и Вашингтоне.

Интересно, что в том же 1932 году в СССР вышел документально-художественный фильм "Комсомол - шэф электрификации", снятый режиссером Эсфирь Шуб. Музыку написал молодой композитор Гавриил Попов (выдающийся мастер!), который использовал инструменты Термена. Исполнитель в фильме - Константин Ковальский.

К. Ш. Э. #Комсомол — шеф электрификации (1932) #ЭсфирьШуб #csdfmuseum

В 1930-х все это выглядело успешно реализованной фантастикой. Эра электричества восторжествовала.

А сейчас инструменты Термена - раритетные артефакты, у которых, правда, есть немало поклонников, но в основном за рубежом.

--