Найти в Дзене

История посёлка Железнодорожный. Часть 2.

И так с начала пятидесятых поселок начал быстро расти. На улице Центральной построили два восьмиквартирных дома и два двенадцатиквартирных. Квартиры просторные. Потолки высокие. Эти дома и сейчас оригинально смотрятся. Только из всех удобств там были туалеты с выгребными ямами под домом. Туалетные рундуки стояли за двумя дверями в чуланах так как слива не было. Водопровода тоже не было и соответственно канализации. Еще и печки топили и жидкие помои выносили. А воду носили из колодцев, которых было всего три на поселке. Но все равно все кто получал квартиры были счастливы. Ведь многие работники ГТУ жили до этого в бараках на Ситниках или вообще снимали квартиры в соседних деревнях. Люди приезжали из разных мест Нижегородской позже Горьковской области, из Мордовии, Чувашии и Татарстана. Ни Ситники ни другие торфопредприятия не были родными для них. И, возможно, новоселы верили, что поселок Торфосклад станет для их детей новой Родиной. Поселок быстро рос. До 1955 года был построен клуб, з

И так с начала пятидесятых поселок начал быстро расти. На улице Центральной построили два восьмиквартирных дома и два двенадцатиквартирных. Квартиры просторные. Потолки высокие. Эти дома и сейчас оригинально смотрятся. Только из всех удобств там были туалеты с выгребными ямами под домом. Туалетные рундуки стояли за двумя дверями в чуланах так как слива не было. Водопровода тоже не было и соответственно канализации. Еще и печки топили и жидкие помои выносили. А воду носили из колодцев, которых было всего три на поселке. Но все равно все кто получал квартиры были счастливы. Ведь многие работники ГТУ жили до этого в бараках на Ситниках или вообще снимали квартиры в соседних деревнях.

Люди приезжали из разных мест Нижегородской позже Горьковской области, из Мордовии, Чувашии и Татарстана. Ни Ситники ни другие торфопредприятия не были родными для них. И, возможно, новоселы верили, что поселок Торфосклад станет для их детей новой Родиной.

Поселок быстро рос. До 1955 года был построен клуб, здание конторы столовая, детский сад и детские ясли. Построили также амбулаторию. Недалеко от клуба были построены два восьмиквартирных дома с интересной архитектурой. Клуба уже нет, а дома все стоят до сего времени и можно на них посмотреть. За амбулаторией и за столовой были построены еще шесть восьмиквартирных и шестнадцати квартирных зданий, но уже без архитектурных наворотов. Удобства в построенных домах были на улице. Воды в этих квартирах тоже не было, ни канализации ни отопления. Помыться ходили в баню, которая работает до сих пор и радует жителей поселка. Кстати, воду в баню набирали из водоема, выкопанного рядом. Вода поступала из озера по канаве. Летом в этом водоеме все купались и дети и собаки. Еще и гуси с утками.

Вот так мы и жили. К концу пятидесятых поселок состоял из двух улиц с многоквартирными домами. Это Центральная и Октябрьская, которая состоит из домов No1 и No2 самых первых домов на поселке. Еще там были построены два двухквартирных дома и двенадцатиквартирный дом.

Одними из первых жителей поселка были многодетные семьи Колодниковых, Филимоновых, Денисовых. Также первыми поселенцами стали Юдины, Подковырины, Фоминых, Стригины. Получили квартиры Ведякины, Колесниковы и Костюковы. Всех не перечислишь, ведь население поселка в то время было около тысячи.

Также успешно частными домами застраивались улицы Озерная(Острожка), Восточная (Грабиловка) и Северная. Дома на этих улицах строились небольшие совершенно непохожие на современные коттеджи. Особенно на Грабиловке некоторые избушки были построены из железнодорожных шпал и были даже полуземлянки. И в этих домишках как-то размещались многодетные семьи. Но все эти бытовые неудобства не особенно напрягали людей. В то послевоенное время люди не были так избалованы комфортом.

Жизнь в поселке кипела. Круглосуточно сновали по путям паровозики, а затем и тепловозики, подвозя на станцию Ситники добытый торф с торфполей в узкоколейных вагончиках. Эти вагончики подгонялись к торфоперегрузчику "ТП," грузчики поднимали крюками боковые стенки и лопатами ссыпали торф в конвейер, с которого содержимое уже ссыпалось в вагоны широкой колеи. Не могу точно сказать как там люди могли работать и и как дышали, потому что пыль застилала свет. Зимой снег на этом участке был коричневый и окна в ближайших домах приходилось частенько протирать. На погрузке в основном работали молодые люди больше девушки и женщины. После работы бежали в душ, отмывались и жизнь продолжалась.

Мужчины в основном работали на тепловозах машинистами, помощниками машинистов, кондукторами, связистами, электриками. В ГТУ были организованы службы тяги, движения, пути, грузовая, электрохозяйства и связи. И вот для того, чтобы все эти службы работали набирали людей, для них и построили поселок Железнодорожный. Первым начальником ГТУ до 1955 года был Сахаров А.П. Потом начальниками были Власов Б.И. позже Гусев И.И. А первыми руководителями производственных служб были Хитриков А.Д., Абрамович В.А., Басков С.С., Шабанов И.И., Тараскин И.С., Соколов Н.К.

Центром культуры был клуб. Туда собирались и дети взрослые. Три раза в неделю крутили кино. И ребятишки часа за полтора до начала крутились у кассы, чтобы купить билеты на лучшие места в зрительном зале. Обычно в первых рядах. Тут и развлекались, могли потолкаться и даже подраться "понарошку". Контролером у входа в зал был дядя Вася. Он был инвалидом войны, у дяди Васи вместо одной ноги был протез. Но это не мешало ему следить за порядком. Была хорошая библиотека. Библиотекарем была Александра Николаевна. Умная образованная женщина. В библиотеке часто собирались и дети и взрослые. С Александрой Николаевной обсуждались все насущные вопросы и она всегда находила нужный ответ, помогала советом. Александра Николаевна также организовала кружки вышивания и детский драмкружок. Музыкальным организатором был СеменТимофеевич. Он руководил духовым оркестром и подростки с удовольствием собирались подудеть и повыступать на праздниках. А праздники с митингами были на 7 ноября,1 мая. А в первое воскресение августа был особый праздник День железнодорожника. У клуба ставили трибуну и проводили митинг. Поздравляли работников ГТУ и награждали лучших. Больше всех хвалили женщин с погрузки. Конечно они этого заслуживали, ведь погрузка была невыносимо тяжелой работой. После митинга организовывали массовое гулянье у нашей реки Линды обычно в районе деревни Зуево. Праздники были душевными. Работали несколько буфетов от ОРСа ( Это был такой отдел рабочего снабжения), играл духовой оркестр. Молодежь танцевала, семейные собирались группами, конечно с вином и закусками и весело галдели. Ребятишки бегали от буфета к буфету за мороженым и шоколадками. Вот так мы отдыхали. В пятидесятые годы не было конечно интернета и мобильников. И практически еще ни у кого не было допотопных телевизоров.

И поэтому люди летом большую часть времени проводили на улице. Летом ходили купаться на Линду. Купались также в карьерах, которые появлялись после выборки торфа, и канавах. Канавы копались для осушки болот и в то время были широкими и полноводными.

Река Линда тоже была не такой, как сейчас, Линда в районе станции Киселиха изгибалась большой петлей недалеко от железной дороги и с этой стороны был крутой песчаный обрыв. Но внизу у кромки воды был шикарный песчаный пляж. Жители поселка ходили туда загорать и купаться. Н речку также ходили рыбачить. В лес, который совсем рядом, ходили за ягодами и грибами.

К сожалению, в те времена в нашем клубе еще не было танцевальных вечеров по субботам. И молодые ребята и девушки бегали на танцы в Кантаурово. До середины шестидесятых школы в Железнодорожном не было. В школу катались на Центральный поселок Ситников. Утром вечером и днем с нашей станции под названием Ситники ходил пассажирский паровозик. Собирал с поселка и с участков торфопредприятия школьников и работающих. Одних привозил в школу, других по месту работы. А вечером, конечно, развозил обратно. Кстати Центральный поселок к тому времени стал центром жизнеобеспечения всех населенных пунктов торфопредприятия. Там была средняя школа, больница с отделением роддома, клуб, детский сад-ясли и поселковый совет.

В шестидесятые начались изменения или можно сказать грандиозные улучшения жизни поселка. По стране началось движение по образованию садоводческих товариществ СНТ. Наше руководство не осталось в стороне. И все желающие работники ГТУ получили свои наделы. Сначала в "Виктории", а потом остальным нарезали участки в "Транспортнике".

В это же время изменился окружающий поселок природный ландшафт. В целях сохранения железной дороги изменили русло реки Линды. Перекрыли речку, там где был оригинальный и красивейший изгиб со стороны поселка. Прокопали новое короткое русло по лугам ближе к Кантаурову. Но на этом не кончилось. Построили грандиозный виадук около станции Киселиха. Грунт для возведения этой махины копали там где протекала наша речка и получился земснаряд или котлован как его все называют. Вначале это был исковерканный водоем. Но природа позаботилась и на этом месте со временем получилось красивое озеро, которое стало местом отдыха. На озере собираются летом не только жители поселка, но и люди со всей округи.

В середине шестидесятых в верхах было принято решение о строительстве предприятия железобетонных изделий (ПЖБИК) в районе деревни Зуево. Приезжали новые люди. Нужны были квартиры для работающих. И в нашем поселке началось грандиозное строительство. Вместо ОКСа(отдела капитального строительства) стало работать СМУ(строительно-монтажное управление).

Дома запланировали строить с удобствами и поэтому быстренько построили котельную. И к радости жителей уже построенных домов тоже провели отопление в их дома. Печки были не нужны. Поставили газовые плиты, организовали подвоз газовых баллонов и периодическое их заполнение. Природный газ подключили в поселок только в 2002 году.

Надо отметить, что ГТУ в шестидесятые вышло на запланированную мощность по росту объемов работ транспорта и вместе с этим по оснащению и механизации. По сравнению с 1940 годом вагонный парк увеличился в восемь раз. Вагонный парк транспорта состоял из торфовозных вагонов, пассажирских вагонов, платформ, крытых вагонов и цистерн для перевозки горючего. Протяженность ж/д путей в начале семидесятых была почти 200 км. Были построены два торфоперегружателя типа ТП и благодаря механику Камышеву П.И. перегрузка стала механизированной. (это имеется ввиду перегрузка из узкоколейных вагонов в вагоны широкой колеи.)

Для нормальной работы транспорта кроме основной станции Ситники-Перегрузочная имелась станция Большое Пикино, Чистое, Керженец-1, Керженец-2. Устроены постоянные разъезды 4 пост, Сунгурово, Каринка, Ватома, 3 пост Шлыково. Для обеспечения безопасности разъезды были ограждены светофорами, работала диспетчерская. Между станциями и дежурными на разъездах была телефонная и селекторная связь. Таким образом станция Ситники была начальным и главным пунктом всей системы торфоперевозки Нижегородской области. Кроме этого на большинстве участков регулярно курсировали пассажирские поезда. К концу 1970 годов сеть узкоколейных дорог обновленная вошла в число гигантов среди торфовозных узкоколейных дорог. На ее развитие не жалели средств. Сюда поступал новейший подвижной состав. Был построен Ситниковский торфобрикетный завод рассчитанный на 60 тыс. тонн брикета в год. Создано новое Камское торфопредприятие в отдаленном лесном поселке Кузьмияр. Главной магистралью узкоколейной дороги стала Ситники-Кузьмияр.(Продолжение 2 следует).