Найти в Дзене
Галерея ART&STARS

Творчество мастера гобеленов из Москвы Андрея Мадекина

© Андрей Мадекин. Царский выезд на охоту. Этот гобелен находится в резиденции Посла РФ в Южной Корее.
© Андрей Мадекин. Царский выезд на охоту. Этот гобелен находится в резиденции Посла РФ в Южной Корее.

Практически первый раз на нашем канале рассматриваются работы художника, выполненные в виде гобеленов. И вот сегодня хочу представить творчество такого художника из Москвы Андрея Мадекина. Художник не ограничивается эскизами, передавая их тем, кто ткет гобелен, а сам непосредственно реализует весь процесс создания гобелена: от замысла до ткацких работ (причем, он для этого сконструировал специальный ткацкий станок) и окраски нитей. Его гобелены достаточно разнообразны (жанровые работы, пейзажи, натюрморты), тем не менее, их значительная часть посвящена известным сюжетам из античной мифологии, библейских историй и образам православных святых. Работы характеризуются выразительностью героев, лаконичностью композиции, оригинальной трактовкой сюжетов, монументальностью и качеством.

© Андрей Мадекин. Название не определено. Эта работа вызвала у меня затруднение, т.к. вроде здесь пейзаж Царицино, но волхвы, Вифлеемская звезда… - М.Л.
© Андрей Мадекин. Название не определено. Эта работа вызвала у меня затруднение, т.к. вроде здесь пейзаж Царицино, но волхвы, Вифлеемская звезда… - М.Л.
© Андрей Мадекин. Тайная Вечеря. 230х260см. 1990г. Собр. ГМЗ  Царицыно.
© Андрей Мадекин. Тайная Вечеря. 230х260см. 1990г. Собр. ГМЗ Царицыно.
© Андрей Мадекин. Волхвы.
© Андрей Мадекин. Волхвы.
© Андрей Мадекин. Лев и единороги.
© Андрей Мадекин. Лев и единороги.
© Андрей Мадекин. Благовещение. 250 х 150 см.
© Андрей Мадекин. Благовещение. 250 х 150 см.
© Андрей Мадекин. Усмирение бури. 2016.
© Андрей Мадекин. Усмирение бури. 2016.

А его первый гобелен был создан еще в студенческие годы (в 1983г.). К числу наиболее известных работ, впервые появившихся на выставках в конце 80-х, относятся, в частности, «Рок-н-Ролл» (1988), «Супрематизм или Посвящение Малевичу» (1988) и «Вход в Иерусалим» (1989).

© Андрей Мадекин. Гобелен  Рок-н-ролл. 1987. 200 х 250 см. шерсть, х-б, ручное ткачество. Как написал в аккаунте VK сам автор: «…Создан под впечатлением выступления группы «Браво», ну и  желтых ботинок  Жанны Агузаровой…». Частное собрание (США).
© Андрей Мадекин. Гобелен Рок-н-ролл. 1987. 200 х 250 см. шерсть, х-б, ручное ткачество. Как написал в аккаунте VK сам автор: «…Создан под впечатлением выступления группы «Браво», ну и желтых ботинок Жанны Агузаровой…». Частное собрание (США).
© Андрей Мадекин. Супрематизм или Посвящение Малевичу.  150х250см. 1988г. Собр. Худ. фонда СХ.
© Андрей Мадекин. Супрематизм или Посвящение Малевичу. 150х250см. 1988г. Собр. Худ. фонда СХ.
© Андрей Мадекин. Вход в Иерусалим. 200х260см. 1989г. Собр. Мин. Культуры РФ.
© Андрей Мадекин. Вход в Иерусалим. 200х260см. 1989г. Собр. Мин. Культуры РФ.

Должен также отметить, что у Андрея Мадекина достаточно много работ, выполненных в традиционной манере маслом, на холстах, бумаге и т.п. среди них преобладают довольно выразительные портреты, пейзажи и жанровые сцены.

© Андрей Мадекин. Искусствовед Станислав Айдинян и сестры Цветаевы. Х.м., 70х50 см, 2023 г.
© Андрей Мадекин. Искусствовед Станислав Айдинян и сестры Цветаевы. Х.м., 70х50 см, 2023 г.
© Андрей Мадекин. А.С. Грибоедов на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге около здания Генерального штаба, где в то время располагалось Министерство иностранных дел. Холст, масло. 70х80 см.
© Андрей Мадекин. А.С. Грибоедов на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге около здания Генерального штаба, где в то время располагалось Министерство иностранных дел. Холст, масло. 70х80 см.
© Андрей Мадекин. Юный художник Петя. Холст, масло. 70х50 см. 2021.
© Андрей Мадекин. Юный художник Петя. Холст, масло. 70х50 см. 2021.
© Андрей Мадекин. Портрет архимандрита Антония. Холст, масло. 70 х 50 см. 2024.
© Андрей Мадекин. Портрет архимандрита Антония. Холст, масло. 70 х 50 см. 2024.
© Андрей Мадекин. Валерий Чурик, художник-мультипликатор со своими персонажами Лисом и Колобком. Автор мультфильма «Колобок»  2006г. Холст, масло. 90х60см. 2023 г.
© Андрей Мадекин. Валерий Чурик, художник-мультипликатор со своими персонажами Лисом и Колобком. Автор мультфильма «Колобок» 2006г. Холст, масло. 90х60см. 2023 г.
© Андрей Мадекин. Тайна Синего камня. Картон, масло. 60 х 110 см. 2007 г. Художник поясняет: «Как считается, "Синий камень" на берегу Плещеева озера в Переславле-Залесском является остатком языческого святилища некогда расположенного на близлежащей Александровой горе…».
© Андрей Мадекин. Тайна Синего камня. Картон, масло. 60 х 110 см. 2007 г. Художник поясняет: «Как считается, "Синий камень" на берегу Плещеева озера в Переславле-Залесском является остатком языческого святилища некогда расположенного на близлежащей Александровой горе…».

Несколько работ художника (это касается как гобеленов, так и традиционной живописи: холст, масло) можно рассматривать, как выражение интереса и почтения к мастерам прошлого. Это касается и упомянутого выше гобелена «Супрематизм или Посвящение Малевичу» (1988) и следующих работ:

© Андрей Мадекин. Музыканты Франсуа Буше в Летнем саду. Холст, масло. 90 х 60 см. 2022 г.
© Андрей Мадекин. Музыканты Франсуа Буше в Летнем саду. Холст, масло. 90 х 60 см. 2022 г.
© Андрей Мадекин. Охота на бегемота и крокодила. 200х210 см, 1997г. Частн. собр. (Москва). Здесь намёк на известную одноимённую работу П.П. Рубенса. – М.Л.
© Андрей Мадекин. Охота на бегемота и крокодила. 200х210 см, 1997г. Частн. собр. (Москва). Здесь намёк на известную одноимённую работу П.П. Рубенса. – М.Л.
© Андрей Мадекин. Джунгли Руссо. Частн. собр. (С-Петербург).
© Андрей Мадекин. Джунгли Руссо. Частн. собр. (С-Петербург).

Художник очень заинтересованно и тщательно отнесся к изучению и составлению своей родословной. В том числе, это позволило ему определить, чем был обусловлен его интерес к созданию гобеленов. Оказалось, что по материнской линии он принадлежит к потомкам известных родов текстильных предпринимателей Ивановского региона XIX века Дербенёвым и Морокиным. И ряд своих предков он представил в следующих работах:

© Андрей Мадекин. Портрет П.Н. Дербенёва в мундире мануфактур-советника с регалиями городского головы Иваново-Вознесенска. 2018 г., х.м., 90 х 70 см.
© Андрей Мадекин. Портрет П.Н. Дербенёва в мундире мануфактур-советника с регалиями городского головы Иваново-Вознесенска. 2018 г., х.м., 90 х 70 см.
 Андрей Мадекин. Дмитрий Федорович и Федор Дмитриевич Морокины в Вичуге, х.м., 75 х 95 см, 2021 г.
Андрей Мадекин. Дмитрий Федорович и Федор Дмитриевич Морокины в Вичуге, х.м., 75 х 95 см, 2021 г.
. © Андрей Мадекин. Победитель. (Портрет отца художника). Холст, масло. 110 х 60 см. 2025 г.
. © Андрей Мадекин. Победитель. (Портрет отца художника). Холст, масло. 110 х 60 см. 2025 г.

А вот, что сам художник поведал о своем творчестве:

«…В реалистической живописи краска и холст как бы растворяются в сюжете: зритель видит не материалы, а изображение. А керамика, пряжа, стекло, смальта всегда сохраняют «само-идентичность». В этом их ценность по идее Маклюэна. Гобелен, особенно грубого ткачества, соединяющий в себе и изображение, и материю, оказывает двоякое эстетическое воздействие на зрителя. Издалека он представляет картину, но на близком расстоянии фактура становится самодовлеющей. Задача мастера привести оба начала к естественному взаимодействию между собой…».
«…Я пришел из гобелена в живопись, и скорее, живопись - была возможностью выразить те сюжеты, которые просто не успевались в ткачестве. Гобелен же я не оставил потому, что фактура ткани обладает совершенно уникальными эстетическими свойствами. По-типу она близка к мозаике, но при этом имеет особую мягкость и пластичность. В живописи мазки смешиваются, образуя череду промежуточных тонов. Тканая поверхность состоит из отдельных цветовых точек, которые соединяются только в глазу на определенном расстоянии. Если смотреть на нее вблизи, то видишь отдельные точки - стежки. Шаг назад - и эти точки сливаются в изображение какой-то картинки. На этом неосознанном противоречии строится особый эстетический эффект: образ как бы является из небытия, сам собою, не связываясь с материальным носителем…». Ист-к:
ссылка.
© Андрей Мадекин. Немейский лев. Первый подвиг Геракла. 160 х 261см. 2023.
© Андрей Мадекин. Немейский лев. Первый подвиг Геракла. 160 х 261см. 2023.
Фото художника при работе  с ткацким станком. (2003 г.). Из  открытых источников.
Фото художника при работе с ткацким станком. (2003 г.). Из открытых источников.
© Андрей Мадекин. Встреча Соломона и царицы Савской. 200 х 260 см. 2014 г.
© Андрей Мадекин. Встреча Соломона и царицы Савской. 200 х 260 см. 2014 г.
© Андрей Мадекин. Благовестие апостола Андрея.  200х220см. 1994г. Собр. автора.
© Андрей Мадекин. Благовестие апостола Андрея. 200х220см. 1994г. Собр. автора.
© Андрей Мадекин. Вирсавия.  200х240 см. 1991г. Собр. Автора.
© Андрей Мадекин. Вирсавия. 200х240 см. 1991г. Собр. Автора.
© Андрей Мадекин. Прием послов.  150х200 см. 2004г. Собр. МИД РФ.
© Андрей Мадекин. Прием послов. 150х200 см. 2004г. Собр. МИД РФ.
© Андрей Мадекин. Гобелен  «Серафим Саровский и медведь». 130 х 200 см. 1996 г. Собрание автора.
© Андрей Мадекин. Гобелен «Серафим Саровский и медведь». 130 х 200 см. 1996 г. Собрание автора.
© Андрей Мадекин. На отдыхе. Холст, масло. 90х60 см. 2023 г. Пояснение художника: «Слева на стене намек на картину основателя Бубнового валета Михаила Ларионова «Солдат на отдыхе» 1915 года, когда художника призвали в армию в Первую мировую...».
© Андрей Мадекин. На отдыхе. Холст, масло. 90х60 см. 2023 г. Пояснение художника: «Слева на стене намек на картину основателя Бубнового валета Михаила Ларионова «Солдат на отдыхе» 1915 года, когда художника призвали в армию в Первую мировую...».

О семье художника известно мало. По крайней мере, выше был представлен портрет его отца, а ниже портрет сына художника. По одной из фотографий и женским портретам рискну предположить, что Наталия – это жена художника (простите, если ошибаюсь):

© Андрей Мадекин. Фото. Пояснение художника: «Мы с Наташей перед гобеленом. Конец 1989 г.».
© Андрей Мадекин. Фото. Пояснение художника: «Мы с Наташей перед гобеленом. Конец 1989 г.».
© Андрей Мадекин. Портрет сына Сергея с Алистером. Холст, масло. 90х60 см. 2022 г.
© Андрей Мадекин. Портрет сына Сергея с Алистером. Холст, масло. 90х60 см. 2022 г.
© Андрей Мадекин. Автопортрет с Учителем. Холст, масло. 80 х 60 см. 2021.
© Андрей Мадекин. Автопортрет с Учителем. Холст, масло. 80 х 60 см. 2021.
© Андрей Мадекин. Портрет Наташи. Холст, масло. 95х75 см. 2000 г.
© Андрей Мадекин. Портрет Наташи. Холст, масло. 95х75 см. 2000 г.
    © Андрей Мадекин. Портрет Наташи. Холст, масло. 80х110 см. 2021.
© Андрей Мадекин. Портрет Наташи. Холст, масло. 80х110 см. 2021.

И о биографии художника. Родился в 1963г. в Москве. Учился в Детской художественной школе им. В.А. Серова и Московском Технологическом институте (сегодня Российский Государственный университет туризма и сервиса) на факультете декоративно-прикладного искусства по специальности «художник по гобелену и росписи тканей» (1980 - 1985 гг.).
Член Московского союза художников (с 1990 г.). Преподаватель рисунка и живописи Православного гуманитарного института «Со-действие» (с 2003г.). Участник российских и международных выставок с 1988 г.
Является писателем. В 2013 г. опубликовал роман-исследование «Путешествие в искусство Ильи Кукушкина». В 2014 г. вышел второй роман «Искусство и искушение», посвященный художественной жизни России первых десятилетий ХХ в.
Работы художника находятся в собрании Всероссийского музея декоративного искусства (Москва), Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» (Москва), Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» (Москва), Тульского музея изобразительных искусств, Ивановского областного художественного музея, Камешковского районного историко-краеведческого музея, Заволжского городского художественно-краеведческого музея, Центрального музея текстиля (Лодзь, Польша), фондах Министерства Культуры РФ, Министерства иностранных дел РФ, фонде Р.Штайнера (Амстердам), «Palazzo della Racchetta» (Феррара), а также во многих частных коллекциях России и за рубежом.

© Андрей Мадекин. Автопортрет с садху в Катманду. Холст, масло.  60 х 90 см. 2024 г.,
© Андрей Мадекин. Автопортрет с садху в Катманду. Холст, масло. 60 х 90 см. 2024 г.,

Отмечу, что несколько работ художника (конечно, это работы на холстах) выполнены им в жанре ню. Поэтому я воспользуюсь нашим дочерним каналом со строгими возрастными ограничениями доступности (18+) и приведу на нем небольшую публикацию с этими работами: ссылка.

 © Андрей Мадекин. Иаков у источника. 100х90см. 2004г. Собр. автора.
© Андрей Мадекин. Иаков у источника. 100х90см. 2004г. Собр. автора.

На этом пока всё. Искренне Ваш, Михаил Лукин. Крайне признателен тем, кто оставляет комментарии, ставит оценки (лайки), и, тем более, подписывается на канал.
Если Вы захотите поддержать автора публикации (по крайней мере, на прокорм 4-х котов:
ᓚᘏᗢ), то нажмите ниже (справа от лайков) на значок «ПОДДЕРЖАТЬ».
Спасибо!