Найти в Дзене
Читающий Чиж

Тайный код «Слепоты»: как Сарамаго взламывает восприятие

В 1998 году Жозе Сарамаго получил Нобелевскую премию по литературе с формулировкой, которая звучала как признание его умения превращать вымысел в зеркало реальности. Его тексты — это не просто истории, а скорее философские эксперименты, где читателю предлагают задать себе важные вопросы. В последнее время меня стали притягивать очень непростые книги. И «Слепота», пожалуй, одна из самых сложных и тяжелых за последний год, однако и очень важных. Попытаюсь сформулировать свои впечатления, потому что считаю, что такие книги нужно читать. Возможно, удастся заинтересовать и вас. «Литература для меня — это место и пространство для размышлений». Это слова Жозе Сарамаго о своем творчестве. И действительно, его романы — это философское осмысление действительности. О чём же размышляет португальский писатель? Конечно, о людях. Их писатель помещает в нетипичные условия и через поведение в разных ситуациях дает нам, читателям, некий урок, наставление. Роман «Слепота» похож на притчу, где эпидемия
Оглавление

В 1998 году Жозе Сарамаго получил Нобелевскую премию по литературе с формулировкой, которая звучала как признание его умения превращать вымысел в зеркало реальности. Его тексты — это не просто истории, а скорее философские эксперименты, где читателю предлагают задать себе важные вопросы.

В последнее время меня стали притягивать очень непростые книги. И «Слепота», пожалуй, одна из самых сложных и тяжелых за последний год, однако и очень важных. Попытаюсь сформулировать свои впечатления, потому что считаю, что такие книги нужно читать. Возможно, удастся заинтересовать и вас.

«Литература для меня — это место и пространство для размышлений». Это слова Жозе Сарамаго о своем творчестве. И действительно, его романы — это философское осмысление действительности. О чём же размышляет португальский писатель? Конечно, о людях. Их писатель помещает в нетипичные условия и через поведение в разных ситуациях дает нам, читателям, некий урок, наставление.

Роман «Слепота» похож на притчу, где эпидемия «молочной слепоты» становится метафорой человеческой природы.

Авторский стиль: когда форма бросает вызов

У Сарамаго очень специфический авторский стиль. Лично мне он понравился. Это длинные, на полстраницы, предложения, отсутствие деления на главы, минимум знаков препинания, речь героев никак не выделена — всё это похоже на поток сознания. С другой стороны, это похоже на какой-то код. Текст имитирует хаос реальности, где мы, читатели, как слепые герои, ищем путь.

И если поначалу будет тяжеловато уловить нить повествования, то постепенно она сама станет проявляться. В целом, текст читается довольно просто, там нет сложных оборотов. Как только вы привыкнете к нему, вы поймете, что в тексте нет ни одного лишнего слова, мало того, многие слова являются метафорами, символами, что дает тексту дополнительную глубину.

Жозе Сарамаго
Жозе Сарамаго

Неизвестная болезнь, заражения, изоляция, карантин — ничего не напоминает?

В безымянном городе, в стране без названия, начинается странная эпидемия: люди один за другим слепнут. Но это не обычная слепота — перед глазами у них не тьма, а белая пустота, будто мир растворился в молоке.

Первой жертвой становится водитель, застрявший на светофоре. Затем врач-окулист, который его осматривал. Потом все, кто был в тот день в клинике. Власти, не зная, как бороться с загадочной болезнью, отправляют заражённых в карантин — помещают всех в заброшенной психиатрической больнице.

И здесь начинается самое интересное.

Карантин быстро превращается в микромодель общества, где рушатся все социальные условности. Еды не хватает, полная антисанитария, а среди ослепших находятся те, кто решает установить свою власть — силой и жестокостью.

Первая часть романа — классическая антиутопия: люди в экстремальных условиях быстро теряют человеческий облик. Но Сарамаго идёт дальше. Когда слепота охватывает весь город (а возможно, и весь мир), сюжет резко меняется. Вместо борьбы за выживание — медленное, мучительное возвращение к истокам. Герои, лишённые зрения, начинают видеть по-настоящему.

Финал не стану раскрывать, но он заставляет задуматься: а не были ли мы слепы все это время?

Кадр из фильма "Слепота" (экранизация)
Кадр из фильма "Слепота" (экранизация)

Антиутопия или притча?

Что может быть хуже, чем лишиться зрения, остаться без самого, пожалуй, главного способа постижения мира? И зачем понадобилось автору подвергать героев столь суровому испытанию? Ответ прост: случившееся с ними – это «жестокий опыт, который в школе жизни ведет все основные предметы».

Формально «Слепота» — это социальная антиутопия. Но, как всегда у Сарамаго, жанр лишь оболочка. Я лично считаю, что в большей степени это притча, в которой силен именно иносказательный элемент.

Что, если слепота — не болезнь, а метафора? Что, если люди и раньше не видели друг друга, а теперь просто лишились иллюзий?

Одна из героинь, чудом сохранившая зрение, приходит к крамольному выводу, что стоит

«ослепнуть, чтобы сквозь зримую оболочку вещей проникнуть внутрь, в сердцевину, в их блистательную и непоправимую слепоту».
«Только в мире слепых все становится таким, как оно есть на самом деле»,

- говорит другой персонаж – ее супруг, имея в виду отсутствие необходимости в показухе и прочих проявлениях мирской суеты. Сделавшись невидимым, мир начинает открываться героям в своей изначальной сути. Ясна становится и причина их несчастья – точнее, одна из причин:

«Мы уже были слепыми в тот миг, когда ослепли, страх нас ослепил, страх не дает нам прозреть».

Пожалуй, это ключ к пониманию романа. Сарамаго показывает, что настоящая слепота — не в глазах, а в душе.

Отсылки к платоновской пещере и христианству

Тема слепоты, а вернее ослепляющего белого света, отсылает к мифу Платона о пещере. Но если у Платона узники прикованы цепями, то у Сарамаго они слепнут. Карантинная зона — это и есть пещера.

У Платона люди прикованы в пещере, видят только тени на стене и принимают иллюзии за реальность. А у Сарамаго психиатрическая больница становится пещерой нового типа, где слепые "видят" фантомные образы ("белую слепоту" вместо тьмы) и есть социальная иерархия (уголовники-«надзиратели») — аналог платоновских теней.

Самое известное изображение "Мифа о пещере": люди выходят на свет по цепочке, и ничего не видят от белого света, слепящего глаза
Самое известное изображение "Мифа о пещере": люди выходят на свет по цепочке, и ничего не видят от белого света, слепящего глаза
Визуально чем-то напоминает людей "из пещеры" (обложка книги)
Визуально чем-то напоминает людей "из пещеры" (обложка книги)

Ирония: у Сарамаго люди уже были пленниками пещеры (социальных условностей), даже когда имели зрение.

Можно сказать, что Сарамаго усложнил метафору пещеры. Если Платон верил в объективную истину, то Сарамаго показывает, что нет "света" вне системы — даже прозревшие остаются заложниками человеческой природы, "Пещера" теперь внутри нас (страхи, эгоизм, конформизм), а спасение — не в философских истинах, а в практической человечности.

В романе есть персонаж, который остается зрячим — жена доктора. Она добровольно идёт в карантин, чтобы быть с мужем, и постепенно становится центром маленького сообщества слепых.

Её роль неслучайна. Она — проводник, по Платону — философ, а по библейским мотивам — Спаситель. В одном из ключевых моментов она совершает грех ради спасения других, и это, конечно, отсылка к христианской идее жертвенности.

Ещё одна параллель с христианством — история апостола Павла, который прозрел после слепоты. У Сарамаго болезнь тоже становится способом прозрения, но не в религиозном, а в экзистенциальном смысле.

Персонажи без имён, но не без лиц

У героев «Слепоты» нет имён — только описания: «первый слепой», «доктор», «девушка в тёмных очках». Сарамаго стирает индивидуальность, чтобы показать универсальность истории. Но при этом его персонажи — живые. Они не делятся на «плохих» и «хороших». Даже те, кто ведёт себя отвратительно, — всего лишь продукт обстоятельств. По тексту везде напрашивается вопрос — а как бы я поступил на его месте? Страшно то, что Сарамаго пишет правду: попадая в такие условия, человек превращается в животного, теряя свой облик.

Зачем читать «Слепоту»?

Я бы не рекомендовала читать «Слепоту» всем, слишком уж много там тяжелых и даже ужасающих сцен. Тем же, кто задается вопросами экзистенциальными, философскими, и не боится «страшных картинок», которых в этой книге очень много, настоятельно рекомендую.

После прочтения вы неминуемо начнете себе задавать вопросы из разряда: а что на самом деле делает нас людьми? Можно ли доверять системе, обществу? Насколько безопасна наша жизнь? Видим ли мы мир по-настоящему?

Знаю, что есть экранизация романа с Деми Мур в главной роли, но не уверена, что смогу смотреть это, поскольку и читать было непросто. Возможно, спустя время.

Кто читал роман, делитесь впечатлениями в комментариях