Мануэль (Маноло) Нуньес-Яновский родился в Самарканде в колонии для испанских эмигрантов. Его отец, флотский офицер, воевал на стороне республиканцев, в 1939 г. уехал в СССР, женился на уроженке Одессы, участвовал в Великой Отечественной войне, а в 1949 г. получил шесть лет лагерей по той самой 58‑й политической статье УК РСФСР как «враг народа» и шпион испанец. Впоследствии реабилитирован. Мать была экономистом. Сам Маноло окончил Барселонский университет с дипломом по истории и археологии, затем театральную школу «Адриа Гуэль» в Барселоне. Много лет жил во Франции и Бельгии. Член-корреспондент Королевской академии искусств им. Святого Георгия (Барселона).
На его счету десятки масштабных проектов — архитектурных, ландшафтных и градостроительных. Испания, Франция, Германия, Бельгия, Южная Корея, США, Казахстан, Россия и Украина — и это еще неполный список стран, в которых можно встретить творения Мануэля, воплощенные в жизнь.
По сей день остается загадкой его творческий метод: свой особый взгляд на построение архитектурных объектов, ансамблей, порождающий удивительные архитектурные спектакли. И здесь немаловажную роль сыграли, в свою очередь, Одесский оперный театр, куда мама-одесситка водила маленького Маноло, «посвящая в прекрасное», и обучение в школе драматического искусства на режиссерском отделении в Барселоне, собственный опыт актера и театрального постановщика (в 1973 году Маноло Нуньес был внесен в энциклопедию Каталонского театра как самый молодой талантливый театральный деятель Испании), а также пристальный интерес к культуре древних цивилизаций (факультет истории и археологии в Центральном университете Барселоны).
В Париже он доказал всему миру, что сборный железобетон — это не только дешевые быстровозводимые панельки. Он тоже может быть интересным и красивым, и при этом — весьма бюджетным. Сборному железобетону отведена особая роль в творческом наследии Мануэля Нуньес-Яновского.
Мне понравилось его высказывание о роли архитектора в выполнении своих задач: «Никогда не стоит забывать, что мы находимся перед умным человеком — потому что заказчиком, строителем, девелопером не может быть какой-то дурачок. Да, он может не очень хорошо разбираться в каких-то областях — искусстве, живописи. Но это человек, который добился успеха в обществе — политически, экономически, технически, социально, — человек, который имеет какие-то навыки и культуру, представление об обществе. И когда он приглашает вас на свой проект и вы работаете с ним, вы понимаете, что у него есть какие-то свои позиции. Он делает свой продукт; в лучшем случае вы можете ему предложить вариант этого продукта. Заказчик начинает мне детально объяснять, как он видит эту площадь, улицу, дом, затем спрашивает, как это, в свою очередь, вижу я. Мы кружим с ним в этом обсуждении вокруг да около и такими кругами постепенно подходим к центру — то есть к месту, где мое и его мнение сливаются в общую картину.»
Вторая цитата из его диалогов об архитектуре на постсоветском пространстве, в частности о России: «В период смерти Сталина в 1953 г. в СССР произошел культурный, политический, общественный перелом. Он был человеком высоко-ответственным – изверг, тиран – его можно считать кем угодно и относиться к нему по-разному, но это был человек, который любил свой народ. Я могу спорить по этому поводу с кем угодно, потому что та архитектура, то градостроительство, что он заказал в те времена, по сегодняшний день стоит и всем нравится, даже очень простым людям. А это высшая оценка для архитектора. Поэтому многие свои проекты для постсоветского пространства я проектировал именно в «сталинском» духе. Думаю, что они продолжают эту идею – «архитектуры для народа». Сложно поспорить: сталинский ампир действительно впечатляет!
3 февраля 2010 года состоялся официальный тендер, где Россия уверенно победила Саудовскую Аравию и Канаду на приобретение участка площадью 4245 м² в центре Парижа на набережной Бранли, недалеко от Эйфелевой башни для сооружения русского духовно-культурного центра с храмом. По итогам конкурса на лучший проект центра в Париже победило предложение, выполненное Мануэлем Нуньес-Яновским совместно с московской мастерской ООО «Arch Group». На земельном участке было решено возвести кафедральный собор, административные помещения для епархии, многопрофильные залы и аудитории семинарии, общежитие для семинаристов, библиотеку. В ноябре 2012 года по настоянию мэра Парижа, нового левого правительства и лично министра культуры Франции Орели Филипетти управление делами президента расторгло контракт с архитектором Мануэлем Нуньес-Яновским. «Они не захотели, чтобы символ тирании было видно с Сены», — объясняет он РБК требование французских властей сделать здание «более скромным». Разработка нового проекта была передана другому архитектору. Сам Нуньес-Яновский намерен опротестовать решение в судебном порядке. Вот такие непростые баталии бывают в закулисье международных архитектурных конкурсов))). О своём несостоявшемся проекте Мануэль (Маноло) Нуньес-Яновский сказал следующее: «Что такого красивого в проекте русского храма, что именно он был в масштабе русской религии, в которой на самом деле всё происходит внутри, а не снаружи. Снаружи вот эти бонбоньерки, маковки и другие детали. Это очень красиво. Хайтековский покров Девы Марии, которая летит над Парижем… Это красиво, а если внутри, то это было бы уникально. Почему? Потому что я понял, что такое православие, – это религия, которая порхает вокруг верующего человека. И она не где-то там, в готических сводах, она – над головами людей. Белокаменное можно сделать из белого стекла. Я думал, что сделаю белые стёкла снаружи. Парижанин, гуляя по улице, увидит белокаменный храм – шикарный, матовый, белый цвет. (…) А ночью, когда зажигаются свечи, огни, тогда человек, идущий по ночному Парижу, вдруг увидит эти белокаменные стены, на которых проступают лики. Не вся икона, потому что есть стеклянные фильтры. Тогда это был бы удар по католической французской религии, потому что появилось бы прозрачное православие.»
В 2015 году стало известно о планах Мануэля Нуньес-Яновского вложить в Крым 15 миллионов евро. Это его личные средства, которые он взял в качестве кредита в швейцарском банке. При том, что Европа сегодня не готова вкладываться в Крым, банк без проблем одобрил заявку испанского архитектора. По словам градостроителя, на самом деле многие бы хотели инвестировать в полуостров, но опасаются, им на это нужно время. По мнению Мануэля Нуньес-Яновского, архитектура Крыма сегодня ужасна. Сегодня у Нуньес-Яновского большие планы по «освоению Крыма»: он хотел бы перестроить здесь все. Вернуться сюда и закончить оставленные когда-то проекты испанский архитектор согласился по приглашению своего друга, однофамильца бизнесмена Владимира Яновского. Вот что сам архитектор сказал о своих планах: «Мой интерес – воссоздать строительную индустрию в Севастополе, в Крыму. В 1991 году я уже был в этом проекте, но меня остановили. Я хотел показать, что строить можно по-другому, не эти коробки, которые сейчас продолжают делать. А нормальные, красивые дома для людей. Я хочу закончить то, что когда-то начинал». Инвестпроект испанца состоит из двух частей: учебного заведения и завода. Все будет работать смежно. «Я хотел бы построить учебный кампус в Севастополе. Там бы обучались будущие строители и архитекторы. Параллельно я построю завод по производству железобетонных конструкций. Такой же, как был развален в свое время в Севастополе».
На вопрос о том, есть ли у архитектора какая-то глобальная миссия, Мануэль Нуньес-Яновский ответил: «Да. Научиться думать глобально. Думать, мыслить, воображать и действовать глобально.»
Честно говоря, для меня самой было очень познавательно собрать информацию об этом удивительном человеке. Отдельно можно ещё целую статью написать про его проекты для Узбекистана на тему города-сада знаменитого Амира Тимура "Тимуридский Чор-Баг". Если кто-то всерьёз заинтересовался, советую найти информацию об этом проекте.
#архитектура #архитекторы #искусство #архитекторымира #мироваяархитектура #МануэльНуньес-Яновский