Найти в Дзене

О главной идее "Смешариков"

Довольно много я уже рассказал о тех сериях "Смешариков", что незаслуженно были оттенены более растиражированными собратьями. Давайте на чистоту, вспоминать о "Смысле жизни" – всем моветонам дурной тон. Как только заходит речь о любви к мудрости, так сразу – "смысл жизни в том, чтобы... жить!" Редко в публичном поле мне попадались разборы гораздо более насущных серий, что способны найти отклик практически у любого зрителя. Ну нет в серии "Обещание" интригующего названия (да простят меня боги за убогость рифмы), нет в "Ежидзе" музыки, что сама собой попадает точно в сердце, нет в "Фанерном солнце" загадочности. Да, я считаю, что во многом тот же "Смысл жизни" обязан своей популярностью качественному обрамлению, а не только (может даже и не столько) тем мыслям, что закладывал в сюжет Алексей Лебедев. О качестве самих мыслей я даже не завожу разговор, это не столь важно. А важно, что за мороком "серий для взрослых" частно терялись (да и сейчас, думаю, теряются) животрепещущие сюжеты, пы
Оглавление

Довольно много я уже рассказал о тех сериях "Смешариков", что незаслуженно были оттенены более растиражированными собратьями. Давайте на чистоту, вспоминать о "Смысле жизни" – всем моветонам дурной тон. Как только заходит речь о любви к мудрости, так сразу – "смысл жизни в том, чтобы... жить!" Редко в публичном поле мне попадались разборы гораздо более насущных серий, что способны найти отклик практически у любого зрителя. Ну нет в серии "Обещание" интригующего названия (да простят меня боги за убогость рифмы), нет в "Ежидзе" музыки, что сама собой попадает точно в сердце, нет в "Фанерном солнце" загадочности. Да, я считаю, что во многом тот же "Смысл жизни" обязан своей популярностью качественному обрамлению, а не только (может даже и не столько) тем мыслям, что закладывал в сюжет Алексей Лебедев.

О качестве самих мыслей я даже не завожу разговор, это не столь важно. А важно, что за мороком "серий для взрослых" частно терялись (да и сейчас, думаю, теряются) животрепещущие сюжеты, пытавшиеся нас учить тому, чему многие так и не научились. Несколько таковых я уже рассмотрел. Позже, вдохновившись, даже расписал путь становления каждого из героев мультсериала. Теперь, по моему мнению, пришла пора сказать финальное слово. Сегодня я хочу разобрать ещё пак отличных серий, которые редко попадают в списки "философских". Но также я обращу внимание читателя на некоторые нарративные связи внутри мультсериала, упущенные мной ранее, и исправлю пару ошибок. В конце статьи я уже точно обрисовать общую идею всего проекта "Смешарики", ведь, как бы ни были прекрасны отдельные серии, всё равно должен быть путеводительный маяк, к которому так или иначе тяготел бренд все 20 лет своей жизни. Не забывайте, что всё это личное мнение автора. Если вы с ним не согласны – добро пожаловать в комментарии, где вы аргументированно и уважительно выскажите свою точку зрения. Начинаем.

-2

Телеграф

Вообще, серия эта достаточно часто попадалась мне на глаза в различных подборках. Но скорее как актуальная, нежели как философская. Было это ещё несколько лет назад. Ныне же ситуация, показанная в этой анимационной старушке, обрела воистину пугающие очертания в реальной жизни, отчего актуальность переросла самоё себя. Буквально через шаг я встречаю публикации, содержание которых примерно одно: в мире, где общение стало таким доступным, люди стали максимально одинокими. Сложно не согласиться с этой мыслью. Но в чём проблема человечества? Почему всё именно так? Мне кажется, потому, что отношения между людьми последние пару десятилетий стремительно меняются на отношения между эрзацами людей. Истинное общение происходит между цветистыми профилями мобильных телефонов, придуманными биографиями и фотографиями, на которых ретуши больше, чем живого лица.

-3

Они, эти... подменыши, счастливы и рады, тогда как те, кто прячется за ними – настоящие, живые люди, – одиноки и несчастны. Посмотрите на концовку серии "Телеграф". Все герои буквально стоят бок о бок друг с другом и горюют, что не смогут теперь общаться как раньше, на расстоянии. Но было ли то общение, что на дистанции, общением в полном смысле этого слова? Нет. Одни и те же вперившиеся в клавиатуру взгляды, немой речитатив клацающий кнопок, изолированность от мира – разве это общение? И ведь никто из героев до поры до времени не плакал по улыбкам друзей, по их счастливым голосам и искренним взглядам. Вот и никто из нас не плакал, пока не стало слишком поздно, и помноженное во сто крат одиночество не заперло нас каждого в своей, расписанной уникальной вязью конуре. Но что делать? Не ломать же технику, как сделал Карыч, ведь колесо прогресса назад не провернуть. А в поломке ли телеграфов было дело? Совсем нет. Смешарики переосмыслили свою жизнь только после кратенького, да проникновенного моралите старого ворона. Поломка шайтан-машин послужила только поводом, чтобы собраться вместе, а всё остальное – дело рук самих героев. Вот и мы, подобно Совунье, Нюше, Копатычу, Барашу, собрались когда-то перед экраном, чтобы вместе выслушать эти слова Кар-Карыча. Так не пора ли внять им, вспомнив, однако, как прекрасна была искренняя улыбка того самого друга, который последние годы был лишь пучком пикселей на мониторе, и пойти в гости к нему, чтобы снова её увидеть? Я думаю, что пора, пускай и с запозданием в 20 лет. И ничего тогда ломать не придётся, ведь техника – это только инструмент в руках дьявола, сидящего в пруду.

-4

Забытая история

Извилисты были есть и буду пути иронии. Я и думать забыл об этой серии, пока снова не пересмотрел полный список классических серий. Этот эпизод видится мне тем самым вином, которое не только становится с каждым годом всё лучше (и крепче), но именно сегодня достигло самой лучшей кондиции. "Забытая история" исследует человеческую память, а значит, и прошлое каждого отдельного зрителя. Уставшие от жизни, больные взрослые потихоньку дожидаются старухи с косой, как в один момент один из них, бродя по закоулкам памяти, натыкается на "что-то большое и значительное". И в мгновение стрелка внутренних часов всех стариков переменила ход: в дряхлых телах сызнова взыграла молодость и появились желание и сила... прыгать по лужам, ведь это они, взрослые, когда-то это делали.

-5

И нет для них ничего зазорного, чтобы вспомнить детство и пробежаться весной по стылой воде, подгоняя игрушечный кораблик. А вспомните, как все мы точно так же радовались в детстве, когда подбегали к экрану, на котором мелькали круглые герои. И сейчас эти (и многие другие) воспоминания дарят нам волю к жизни, пробуждая порой преждевременно состарившиеся души от крепкого сна и наполняя их самой искренней радостью – детской радостью. Не отчаивайтесь, товарищи. Даже если вы едва живы, ребёнок внутри вас будет здравствовать до самого последнего момента. И он всегда протянет вам руку помощи, главное – примите её и снова начните прыгать по лужам, вместо того чтобы в них сидеть.

-6

О вещах и прочих бесах

Будем честны, такой серии в "Смешариках" нет и никогда не было. В этом пункте речь пойдёт сразу о нескольких эпизодах: "Скамейка", "Коллекция", "Биография зонтика" и "Настоящие ценности". Все эти история связаны по парочке параметров. Во-первых, во всех фигурируют Крош и Ёжик (в половине ещё и Бараш). По сюжету каждой из них герои сталкиваются с одной своей страстью – привязанностью к вещам. "Скамейка" в принципе начинается с создания Крошем одноимённого предмета мебели, а катарсис в этой серии обозначен тоской создателя по своему поломанному детищу.

-7

В "Коллекции" патетическая преданность Ёжика фантикам от конфет поссорила его с лучшим другом и едва не обернулась гибелью последнего.

-8

"Биография зонтика" тоже едва не закончилась трагической смертью. Но не только Кроша, а ещё и Ёжика с Барашем, и всё – из-за привязанности последнего к зонтику. "Настоящие ценности" и вовсе показали нам становление рыночных отношений в Ромашковой долине, подменивших собой царствовавшее доныне панибратство. Стало быть, во всех этих сериях безответная любовь к мирским благам привела героев к разочарованию. Но в "Скамейке" Крош в мгновение забыл о своём произведении слесарного искусства, когда увидел облака в форме бегемотов – своеобразный символ дружбы. Конец "Коллекции" ознаменовался включением в неё двух самых редких фантиков – Ёжика и Кроша, – в сравнении с которыми ни один из предыдущих "раритетов" не стоит и гроша. "Биография зонтика" завершилась, но вместе с ней сохранились биографии трёх друзей и началась оная у нового зонтика, каждая заплаточка на котором напомнит Барашу не о его, а о его и Кроша с Ёжиком приключениях.

-9

"Настоящие ценности" обесценились и оказались проданы, но молчаливая дружба сохранилась – усилиями Ёжика, который вновь положил под сукно свою коллекцию... ради друга.

-10

Как жаль, что в среде тех, кто в детстве смотрел "Смешариков", далеко не всегда выбор совершается в пользу друга. Каждый ведь нашёл свой смысл жизни, все мы как неслись в пространстве бесконечного космоса, так и несёмся поныне – всё случилось как-то... само собой. А вот ценить тех, кто стал частью нашей биографии, научиться гораздо сложнее, чем витать в неосязаемых эфирах чистого разума. Лично мне известна пропасть случаев, когда крепчайшая дружба рушилась из-за грязных зелёных бумажек, и люди оставались на долгое время несчастными. А ведь ответ, что делать, всегда лежал на поверхности: ничего эта материя не стоит, будь она хоть льняной, хоть самой редкой в этом мире. Ничего более редкого, чем милый и нежный друг, найти не получится. Так что всё-таки выбрать? Нечего и думать! Выбрасывайте старый зонтик, да ни за что не бросайте старого друга.

-11

День Биби и Фанерное солнце

Серия "День Биби", наверное, запомнилась больше как трагичная, нежели как философская. И взаправду, межвременная одиссея Биби заканчивается сильнейшим поворотом сюжета. Смешарики буквально вырывают Биби, пожертвовавшего жизнью ради благополучия друзей, из лап смерти, вырабатывая для него энергию своими мускулами. Ключевые слова произносит Копатыч: "Ща мы ему столько энергии накрутим – на тыщу лет хватит!" И вот, проходит ровно тысяча лет, бо́льшую часть из которых робот провёл в полном одиночестве. И он достаёт старую-престарую фотографию своих друзей, достаёт со словами: "Ваша энергия всегда со мной". Да, действительно трогательный момент. Но что же тут философского?..

-12

Бывает крикнешь что-то в бесконечном ущелье, а потом нежданно-негаданно заблудшее эхо вернётся к тебе спустя много лет. Анатолий Прохоров говорил, что с серии "Фанерное солнце" начались те "Смешарики", которых мы так страстно полюбили. «А вот третий – „Фанерное солнце“ – меня зацепил. Вдруг на фоне симпатичной детской истории в финале прозвучала фраза „И они стояли так долго и чувствовали, что накопленного тепла им хватит до следующего лета“. Эта фраза была уже не просто детской, в ней был поворот от детского сериала к семейному», – так высказался об этой серии отец-основатель проекта. Как я уже говорил, серия как раз и рассказывает о том, что никакое тепло, кроме тепла сердец наших друзей, не способно согреть раз и навсегда. С этой мысли – о великой ценности близких – и начал цвети сериал. И в 2015-м году (прошло 11 лет с выхода "Фанерного солнца") уже в спин-оффе снова появляется эта мысль, но развернута она уже не на год, а на все 1000 лет вперёд. Очень любопытно, что авторы использовали очень похожую метафору спустя столько-то лет. Зритель, уже выросший за десятилетие просмотра сериала, с непреложной ясностью осознаёт, насколько всё-таки важны близкие нам люди. И не дрогнет рука пожертвовать ради них жизнью и здоровьем, ведь каждый из них готов на то же самое. Мне кажется, где-то тут и кроется то, о чём "Смешарики" рассказывали нам годами. Но об этом поговорим в конце.

-13

Невоспитанный клон и Утерянные извинения

Я нахожу предельно верным, что для иллюстрации заложенной в серию мысли выбрали именно вежливого и интеллигентного Лосяша, так как на фоне его услужливого характера особо рельефно выступают хулиганское прошлое и настоящее. Да, именно настоящее. Я думаю, Клон выступает в серии больше как метафора, нежели как живой персонаж. Он – персонализация прошлого главного рогоносца Ромашковой долины.

-14

В молодости Лосяш был хулиганом, но со временем морально повзрослел и, казалось бы, перебесился. Но вот беда: старые повадки никак не отпускали учёного, поэтому он решил от них сбежать – далеко и навсегда. К сожалению, сбежать навсегда не вышло, и прошлое, олицетворённое злым клоном, снова настигло героя. На первый взгляд простая и юморная серия в этот момент обращается глубоким рассуждением о развитии личности человека. Молодой Лосяш был тем ещё озорником, но ближе к юношеству, и тем более по достижении среднего возраста, исправился и стал максимально вежливым и трудолюбивым человеком. Значит, людям свойственно меняться, они могут в любой момент осознать неверность выбранного ими пути и изменить жизненные ориентиры.

-15

Но спустя много лет старая закалка напомнила о себе, и Лосяш (вернее, его клон) снова начал бесчинствовать. Стало быть, окончательно спастись от внутренних пороков просто невозможно: они постоянно будут настигать вас, порой в самый неожиданный момент. Не надо обманывать себя, что избавились от недостатков, спрятав их поглубже, убежав от них подальше. Только долгая работа над собой, искренность с друзьями и признание своей... не сказать, что порочности... не идеальности – да, так лучше – поможет отделаться от ватаги собственных невоспитанных клонов. А может, это они в итоге справятся с нами – как знать.

-16

Вообще, в "Смешариках" часто поднимается тема наших собственных недостатков. Вспомнить того же "Ежидзе", которого я уже разбирал, или "Без никого", или "Бутерброд", или... впрочем, перечислять можно ещё долго. Но практически всегда мы наблюдали сюжет от лица тех, кто, собственно, и проявлял малодушие. В этом отношении достаточно уникальна серия "Утерянные извинения", ведь она освещает проблему с абсолютно иной стороны – потерпевшей обиду, глубокую обиду. Совунья буквально пала духом, когда узнала, что её дорогой друг, который когда-то плохо с ней обошёлся, годами просил прощения, но по роковой случайности извинения были утеряны. Глубоко восприняв этот жизненный урок, Нюша бежит к Барашу, чтобы дать тому шанс. Прокручивая в голове свою жизнь, я вспоминаю, как много раз не давал очень хорошим людям прощения. Серия как раз учит нас, что, каким бы злодеем не казался обидчик, он почти всегда сам сожалеет о своём поступке, ведь он такой же человек с такими же слабостями, как и мы. И не нужно прятаться, уезжать, – а нужно обнять своего старого друга и насладиться секундой воссоединения. Я считаю, что мысль о не идеальности каждого из нас особенно важна для "Смешариков", потому что... впрочем, мы как раз к этому и подошли.

-17

Так о чём были "Смешарики"?

Ну, вот и настало время вынуть из головы всё, о чём мы говорили несколько месяцев, и плюсом – более попсовые серии, которые, тем не менее, отлично вписываются в общую картину.

-18

С самого зарождения "Смешариков" мы наблюдаем сколь цветистую по форме, столь же серую по содержанию картину мира: никто из действующих лиц никогда не был приторно-положительным или до тошноты отрицательным – все герои имели собственные грешки за душой, таскали за собой груз прожитых лет и пережитых бед, и каждый был в тот или иной момент времени подвержен губительным страстям: Крош, скажем, часто не чувствовал никакой ответственности за своих друзей, что не раз оборачивалось бедами ("Дежавю", "Водный процедуры"), а его друг Ёжик был столь пуглив, что боялся даже близких, да только не боялся приврать о своих подвигах ("Ежидзе"), или, скажем, Бараш, тот самый Бараш, который неумолимо скатывался по спирали жизни в небытие гордого одиночества ("Право на одиночество") и одинокой гордости ("Создатель"), прямо как Кар-Карыч, решивший спрятать неугодного ему человека – самого себя – в футляр на двух замках и выкинуть его в море – пускай кормит изъеденной червями совестью рыб ("Чемодан"), прямо как Пин, что, уверовав в свою гениальность, опережающую время на столько, что даже будущее забывается, ведь оно ничто в сравнении с разумом изобретателя, покинул друзей, ни на миг о них не подумав, по итогу чуть не исчезнув на далёкой планете ("Лучший из миров"), или та же Нюша, пытавшаяся заполнить внутреннюю пустоту едой ("Массы и расстояния"), но в итоге только помножившую первую – прямо как Совунья, не смогшая скрыть за настоящим гнетущее прошлое ("Утерянные извинения"), которое напоминало о себе подобно сигналу морзянки, вырывающей Лосяша из общества, с которым они взаимного друг друга никогда не понимали, и дарящей взамен далёкого друга, что видит мир ровно так же ("Чужие голоса"), такого же далёкого, как сердце Копатыча, унесённое от хозяина годами унизительной борьбы за жизнь и пропитание ("Начало"), – и каждый из героев по-своему страдал от бередящих душу пороков, но ни один не отчаивался и вовремя взрослел, как Крош–Шорк, решивший пожертвовать собой ради спасения друзей ("Дежавю"), и Ёжик, отринувший страхи ради последнего фантика для своей книги жизни ("Коллекция"), или молодел, как вырвавшийся с прокрустова ложа старости Кар-Карыч ("Забытая история"), или невероятными усилиями борол жадность до неприкаянности, как Бараш ("Биография зонтика", "Право на одиночество"), или самую обычную жадность, как однажды и сделала Нюша, обменяв её на любовь ("Горы и конфеты"), да хоть просто учился любить единственную щедроту от госпожи Удачи – друзей – всеми уголками сердца, как Копатыч ("Полоса невезения") или Пин ("Лучший из миров"), или Лосяш ("Чужие голоса"), но никто не спасался только своими усилиями – ведь как можно победить одиночество силами одиночества? – только заступничеством друзей, готовых не только в роковой, но и вообще в любой момент подарить капельку тепла, что, попав в самое сердце, всегда оборачивалась бессмертным морем, в отражении которого – мы все, все до единого, готовые прощать близким их ошибки и исправлять свои, готовые становится чище и добрее ради других, как когда-то они сделали это ради нас, потому что только так наше общее тепло, пускай и покрытое мелкой изморозью, никогда не закончится, а мы – никогда не умрём.

-19

Спасибо за прочтение, дорогие читатели. Всегда рад видеть вас на канале. Оценивайте, комментируйте, подписывайтесь, постараюсь хотя бы изредка радовать вас контентом. Пока!