- Какое отношение имеет к Иконе Иоанн Крестиль,Апостол Павел,Притчи Царя Соломона?По поводу порока пьянства.
- Св. апостол Павел прямо и недвусмысленно говорит, что «пьяницы… Царства Божия не наследуют» (Кор. 6, 10). Свт. Василий Великий называл пьянство «самовольным бесом, который от сласти в душе рождается».
- Кто может знать пути Божии, но можно предположить, в последние столетия немощь русского народа – пьянство – к тому времени уже перешла в грех, и нужна была благодатная помощь заблудшим людям, указание свыше, в чем им надо каяться.
Какое отношение имеет к Иконе Иоанн Крестиль,Апостол Павел,Притчи Царя Соломона?По поводу порока пьянства.
Св. апостол Павел прямо и недвусмысленно говорит, что «пьяницы… Царства Божия не наследуют» (Кор. 6, 10). Свт. Василий Великий называл пьянство «самовольным бесом, который от сласти в душе рождается».
Кто может знать пути Божии, но можно предположить, в последние столетия немощь русского народа – пьянство – к тому времени уже перешла в грех, и нужна была благодатная помощь заблудшим людям, указание свыше, в чем им надо каяться.
БЫЛИ ВРЕМЕНА НА РУСИ КОГДА ЛЮДИ СПИВАЛИСЬ В ПРЯМОМ СМЫСЛЕ СЛОВА - ТОНУЛИ В ВИНЕ И ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ НЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ.ЕЩЕ ЕСТЬ ЖИТИЕ ОБ ИОАННЕ КРЕСТИТЕЛЕ,КОГДА ДОЧЬ СОБЛАЗНИЛА САМОГО ЦАРЯ,КОТОРЫЙ БЫЛ ЕЙ ОТЦОМ ВО ВРЕМЯ БУРНОГО ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЯ РОЖДЕНИЯ.В ТОТ ДЕНЬ СЛУЧИЛОСЬ СТРАШНОЕ ГОРЕ,ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ-КРЕСТИВШИЙ САМОГО ИИСУСА ХРИСТА БЫЛ ЗВЕРСКИ УБИТ-ЕМУ ОТРУБИЛИ БЕЗВИННОГО ГОЛОВУ,ОЗВЕРЕВШИЕ ОТ ПЬЯНСТВА ЛЮДИ.К ТАКИМ ЛЮДЯМ ПРИБИВАЮТСЯ БЕСЫ,КОТОРЫЕ ОТНИМАЮТ УВЕРЕННОСТЬ,РАДОСТЬ ТРЕЗВОЙ ЖИЗНИ-ПОД ПЕЛЕНОЙ ЧЕЛОВЕК ПРЯЧЕТСЯ И ТОПИТ СЕБЯ ЕЩЕ ДАЛЬШЕ.НЕ ЛУЧШЕ ЛИ ИДТИ ВПЕРЕД БЕРЕЧЬ ДЕНЬГИ,ЖИЗНЬ,ДРУЗЕЙ,СЕМЬЮ И ЕСЛИ НЕ БЫЛО СЧАСТЬЯ ПОСТАВИТЬ СЕБЕ ЦЕЛЬ ИСКАТЬ НАСТОЯЩЕЕ СЧАСТЬЕ И РОЖАТЬ ДОСТОЙНЫХ ДЕТЕЙ В ТРЕЗВОСТЕ И ВО ХРИСТЕ.
Святые отцы о пьянстве
Пагубное влияние «зеленого змия» известно еще с ветхозаветных времен. Первое Библейское повествование о зловредном воздействии чрезмерного винопития восходит к истории Всемирного потопа. Так, святой праведный Ной, который, вместе со своим семейством, только один из всего рода человеческого был спасен от общего бедствия по чудесному откровению от свыше, «начал возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9, 20-21). Праведный Лот, избежавший с помощью ангелов Божиих горькой участи нечестивых жителей сожженного Содома, после впал, однако, в тяжкий грех кровосмешения со своими собственными дочерями, когда был упоен ими же до потери памяти и смысла (см. Быт. 9, 30-38). Легендарный богатырь Сампсон, предавшись пьянству и любодеянию, был лишен своей удивительной силы и благодати Божьей, легко побежден давнишними врагами, ослеплен, поруган и осужден к бесчестной работе, пока не вернулся в прежнее достоинство (см. Быт. 16, 16-31).
Эта икона была промыслительно явлена для грядущего ХХ столетия, утонувшего в слезах и вине. Если в конце XIX века ее почитание в наше время произошло настоящее прославление этой святыни.
Как пишет Николай Оплетин в статье «Миф о русском пьянстве», было несвойственно нашим предкам. «В те времена на Руси (до крещения Руси – Прим. С. Р.) не было водки и многих других вредных для здоровья напитков. Пили русичи медовуху (сброженный и очищенный мед), которая лишь укрепляла их здоровье. Вином на Руси угощали только почетных гостей: наливали одну, реже две крохотные рюмочки и подолгу смаковали. Кроме того, вино почиталось лечебным средством от разных хворей.
А как же появилась в России водка? Ведь ее многие ошибочно считают русским “изобретением”. Водка появилась в России всего пять веков назад. Ее завезли генуэзские купцы в 1428 году. Русские не имели никакого отношения к ее “изобретению”. Эта “честь” принадлежит арабам. Более того, сразу после знакомства русских с водкой она попала под запрет. Во времена мощного подъема России в XV–XVII веках русские являлись самой трезвой нацией в мире.
Даже иностранцы, бывшие в России в те времена, отмечали, что трезвый образ жизни – национальная черта наших предков. Пить водку русские стали лишь в середине XVI столетия, когда по воле Ивана Грозного в Первопрестольной был открыт первый “царев кабак”. Правда, поначалу крепость ее была совсем не такой, как сейчас, всего 14 градусов. Отмечу также, что до конца XIX века водку и другие спиртные напитки в России можно было купить только в питейных домах. И пьянствовала лишь весьма узкая прослойка населения, так как употреблять спиртное разрешалось только в кабаке, а ходить туда было неприлично.
«Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша”» было записано священномучеником Иаковом Бриллиантовым в 1912 году со слов монахини Елизаветы, насельницы Введенского Владычнего женского монастыря, находящегося в городе Серпухове. Напомним, что монастырь этот был основан в четырнадцатом столетии по благословению святого митрополита Алексия его учеником Варлаамом. Со времени своего основания он был мужским, но к концу XVIII столетия оскудел и в начале нового века стал женским.
Обретение иконы «Неупиваемая Чаша» произошло в первый год игуменства матушки Марии (1878). Один крестьянин Тульской губернии Евфремовского уезда, отставной николаевский солдат с пенсией, имел слабость к вину. Он пропивал все в доме и всю пенсию и дошел до нищенского состояния, в довершение всего у него отнялись ноги. Находясь в таком разладе душевном, телесном и материальном, он видит однажды сон: приходит к нему старец благообразного вида и говорит ему: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там, в Георгиевском храме, есть икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров и душою, и телом». Но крестьянин, несмотря на то что сон, видимо, был необыкновенный, не пошел в Серпухов, потому что не знал, как добраться туда без ног и без гроша в кармане. Тогда тот же старец явился ему во второй раз и уже настолько грозно потребовал исполнить его приказание, что крестьянин решился немедленно отправиться в путь. Двигался он на четвереньках. По лежащим на пути селениям останавливался для отдыха и подкрепления пищей. На одной из таких остановок старушка-крестьянка приняла его на ночлег, накормила и, в облегчение болезни его ног, растерла их и уложила больного и усталого путника на печь. И вот что тогда случилось: ночью, проснувшись, путник почувствовал приятное ощущение в ногах и тут же с большой осторожностью, спускаясь с печи, попробовал встать на ноги. Хотя и очень слабо, но он смог стоять на ногах! Он с нетерпением дождался утра, чтобы отправиться в дальнейший путь: теперь уже, может быть, не на четвереньках, а на ногах, хотя и с помощью палок. Но добрая старушка удержала его еще на сутки и опять на ночь растерла ему ноги. Видимо, больному стало лучше, и он действительно теперь уже пошел. Правда, сначала с двумя палками, а потом и с одной. Так дошел он до Серпухова и до Владычнего монастыря. Обут он был в теплые валяные сапоги, несмотря на июль месяц.
Во Владычнем монастыре он поведал о своих дивных сновидениях послушнице Захарии (впоследствии монахине Елизавете), церковнице при храме великомученика Георгия, и настойчиво просил, чтобы был отслужен молебен Матери Божией перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша». Но в монастыре никто не знал иконы Матери Божией с таким наименованием. Тогда явилась мысль: уж не та ли это икона, которая висит в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу. На ней есть изображение чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне этой иконы действительно усмотрели надпись: «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что когда нашего путника подвели к раке преподобного Варлаама, то в его святом лике он сразу признал того благолепного старца, который явился ему во сне и повелел идти в Серпухов во Владычний монастырь к Божией Матери «Неупиваемая Чаша».Весть о чудном явлении быстро распространилась по городу Серпухову, а затем по ближним и дальним весям Серпуховского уезда и далеко за его пределами. Стали приходить и приезжать одержимые страстью винопития, чтобы помолиться Матери Божией пред Ее новоявленной иконой. Некоторые из них являлись снова, чтобы благодарить Царицу Небесную за Ее великие милости, за исцеления. Вскоре после прославления святая икона «Неупиваемая Чаша» из ее прежнего помещения была перенесена в соборный храм и поставлена на чрезвычайно удобном месте.
Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения
Святая икона «Неупиваемая Чаша» прекрасного старинного письма. Лик Матери Божией совершенно как живой. Что изображает эта икона? По-видимому, это точное изображение иконы Богоматери «Знамение». Только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения. Чаша эта воистину есть неупиваемая, или неиспиваемая, потому что Агнец ее есть «всегда едомый и никогда неиждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, очевидно, ходатайствует, чтобы жертва сия – Святая Чаша – была принята в Принебесный Жертвенник за грешный род человеческий. И также нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как через Причащение Святых Христовых Таин.
«Отныне былому горю положен навеки прочный конец!»
Тропарь, глас 4
Днесь притеце́м ве́рнии/ к Боже́ственному и пречу́дному о́бразу Пресвяты́я Богома́тери,/ напоя́ющей ве́рных сердца́/ небе́сною Неупива́емою Ча́шею Своего́ милосе́рдия/ и лю́дем ве́рным чудеса́ показу́ющей./ Я́же мы ви́дяще и слы́шаще духо́вно пра́зднуем и те́пле вопие́м:/ Влады́чице преми́лостивая,/ исцели́ на́ша неду́ги и стра́сти/ моля́щи Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего// спасти́ ду́ши на́ша.
Перевод: Сегодня обратимся, верующие, к Божественному и пречудному образу Пресвятой Богоматери, наполняющей сердца верующих Своим милосердием из небесной Неиспиваемой Чаши и показывающей верующим людям чудеса, видя и слыша о которых, мы духовно празднуем и горячо восклицаем: «Владычица премилостивая, исцели наши болезни и страсти, моля Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наши».
Кондак, глас 4
Бысть чре́во Твое́ свята́я Трапе́за, иму́щая Небе́снаго Хле́ба, Христа́ Бо́га на́шего, от Него́же всяк яды́й не умира́ет, я́коже рече́ всех, Богороди́тельнице, Пита́тель.
Перевод: Твое чрево было святым Престолом, вместившая Небесный Хлеб (Ин.6:35), Христа Бога нашего, всякий кто ест Его - не умирает (Ин.6:54), как сказал Питатель всех, Богородительница.
Молитва
О, Премилосе́рдая Влады́чице! К Твоему́ заступле́нию ны́не прибега́ем, моле́ний на́ших не пре́зри, но ми́лостивно услы́ши нас: жен, дете́й, матере́й и тя́жким неду́гом пиа́нства одержи́мых, и того́ ра́ди от ма́тере своея́ — Це́ркви Христо́вой и спасе́ния отпа́дающих, бра́тьев и сесте́р и сро́дник на́ших исцели́. О, Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, косни́ся серде́ц их и ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных, ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Сы́на Своего́, Христа́ Бо́га на́шего, да прости́т нам согреше́ния на́ша и не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х, но да укрепи́т нас в трезве́нии и целому́дрии. Приими́, Пресвята́я Богоро́дице, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих, жен, о муже́х свои́х рыда́ющих, чад, си́рых и убо́гих, заблу́ждшими оста́вленных, и всех нас, к ико́не Твое́й припа́дающих. И да прии́дет сей вопль наш, моли́твами Твои́ми, ко Престо́лу Всевы́шняго. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный же час исхо́да на́шего помози́ пройти́ непреткнове́нно возду́шныя мыта́рства, моли́твами Твои́ми изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния, да покро́ет нас ми́лость Бо́жия в несконча́емые ве́ки веко́в. Ами́нь.
2-я Молитва
Цари́це на́ша Преблага́я, наде́ждо на́ша, Пресвята́я Богоро́дице, прия́телище си́рых и стра́нных Засту́пнице, бе́дствующих по́моще и озло́бленных покро́ве. Зри́ши на́шу беду́, зри́ши на́шу скорбь: отвсю́ду искуше́ниями одержи́мы есмы́, а заступа́ющего несть. Ты у́бо Сама́ помози́ нам, я́ко не́мощны, окорми́, я́ко стра́нны, наста́ви нас, я́ко заблу́дших, уврачу́й и спаси́ нас, я́ко безнаде́жных. Не и́мамы ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о Ма́ти всех ско́рбных и обремене́нных. При́зри на нас, гре́шных и во озлобле́нии су́щих, покры́й нас Честны́м Твои́м Омофо́ром. Да изба́влени бу́дем от зол, обыше́дших нас, наипа́че же пия́нства. Да восхва́лим всегда́ Пресвято́е и́мя Твое́. Ами́нь.