Найти в Дзене

БЕСЕДА 36

БЕСЕДА  36.

2.  СЛУЖИТ ЛИ ХРИСТИАНСТВО ДЛЯ УДОВОЛЬСТВИЯ?

"Будем и мы всегда помнить об этом узнике, а не (только) о чуде. - обращается к нам Святитель. - Что в том, скажут эллины, что он (Павел), будучи узником, вразумил темничного сторожа? Кого, скажут, и можно было убедить, как не человека гру­бого, жалкого, не отличавшегося умом, преисполненного поро­ков, удобоубеждаемого? К этому прибавляют: вообще, кто ве­ровал, кроме кожевника, порфиропродавщицы, евнуха, темнич­ного сторожа, рабов и женщин? Но что они скажут, если мы укажем на сановников, на сотника, проконсула и других с того времени доныне, даже на властителей и царей? Впрочем, скажу нечто другое, большее этого; посмотрим на тех же про­стых людей. Что же, скажут, здесь удивительного? Это и уди­вительно; если бы кто убедился в предметах обыкновенных, то это было бы нисколько не удивительно; но когда о воскресе­нии, о царствии небесном, о жизни любомудрой говорят лю­дям простым и убеждают их, это гораздо удивительнее, нежели убедить мудрецов. Если нет никакой опасности и кто-либо убеждает, то указывают на неразумие (верующих); но когда говорят, например, рабу: если ты поверишь мне, то бу­дешь в опасности, все будут твоими врагами, тебе должно бу­дет умереть и претерпеть множество бед, и при всем том уловляют душу его, то это уже не от безумия.

Если бы учение (христианское) служило для удовольствия, то справедливо можно было бы сказать это; если же раб научается тому, чего не за­хотели бы принять философы, то это – высшее чудо...

Итак...  поду­маем о той ночи, о кандалах, о песнопении, и постараемся сами поступать также; тогда и мы отверзем себе не темницу, а небо. Если будем молиться, то можем отверзть самое небо."