Найти в Дзене
OVERCLOCKERS.RU

Анализирую видеокарты AMD и почему Radeon всегда был плохим выбором для игр и работы

Когда-то я был фанатом компании AMD во времена Radeon HD7000-RX500. Всё же их видеокарты стоили очень дёшево по сравнению с NVIDIA. И всё равно, что эти доступные видеокарты постоянно ломались, а в работе были просто бесполезными. Хотя это было несущественно для меня. Да что говорить, AMD и по сей день в маркетинг, судя по всему, вкладывает гораздо больше ресурсов, чем в саму продукцию. Иначе даже мой заядлый фанатизм со временем не превратился бы в отвращение к «Красной» компании. Последней же каплей моего фанатизма оказался ноутбук MSI Alpha 15 на основе Ryzen 7 4800H и Radeon RX 5600M. Слава богам, это исчадие само сломалось благодаря короткому замыканию в графическом процессоре и больше не портило никому нервы ни кривыми драйверами, ни ущербной функциональностью по сравнению с NVIDIA аналогичных времён выпуска. Немного про AMD О кривых драйверах AMD можно говорить очень долго. Синие экраны при воспроизведении видео в браузере, поломанный OpenGL API с 2022 года, утечки памяти в неко

Когда-то я был фанатом компании AMD во времена Radeon HD7000-RX500. Всё же их видеокарты стоили очень дёшево по сравнению с NVIDIA. И всё равно, что эти доступные видеокарты постоянно ломались, а в работе были просто бесполезными. Хотя это было несущественно для меня.

Да что говорить, AMD и по сей день в маркетинг, судя по всему, вкладывает гораздо больше ресурсов, чем в саму продукцию. Иначе даже мой заядлый фанатизм со временем не превратился бы в отвращение к «Красной» компании.

Последней же каплей моего фанатизма оказался ноутбук MSI Alpha 15 на основе Ryzen 7 4800H и Radeon RX 5600M. Слава богам, это исчадие само сломалось благодаря короткому замыканию в графическом процессоре и больше не портило никому нервы ни кривыми драйверами, ни ущербной функциональностью по сравнению с NVIDIA аналогичных времён выпуска.

-2

Немного про AMD

О кривых драйверах AMD можно говорить очень долго. Синие экраны при воспроизведении видео в браузере, поломанный OpenGL API с 2022 года, утечки памяти в некоторых играх и многое другое. А контрольная панель драйверов AMD — это просто тихий ужас. Даже параметры цветопередачи монитора невозможно было полноценно настроить. Когда это очень нужно было сделать.

-3

В общем, ничего хорошего, кроме доступности и стоимости, я не могу припомнить AMD за всю историю использования. Хотя преимущество в стоимости уже давно потеряно. Начиная с Radeon RX 5000, компания попыталась уподобиться NVIDIA в вопросе цены. Правда, забыла уподобиться в вопросе качества, функциональности и надёжности...

Так или иначе, ноутбук с AMD Radeon отработал свою гарантию и тихо ушёл на покой. В итоге я купил другой ноутбук. На замену выбрал MONSTER Tulpar T7 v20.3.

Мой текущий ноутбук основан на Intel Core i7-10875H и NVIDIA GeForce RTX 3060 Mobile. И работает он отлично, несмотря на то, что это устройство явно было в ремонте до меня. Ремонтировали там аудиоконтроллер Realtek, который в итоге всё равно сам сломался.

-4

В любом случае текущий ноутбук в плане видеокарты оказался на порядок производительнее и функциональнее поделки Radeon RX 5600M. И это при том, что стоили оба ноутбука на момент покупки (середина 2021 года) примерно одинаково.

Сейчас мы посмотрим на продукцию AMD в глобальном масштабе. Ведь в локальном всё было ужасно. Говорю, как человек, владевший всеми сериями видеокарт, начиная с Radeon HD 4000 и заканчивая Radeon RX 5000, кроме Radeon VII и RX 400. Ибо первый — слишком специфический кирпич, а второе — слишком сырое.

Насчёт процессоров поговорим уже в другой раз. Ведь там тоже есть, что сказать про поделки AMD, владельцем которых я был с 2017 года, начиная с Ryzen 5 1600.

AMD Radeon

Не буду рассказывать о бесконечных проблемах, характерных для продукции этой конторы. Давайте лучше посмотрим на то, как компания поддерживает свою продукцию и пользователей.

Рассматривать видеокарты будем, начиная с Radeon HD 2000 серии и GeForce 8000. Если кто-то думает, что HD 2000 была ATI, то спешу разочаровать — это уже AMD, но под брендом ATI. На самом деле к видеокартам истинной ATI у меня нет особых претензий. Они были неплохи в своё время, хотя не без косяков. Но речь сейчас идёт про AMD.

Для меня не секрет, что AMD очень часто бросает владельцев видеокарт Radeon с поддержкой драйверами. Но проблема в том, что у меня нет наглядной таблицы. Так что было решено создать ее по видеокартам AMD и NVIDIA.

-5

Карточки Intel учитывать не буду, ведь у меня не было таких дискретных видеокарт. Да и драйверы для Linux они не очень охотно разрабатывают. Intel, как и AMD, полагаются на вечно кривую Mesa3D вместо собственных драйверов. Так что «Синие» видеокарты выглядят непривлекательно с точки зрения пользователя. То есть меня.

TeraScale 1 и Tesla

2007 год. Именно в те времена производители видеокарт перешли к формату унифицированных шейдерных ядер. Именно в те времена привычная ATI уже была поглощена компанией AMD.

По итогу со стороны «Красных» имеем массу видеокарт Radeon HD 2000-4000 за 2007-2011 год, и все были брошены в 2013 году. Если на вопросы к реализации OpenGL и DirectX можно кое-как закрыть глаза, то нефункциональная поддержка OpenCL API — просто наихудшая сторона видеокарт Radeon.

-6

Тем временем в лагере NVIDIA, может, и не всё идеально, но на порядок лучше, чем в лагере AMD. Тот же OpenCL версии 1.1 прекрасно работает на видеокартах GeForce 8000-200 серий, в том числе при работе с нейронными сетями. Шум подчистить, увеличить изображение и тому подобное. Да и к реализации графических API у меня претензий никаких. Всё работало как положено, насколько это было возможно.

Насчёт поддержки драйверами всё и так расписано в таблице. У AMD всего от 2 до 6 лет, когда у NVIDIA — от 4 до 13 лет. Учитывается срок поддержки каждой выпущенной видеокарты на конкретной архитектуре. Мобильный и серверный сегмент не учитываются, ибо речь в основном идёт про сегмент настольных ПК.

TeraScale 2 и Fermi

На дворе 2009-2010 год. AMD так и светится маркетингом, как затычка в каждой бочке. Мол, видеокарты Radeon HD 5000-6000 такие мощные и прорывные. Ещё «Красные» хвастались шикарной поддержкой до шести мониторов или что-то такое видел в рекламе.

Если честно, насчёт мощности не буду спорить. Моя HD 6870 была действительно мощной, правда, только в плане тепловыделения. Два оборотистых вентилятора на радиаторе не дадут соврать.

А насчёт подключения мониторов — это просто преувеличение. Ведь я не мог даже один QHD (2560x1440) монитор нормально подключить. HDMI выход у видеокарты мог вывести лишь 1920x1200. Максимум, что могла HD 6870 через аналоговые порты - это 2048x1440. В итоге пришлось искать специальный переходник из довольно редкого MiniDP в нормальный DP. И только тогда удалось полноценно подключить монитор. Благо монитор универсальный, и было целых четыре способа подключения, включая DP.

Для сравнения: тот же QHD монитор я легко подключал к GeForce 9600 GT и GTS 250 через HDMI и прекрасно выводил разрешение 2560x1440. Вообще без проблем.

В плане поддержки у AMD снова всё плохо. Самые свежие видеокарты Radeon на архитектуре TeraScale 2 поддерживались всего 1 год с момента выпуска, а самые старые — 6 лет. У NVIDIA поддержка длилась от 4 до внушительных 12 лет.

-8

Почему я не учитываю драйвер Crimson 2016 года? Да потому, что это крайне отвратительный драйвер. Мало того, OpenCL искусственно заблокирован, так ещё в играх были постоянные проблемы с вылетами и ошибками. В общем, HD 6870 мне очень не понравилась, как и HD 5000 серии. Была у меня какая-то, HD 5570 что ли. Она вообще функционально немощная и бесполезная была.

Да и к Catalyst драйверам у меня были претензии в плане реализации DirectX 11 API. Некоторые игры выглядели откровенно поломанными в графическом плане. Тем временем с видеокартами NVIDIA у меня не было особо запоминающихся проблем. Даже пытался искать у GTS 450, GTX 550 Ti и GTX 570, но не нашёл ничего такого. Всё просто работало без особых проблем, вопреки моему AMD фанатизму.

GCN 1-3, Kepler и Maxwell

Следующая таблица посвящена уже относительно актуальным видеокартам. По крайней мере, если говорить про NVIDIA GeForce. На дворе 2012-2015 год. Наступило следующее поколение видеокарт. AMD хвастается новой архитектурой GCN, в очередной раз забывая о владельцах видеокарт с более старыми архитектурами.

Выходят легендарные HD 7000. Но в 2016 году AMD нещадно урезает функциональность видеокарт HD 7800 серии, от чего начинаются проблемы в играх и софте, использующем Vulkan API. Ведь порезали асинхронные вычисления, необходимые для полноценной работы API. Оправдания были в стиле: оно работает медленно, потому мы это отключим, и будет всё прекрасно.

Более старые HD 7950-7970 при этом не были урезаны и позволяли нормально поиграть в игры на основе Vulkan API. Но это не единственная причина моей нелюбви к AMD. Была и другая. Это масса дефектных видеокарт с бракованными комплектующими.

У одних керамические конденсаторы были бракованные, что приводило к нестабильной работе. Другие отваливались из-за неадекватно высоких уровней напряжения в прошивке, что было частым явлением. А некоторые просто ловили короткое замыкание внутри кристалла или были с трещиной.

-10

Но самое паршивое крылось в драйверах. Какие-то версии были кривыми. Некоторые даже не устанавливались или устанавливались, но не запускались после установки. А с 2022 года началось тотальное мракобесие. Какие-то криворукие разработчики поломали OpenGL API, что приводило к артефактам и утечкам памяти в играх. Я даже помню, как в каких-то драйверах AMD хвастались 75% (или около того) приростом FPS в одном конкретном случае за счёт урезанных расширений OpenGL. Ну что сказать.

Кто-то скажет, мол, OpenGL якобы устарел и никому не нужен. Но это в 99% случаев будут линуксоиды, прибежавшие на защиту любимой компании, у которых в принципе многое нормально не работает. А раз не работает, значит, не надо. Таково обычно оправдание в таких случаях.

Ещё замечу. Раньше я указывал видеокарты Tahiti как GCN 1.1 на основании того, что они не урезаны функционально драйверами. Но на самом деле технически они являются GCN 1.0, а урезаны были более новые GCN 1.1. Да, AMD урезала архитектурно более новые видеокарты...

-11

Ну а с поддержкой всё совсем не очень хорошо. В среде Windows срок поддержки мог достигать 9 лет. Но это на целых три поколения GCN вместе взятых, когда у NVIDIA до 12 лет поддерживались видеокарты поколения Kepler.

В среде Linux некоторые видеокарты Radeon были выпущены вообще без драйверов. Всё отдано на откуп «Попен-сорсу» и хвалёному «Сообществу» с вечно кривой Mesa3D. Результат такого поступка некоторые смельчаки, попробовавшие Linux, уже ощутили. Танцуя с бубном над свободными драйверами.

Я и сам с ужасом вспоминаю разорванное изображение по диагонали с квадратиками, внезапные зависания с залитым градиентом экраном, невозможность запустить дистрибутивы по вине кривых встроенных в Linux драйверов, отвечающих за видеокарты AMD. Ещё можно добавить функциональную ущербность. Тот же OpenCL заполучить с видеокартой AMD — это то ещё приключение в среде Linux.

Когда-то у меня были видеокарты HD 7750-7870, R9 280-390X. И это было издевательство. Мало того, в техническом плане почти всегда были проблемы, так ещё с драйверами были плохи дела. Особенно меня забавляли драйверы для Windows 10, выпущенные в 2022 году. С некоторыми получал изображение на мониторе в жёлтом оттенке. Тогда я немного даже испугался, ибо это была R9 290 — единственный Radeon, с которым значительных проблем не было в техническом плане.

-12

Вероятно, некоторые задумались, почему я ничего не сказал про видеокарты поколения Maxwell, присутствующие в таблице. Но тут говорить нечего. Эти видеокарты NVIDIA поддерживаются до сих пор драйверами. AMD противопоставляла этому поколению GCN 3. Но, как все уже заметили, поделки «Красных» не особо тянут конкуренцию даже с прошлым поколением Kepler.

GCN 4-5, RDNA, Pascal и Turing

Далее начинаются актуальные видеокарты, но только со стороны NVIDIA, ибо AMD бьётся в конвульсиях раз в полгода, выпуская подачку, чтобы не разносили по фактам за малый срок поддержки видеокарт поколения GCN.

А ещё у видеокарт 4-5 поколения GCN серьёзные проблемы с драйверами. Мало того, OpenGL поломан с 2022 года, так ещё тихо кинули пользователей с Vulkan API. В середине 2023 года просто перестали обновлять данное API, когда NVIDIA подтягивает до актуальных версий даже древние Maxwell. О конкуренции с поколением Pascal речи не идёт, даже если посмотреть на RDNA. Увы.

Даже моя бывшая GTX 1070 позволяла играть в некоторые игры с трассировкой лучей, когда гораздо более новая RDNA поделка RX 5600M, чип у которой фактически RX 5700 на пониженных ради мобильности частотах, в принципе не поддерживала такие технологии.

-13

Про поколение Turing от NVIDIA (RTX 2000) говорить вообще нечего. AMD и близко не ровня со своими брошенными RX Vega и ущербными RX 5000. Говорю как человек, уже имевший дело с RX 5600M и с печальной RX Vega 56.

А потом попробовал GTX 1070 после жирной Vega 56, и мой AMD фанатизм начал выветриваться из головы. Ведь GTX 1070 оказалась не только производительнее, но и кушала раза в два меньше электроэнергии. И жутких проблем с драйверами не было. Да и сами видеокарты не нужно было дорабатывать напильником, как Radeon.

А сколько воплей было от любителей AMD о крутости архитектуры GCN и убогости Pascal... Ну и где сейчас ваша любимая GCN? Правильно, на свалке истории, когда Pascal живёт и царствует как бюджетное, но вполне актуальное решение на вторичном рынке.

RDNA 2-4, Ampere, Ada Lovelace и Blackwell

Наконец, AMD осилила трассировку лучей в поколениях RDNA 2-4. Но проблема в том, что RX 7800 XT (RDNA 3) едва может тягаться с RTX 3060 Mobile (Ampere). И это притом, что RX 7800 XT потребляет около 270 Вт, когда RTX 3060 M кушает всего 80-120 Вт.

Конечно, в RDNA 4 подтянули трассировку лучей до приемлемого уровня, но опять же, если я включу DLSS со своей RTX 3060 M, то Radeon RX 9070 серии едва могут конкурировать в плане производительности. И даже не заикайтесь про AMD FSR. В гробу я видел этот мыльный и кривой мусор, выдвигаемый как конкурент NVIDIA DLSS.

-16

AMD в плане поддержки Linux совсем отстала, фактически поддержки нет. Что очень печально, ведь я использую дистрибутив Chimbalix на постоянной основе (Linux 6.8) и меня радует качественная и усердная поддержка драйверами со стороны NVIDIA.

Хотя это и не уровень Windows в плане богатства настроек, но у AMD и такого нет под Linux. У AMD и под Windows не всё есть, что у меня под «Линуксом» доступно с NVIDIA.

Даже если NVIDIA и выпустит кривую версию драйвера, я не буду расстроен, ведь в любой момент могу взять другую и установить. Тем временем для видеокарт AMD всё жёстко вшито в Linux, и никуда не уйти с проблемной Mesa3D, ибо ад зависимостей, характерный для Linux в целом.

Да и не выпускает AMD драйверов для Linux. Только имитирует видимость, предоставляя бесполезный мусор под видом установочных пакетов драйверов.

Заключение

Эх, к концу у Radeon всё настолько печально вышло, что я даже не стал сравнивать с RTX 4000-5000 сериями. Нет смысла, если Radeon даже с RTX 3000 не способны полноценно конкурировать. А ведь, если подумать, AMD там уже хочет выпускать UDNA, а это означает, что обладатели уже существующих видеокарт будут брошены. Как всегда...

Может быть, следовало добавить в сравнение мобильные версии видеокарт, но в таком случае возникает очередная проблема. Если у NVIDIA всё четко и понятно, а мобильные карты почти не отличаются от настольных, то у AMD в мобильном сегменте есть всевозможные встроенные в ЦП варианты. Например, в Ryzen 7 4800H встроенная Vega архитектуры GCN 5. А в других будет Vega на архитектуре RDNA. И это странная ситуация, когда под одним названием предлагается ряд разношёрстных чипов, половина из которых давно заброшена.

Потому оставим мобильный сегмент в стороне. Там с процессорами гораздо интереснее ситуация, чем с видеокартами.

Благодарю за внимание, больше интересных статей в блоге Hard-Workshop.

-18

📃 Читайте далее на сайте