Найти в Дзене
Лесовик 2

Часть III. Охота на медведя с западносибирскими лайками. Сбор. Поиск. Общие правила. Как подготовиться? Как подходить? Куда стрелять?

Друзья, здравствуйте! Вот мы и подошли к главному. Осталось только собраться и подпоясаться. На первый взгляд всё просто, ан-нет. Отец говорил: «Идёшь в тайгу один или с кем-нибудь, всегда собирай рюкзак как будто идёшь один». Я следую этому правилу, и оно меня не раз выручало. Что я беру с собой: - документы (охотничий билет, лицензии, разрешение на оружие и пр.), упакованные в водонепроницаемый пакет, случится может всякое: попал под дождь, переходил через ручей по бревну, нога поскользнулась, провалился в болоте; - аптечку (перевязочные материалы, пластыри, йод, обезболивающее, обеззараживающие, шприц, нитки, иголку). Самое безобидное, для чего может понадобиться, одели новую обувь – стёрли ноги. Худшее может понадобится зашивать, себя или собаку. Зашивать мне приходилось только одежду, был такой случай, закончился добычей медведя (описывал этот случай ранее), а вот порезаться или поранить себя топором, никто не застрахован; - топор, нож, навигатор, спички, зажигалку, запасные батар

Друзья, здравствуйте!

Вот мы и подошли к главному. Осталось только собраться и подпоясаться. На первый взгляд всё просто, ан-нет. Отец говорил: «Идёшь в тайгу один или с кем-нибудь, всегда собирай рюкзак как будто идёшь один». Я следую этому правилу, и оно меня не раз выручало. Что я беру с собой:

- документы (охотничий билет, лицензии, разрешение на оружие и пр.), упакованные в водонепроницаемый пакет, случится может всякое: попал под дождь, переходил через ручей по бревну, нога поскользнулась, провалился в болоте;

- аптечку (перевязочные материалы, пластыри, йод, обезболивающее, обеззараживающие, шприц, нитки, иголку). Самое безобидное, для чего может понадобиться, одели новую обувь – стёрли ноги. Худшее может понадобится зашивать, себя или собаку. Зашивать мне приходилось только одежду, был такой случай, закончился добычей медведя (описывал этот случай ранее), а вот порезаться или поранить себя топором, никто не застрахован;

- топор, нож, навигатор, спички, зажигалку, запасные батарейки, фонарик хотя бы самый простенький. Как-то я пренебрёг этим правилом. Был на охоте, начало октября. Планировал быстренько проскочить участок и домой. После обеда кобель утянул на север, далековато. Идти было лень, да и не с руки, возвращаться пришлось бы своим следом. Решил подождать. Вдруг зазвонил телефон, даже не ожидал, что в этом районе есть связь. Позвонил напарник и спрашивает: «Ты случайно не в лесу?». Там-то, там-то, а Тархан где? Выяснилось, что в пяти километрах на северо-западе его собаки и мой Тархан работают лося. Охота прошла удачно, но закончили уже в сумерках. Пока попили чаю, наступила ночь. До машины мне было идти километра три, ему все восемь. Фонарик оказался только в его рюкзаке. Километра полтора прошли вместе, а дальше пути расходились в диаметрально противоположном направлении, ему на запад, мне на восток. Под пологом леса темень хоть глаз выколи, снега ещё не было. Погода ясная, полнолуние, но луна низко над горизонтом, и свет в тайгу не проникает. В тот раз мне повезло, но урок запомнился. Мы остановились на перекрёстке профилей, в момент, когда луна осветила профиль запад-восток. На нём мы разошлись и я, насколько возможно ускорился. Ведь 15-20 минут и луна уйдёт из просвета профиля. Успел дойти до ВЛ, а там уже можно было не опасаться за глаза, да и под ногами ровная дорога;

- ручная пила, гвозди 4-6 штук длинной 200 мм, капроновую нить. Если уже постоянная отрицательная температура и добыл в глухом месте, то мясо поднимаю, делаю норму из двух-трёх жердей и забираю, когда выпадет достаточный слой снега, чтобы можно было подъехать на снегоходе. Норму, как правило, прикрываю ельником и обматываю несколько раз капроновой нитью. Не знаю почему, но после этого вороны к норме практически не подходят и мясо не трогают;

- сидушку, остановился на привал не стоит садиться на мёрзлое бревно или снег, здоровье дороже;

- несколько чистых пакетов. Добыл, часть мяса можно сразу забрать с собой. Кроме того, часто один пакет я набиваю шелухой из берёзовой коры, особенно в промозглую осеннюю погоду. Кора всегда сухая, помогает быстро разжечь костёр, а пакет с корой можно использовать вместо сидушки;

- флягу с водой или термос, котелок, продукты (кому, что нравится). Осенью обед более разнообразный, к холодам беру поменьше, но калорийнее – сало, хлеб. В термос запариваю белый изюм;

- оружие, патроны.

Собрались. Пошли. Куда? Ведь в тайгу мы идём с определённой целью, добыть медведя, а значит и идти нужно в места, где наибольшая вероятность встречи с этим хищником.

Можно ориентироваться на информацию, полученную от знакомых, что там-то видели медведя и его можно там найти, но при условии, что сведения свежие. Промедлили неделю-две и об этом можно забыть. Медведь хоть и считается оседлым видом, перемещается в след за созреванием растений, ягод, орехов. Чтобы поспевать за ним, вам нужно изучить и знать угодья, где растёт черника, голубика, брусника и пр. По мере созревания этих ягод туда будет подтягиваться и медведь.

Помощь в поиске медведя в значительной степени оказывает помёт медведя, при его осмотре вы можете получить много ценной информации. Во-первых: содержание помёта, орехи, трава или ягоды, какие? Во-вторых: насколько свежий помёт. Если встречается свежий помёт с черникой, значит медведь сейчас в черничнике, а если кедровый орех, значит в кедровом бору. Эти угодья могут быть взаимоисключающими, а значит значительно сужается район поиска.

Есть ещё вариант, как облегчить себе задачу. Выложить приваду и периодически приходить проверять. Медведь пришёл, берёте собак и ищите его в округе. Слышал о таком, но сам никогда не делал, поэтому подсказать какие-то тонкости, моменты не могу.

Вы в тайге, до вас донёсся лай собак. Первое, что делаю я, просто стою несколько минут и слушаю, как работают собаки. На каждого зверя собаки отдают голос с разной интонацией и частотой. В первые секунды лай частый и громкий, потом выравнивается. Возникают перемолчки, может меняться тембр, появляться визг.

По своим собакам я знаю, что если работают ровно и злобно, то скорее всего нашли лося или медведя, делают короткие перемолчки, зверь гоняет их или передвигается на короткие дистанции, замолкают – зверь пошёл.

Лай начинает ослабевать, лает то одна, то другая собака, раздаётся визг. Высокая вероятность, что нашли барсука и дерутся.

Если собаки находятся вместе, но лает только одна. На дереве соболь. Как правило, одна из собак загоняет, вторая подбегает на лай и просто ходит рядом. Соболь в большинстве случаев заскакивает высоко в крону и затаивается, поэтому вторая собака его не видит и голос не отдаёт.

Второе, я определяю, направление ветра и прокладываю маршрут таким образом, чтобы последние метров 200-300 подходить из-под ветра.

Третье, собаки стоят на месте или движутся, если движутся, то в каком направлении? Если от меня, стою наблюдаю, как далеко, с какой скоростью, есть ли смысл за ними идти. Бывают годы, когда лось настолько настёган, что вообще не стоит под собаками. Залаяли, зверь срывается и бежит несколько километров. Такая же история и с кабаном. Сейчас популяция кабана у нас увеличивается, а ещё недавно были только одиночные крупные самцы. Залаяла одна собака, стою, слушаю, подбежала вторая, залаяла. Минута-две помчались. Причём бегут быстро и прямолинейно, как по линейке. Я уже знаю, это кабан.

Собаки работают, зверь стоит, ветер на вас. Подходим, а ноги ватные. У всех, конечно, реакция разная. Одно дело посмотреть множество роликов, почитать литературу, послушать залихватские рассказы, как медведя из «шкуры вытряхивали», и совсем другое, когда вы один на один не только с медведем, но и со своим страхом, да ещё в первый раз.

Медведь – реальная опасность и чувство страха, выделение адреналина — естественная реакция организма. А вот психическая реакция у всех может быть разная. Кто-то от страх может упасть в обморок, кто-то замедляется, а иные, наоборот, проявляют гиперактивность. У меня на первых медведях проявлялась активность, но адреналин в ногах мешал её реализовать и мои движения становились резкими, поспешными. Я понимал, что в таком состоянии подходить нельзя, поспешность здесь ни к чему и поэтому поступал следующим образом. Пройду несколько метров, остановлюсь, постаю, послушаю. Опять короткая пробежка, остановка. А когда подходил к медведю, там уже было не до адреналина, всё внимание переключалось на медведя. Со временем это проходит и остаётся только чувство радости, удовлетворения – НАШЛИ!!!

Ещё один способ преодолеть негативную реакцию на адреналин, это развить чувство уверенности в действиях. Остановитесь, послушайте собак, работают, хорошо. Проверьте направление ветра, убедитесь в правильности выбранного маршрута, заряжено ли оружие. Совершайте любые поступки, подтверждающие правоту ваших действий: проверьте документы в кармане, нож на поясе, застёгнута ли пуговица, что угодно, главное результат, всё сделано и делается правильно. Подошли на расстояние метров пятидесяти, постойте, понаблюдайте. Если не можете справиться со стрессом, лучше медведя не трогать. Не надо создавать себе проблем. Отойдите, сядьте на бревно и просто сидите, пусть собаки работают. Через некоторое время вы привыкните к мысли, что медведь рядом, организм адаптируется к адреналину и можно повторить попытку подхода. Опять завелись, это сигнал, оставьте медведя в покое. На первом месте должна быть ваша безопасность, никто на помощь в тайге к вам не придёт, а если и придут, не факт, что вовремя.

Объектов охоты много, быть может медведь просто не входит в их число или время ещё не пришло, это надо принять.

Но если вы упёртый человек, ваше решение окончательное, то будет наиболее правильным считать этот выход пробой сил. Дать собакам в волю поработать, дождаться их возвращения, похвалить. В следующий раз пойти на охоту с кем-нибудь из опытных охотников, либо попробовать другой способ охоты, например: на приваде с вышки.

Брать с собой для храбрости какого-нибудь болтуна или диванного эксперта не рекомендую. Данная категория людей храбра на словах и хорошо если просто убежит, а если подставится или подставит вас, с перепугу застрелит собаку, к сожалению, это не единичные случаи. У меня был случай, я выстрелил в лося метров с семидесяти, ранил и лось побежал в мою сторону. Я спокойно стою, веду его на прицеле и тут раздаётся выстрел из-за спины. Лось упал. Я оборачиваюсь и спрашиваю: «Зачем стрелял, надо было ближе подпустить». И тут замечаю, что напарник в одной руке держит затвор, а в другой карабин. Карабин был «Лось». А если бы был медведь и он не упал…

С ногами справился, ветер на меня, иду дальше. Первое время, как правило, прямо на лай. Метров за двести начинаю принимать меры предосторожности:

- шаг делаю только под лай собак. Собаки замолкают, стою, залаяли, пошёл. Если собак много и шум постоянный, то конечно подходить гораздо легче, кроме того, четыре-пять работающих собак полностью переключают внимание медведя на себя, так, что можно подходить практически не таясь;

- стараюсь обходить любые заросли кустарника, ельника, чтобы минимизировать шум от трения веток, либо избежать их удара по одежде, рюкзаку. Особенно в этом коварен подрост пихты, высотой до метра. У неё нижние ветви лежат на земле, переплетаются с подростом, и когда наступаешь на такую ветвь, деревце может ударится в вас или произойдёт сильное колебание ствола, что привлечёт внимание животного;

- стараюсь проходить под хвойными деревьями, опавшая листва, сухая или прихваченная заморозками издаёт много шума;

- если приходится идти через поваленные деревья, стопы ставлю вдоль веток, а не поперёк;

- маршрут прокладываю через сырые места, ложбинки, покрытые мхом. Даже если наступишь на тонкую веточку, в сыром месте она влажная и не сломается, прогнётся, а если и сломается, то не издаст громкого треска;

- на лежащий в траве, мху ствол дерева лучше не наступать, особенно на берёзовый. Древесина берёзы быстро сгнивает, три-четыре года – труха, а кора остаётся, по сути, пустотелый цилиндр. Наступишь, проломишь;

- идти нужно прямо на предполагаемое местонахождение медведя. Движение в штык менее заметно, чем перемещения в лево, право. Оружие в руках, никаких лишних и резких движений, ни оружием, ни руками. Первое, на что реагирует зверь это движение. К неподвижному человеку: лось, медведь могут подойти в упор и не заметить, пока не пошевелишься или не на пахнёт.

Самое главное в подходе – увидеть медведя первым! Для этого надо немного выдержки и терпения. Не стоит прятаться за дерево, вы уменьшаете кругозор, выглядываете, обходите дерево – это демаскирующие движения.

Как правило, собаки более подвижны их замечаю первыми. Останавливаюсь, наблюдаю, куда смотрят собаки, это верный указатель, особенно, когда собаки сработанные, они заходят к зверю с разных сторон.

Заметил зверя, наступает самый ответственный момент. Нужно оценить поведение зверя. Он занят собаками, куда смотрит, опускает голову и фыркает на собак или наоборот, поднял нос по выше и тянет воздух.

В первом случае, осматриваю наиболее подходящий маршрут подхода, вот теперь деревья в помощь, выбираю за какими можно спрятаться, к какому подойти. Как только медведь отвлёкся, перемещаюсь за деревья, перехожу от дерева к дереву, контролируя поведение медведя. Подошёл на расстояние верного выстрела, делаю упор на дерево и…

Во втором случае готовлюсь к быстрому развитию событий: приклад в плечо, упор ногами, анализ обстановки: за какое дерево можно отскочить, нет ли волёжин, чтобы не споткнуться, замираю. Медведь тянет воздух, а значит почуял подозрительный запах, не исключено, что мой.

Если участок леса однородный, и подходить по правилам, то вероятность, что медведь учует запах минимальна. Но если местность не однородна, край болота, лужайки, то в местах перехода от открытого места к лесу могут возникать завихрения воздуха, кроме того, движение воздуха по распадку может не совпадать с общим движением и так же вызывать завихрения. Это надо учитывать.

Медведь опустил голову, отвлёкся на собак, можно продолжать. Если побежал от меня, я никогда не стреляю медведя в угон. Видимость, как правило, плохая, выстрелить если и получится, то только раз. Велика вероятность подранка. Побежал в мою сторону – стреляю. Как правило, в штык достаточно одного выстрела. Под острым углом, если перед этим всё было сделано правильно, и медведь побежал от запаха, не заметив меня, после выстрела он спотыкается, начинает крутиться, кусать место попадания, может кинуться на собак, на ближайший пенёк. В это время нельзя: двигаться, убегать, прятаться. Стою, держу на прицеле, каждая секунда играет против медведя. Выбрал момент – выстрел. Палить абы куда не надо.

Наилучший выстрел это по центральной нервной системе: череп или позвоночник. Стрелять в эти области в момент, когда медведь движется проблематично. Размер головного мозга меньше головы раз в пять-шесть. Визуально голова большая, попасть никаких проблем, но по факту всё это шерсть и мышечный каркас. Череп медведя довольно узкий, находится между глаз и даже попав в глаз под небольшим углом, пуля может пройти мимо черепа. Да, вызовет контузию, но медведь очухается практически без потерь. Стрелять нужно именно между глаз. Лоб у медведя плоский и, если он поднял нос, черепа вовсе не будет видно. Целиться нужно непосредственно в нос. Поэтому я считаю, что самый надёжный выстрел, это когда медведь стоит с опушенной головой на меня. В таком положении открыта максимальная площадь черепа и просматривается весь позвоночник. Любой выстрел по центру тела приведёт либо к повреждению головного мозга, либо позвоночника.

Теперь рассмотрим, если медведь стоит боком, как на картинке, в тайге такое редко бывает. Головной мозг занимает небольшое пространство, радиусом сантиметров 10-12 между глазом и ухом. Попасть на расстоянии 20-30 метров из карабина не составит никакого труда. В позвоночник в таком положении я никогда не стреляю. Толщина позвоночника у медведя раза в два тоньше, чем у лося. Нащупать его под слоем осеннего жира, да ещё вздыбленной холки сложно, плюс повторюсь медведь на земле не стоит ровно, как на картинке. Единственное это выстрел по шее ближе к голове.

Наиболее предпочтительно произвести выстрел по грудной клетке в район лопатки, что приведёт к поражению жизненно важных органов. Если медведь сразу не упал, а такое тоже бывает, есть пару секунд перезарядить, произвести второй выстрел.

Результат выстрела зависит от двух моментов (оружие выносим за скобки), от угла, под которым произведён выстрел и от состояния медведя. Наименьший урон будет при выстреле под углом 90 градусов. Пуля может просто пройти навылет. При выстреле под острым углом, путь пули в грудной клетке увеличивается, может быть задето сразу несколько органов, а значит и значительно увеличивается объём повреждений. В зависимости от болевого порога медведь может просто упасть в обморок и если ранение смертельно, так и дойдёт, если нет может подняться. Поэтому к любому крупному хищнику никогда нельзя подходить в развалку, нужно всегда быть на чеку, пока не убедишься, что медведь мёртв.

На это как раз и влияет состояние медведя. Если он разозлён, ведет себя агрессивно, в организме выделяется большое количество адреналина, в таком состоянии даже с пробитым сердцем он может пробежать значительное расстояние, хорошо если не в вашу сторону. И совсем другое, когда медведь спокоен, не чувствует опасности, слабо реагирует на собак, отмахивается от них, как от назойливых мух. В таком состоянии он может просто упасть от болевого шока, при этом ранение может быть не смертельным и через несколько секунд он поднимется. В такой ситуации я всегда сразу перезаряжаю оружие, не спешу, смотрю на реакцию собак. Если смело бросились щипать шерсть — это одна ситуация, если хватают и сразу отпрыгивают другая. Подходить стараюсь со спины. Первое на что обращаю внимание – на уши. Если уши прижаты к голове, медведь жив и затаился, если просто торчат, высока вероятность, что мёртв. Второе – глаза, если глаза не реагируют на меня, потускнели, опасности нет. Если веко дёрнулось и взгляд сразу упал на меня, как только я попал в поле зрения, значит ещё не всё.

На этом в общем-то и заканчивается охота. Далее рутина: разделать, прибрать, проверить на трихинеллёз, вывезти.

НИ ПУХА ВАМ, ДРУЗЬЯ, НИ ПЕРА!