Излюбленным жанром Поля Синьяка всегда оставался пейзаж, любовь к которому зародилась у юного художника с первых увиденных картин природы на выставках импрессионистов. Свои ранние пейзажные опыты он выполнял в стилистике импрессионистов, по их примеру молодой человек выезжал в пригороды, выбирал ничем не примечательный мотив, как в очень нежном и легком пейзаже «Предместье Парижа», где изображена дорога к городку Женвиль.
Через год после его знакомства с Сёра друзья вместе начинают свои живописные эксперименты, и 1885 год становится для Поля переломным, — это год поиска своего почерка, где метод импрессионизма сочетается с пуантилизмом. В его работах этого периода можно отметить влияние Моне, как в картине «Сен Бриак. Крест моряков», или вспомнить манеру Писсарро, как в пейзаже «Сена в Аньере».
О неустанных поисках говорит и несколько жанровых композиций, исполненных Синьяком в последующие два года. Тема картины «Модистки» навеяна работами Эдгара Дега, но молодой автор преследует свои цели: в отличие от мэтра, его не интересуют ни сами модистки, ни их шляпы и прочие предметы окружения, это картина — исследование возможностей нового метода в изображении фигур в различных позах, форм предметов, а также соотношения цветов.
Художник уделяет больше внимания плоскостям обоев, полов, скатерти с их различными полосами, эта рациональная игра цветовых пятен и линейных ритмов приближается к упорядоченному орнаменту. В этой ранней работе в очень мелких дробных мазках, в упрощении и схематичности рисунка чувствуется влияние Сёра.
Чуть позже Синьяк пишет картину «Причесывающаяся женщина» (1892), которая перекликается с близкой по теме работой его друга — «Пудрящейся женщиной», выполненной двумя годами раньше.
Обращение к подобному сюжету вызвано, возможно, темобстоятельством, что в это время Поль женится на Берте Фабле, с которой проживет долгие годы. И таким образом он рассказал о своей любимой, как это сделал его друг, изобразив в своей картине свою возлюбленную Мадлен Кноблох. Любопытно, что эти, казалось бы, сходные по мотиву композиции живо демонстрируют различия двух авторов.
На картине Сёра мы вместе с художником слегка иронично любуемся пышными формами и простодушным выражением лица героини, которым противопоставлен изящный столик с гнутыми ножками. Синьяк же разворачивает свою героиню к зрителю спиной, и даже ее отражение в зеркале автор лишает индивидуальных черт. Зато он любуется прекрасно очерченными руками, завитками волос, бантами на плечах и шнуровкой корсета. В отличие от лаконичного убранствапервой работы, здесь автор представляет целый натюрморт из кувшинов, флаконов и прочих сосудов разных форм и цветов. Для Сёраза каждым предметом кроется некий подтекст, он всегда аналитик, в данном случае не лишенный сарказма, Синьякже, скорее, наблюдатель, визуал, которому более интересны именно цвет и форма предмета, нежели его анализ.
На рубеже двух столетий Поль Синьяк переживает свой расцвет, связанный, несомненно, с пейзажной живописью. Художник подолгу живет в приморских городках юга Франции, будучи страстным яхтсменом, он постоянно курсирует по морю от одного порта к другому и постоянно пишет берега, бухты, корабли, скалы и деревья.
Синьяк преображает известные виды и старые замки Авиньона, Марселя, Ла Рошели — их древние камни и стены окружают розовые облака, лиловые паруса и зеленые волны. Его пейзажи полны романтики, в отличие от слишком «ученых» интерьерных вещей.
Пожалуй, самым любимым местом для пейзажиста стал курорт Сен-Тропе, где было создано несколько шедевров Синьяка: «Порт Сен-Тропе», «Красный буй», «Сосна в Сен-Тропе», «Сен-Тропе. Бухта» и т. д. Живописец с наслаждением пишет как залив и водные просторы у побережья, так и сам городок — площади, колокольню, крепость, набережную. Здесь все пронизано восхищением и ликованием автора, эти светоносные пейзажи наполнены полыханием красок, их переливами, их вибрацией.
В 1900-х годах Синьяк стал осваивать дальние берега, у него появляются целые галереи венецианских, голландских, лондонских, константинопольских видов.
В эти годы он увлечен византийскими мозаиками, увиденными в южных странах, и его более поздние работы, подобно мозаичным панно, написаны укрупненными мазками, которые уже не похожи на точки — они стремятся к квадратам. Причем теперь очертания и направленность мазков могут меняться в зависимости от объекта изображения.
Став лидером направления после ранней смерти Жоржа Сёра, в 1899 году Поль издаёт своеобразный манифест «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», который стал настольной книгой для последователей разработанной им с Сёра техники живописи. В 1908 году он становитсяпредседателем «Независимого общества художников», а к 1911 году получает орден Почетного легиона.
Иллюстрированная книга Александра Жукова «Постимпрессионизм. Искусство понимать» (12+) из серии «Искусство понимать» познакомит вас с самыми знаменитыми художниками, стилями и техниками, раскроет тайны создания шедевров и проведет увлекательное путешествие по истории живописи от древности до XX века: