Найти в Дзене

Художник Сергей Колокольчиков. Режиссёр театра фруктов и чашек

Представьте: у вас на столе яблоко, чашка кофе, ключ и птичка — и вдруг из этого простого набора разворачивается целый спектакль. Знакомьтесь — художник Сергей Викторович Колокольчиков, 1954 года рождения, Москва–Сергиев Посад. Он словно родом из эпохи голландского натюрморта, но в московском климате, с добрым взглядом на мир и особой любовью к «нарядным» натюрмортам. Колокольчиков – художник настоящий! Длинные волосы, собранные в хвост, но распускаемые в особо ответственных случаях для похожести на странствующего живописца эпохи Возрождения, борода, усы, а порой и бакенбарды, пружинистая, молодая походка в темпе вдохновения. Возраст — чисто календарная отметка, не более. Театр Колокольчикова, или Карабас-Барабас от натюрморта На натюрмортах Колокольчикова не просто предметы, а мини-драмы: здесь перчатки замирают в театральной паузе, яблоко может загрустить, а персик обидеться, чашка заигрывает с чайником, а ложка ревнует. Каждая вещь — персонаж, и вот они уже разыгрывают перед нами св

Представьте: у вас на столе яблоко, чашка кофе, ключ и птичка — и вдруг из этого простого набора разворачивается целый спектакль.

Знакомьтесь — художник Сергей Викторович Колокольчиков, 1954 года рождения, Москва–Сергиев Посад. Он словно родом из эпохи голландского натюрморта, но в московском климате, с добрым взглядом на мир и особой любовью к «нарядным» натюрмортам.

Колокольчиков – художник настоящий! Длинные волосы, собранные в хвост, но распускаемые в особо ответственных случаях для похожести на странствующего живописца эпохи Возрождения, борода, усы, а порой и бакенбарды, пружинистая, молодая походка в темпе вдохновения. Возраст — чисто календарная отметка, не более.

Театр Колокольчикова, или Карабас-Барабас от натюрморта

На натюрмортах Колокольчикова не просто предметы, а мини-драмы: здесь перчатки замирают в театральной паузе, яблоко может загрустить, а персик обидеться, чашка заигрывает с чайником, а ложка ревнует. Каждая вещь — персонаж, и вот они уже разыгрывают перед нами свой тихий, но выразительный спектакль. С легкой руки галереи Багратуни многие стали называть его картины «театральным натюрмортом» — и это работает. Потому что за каждой композицией стоит история. А за историей — терпение, точность, наблюдение. Он по-режиссерски выстраивает композиции, как сцены — с паузой, напряжением, движением, а главное — с характером. И зритель вдруг замечает: у всех этих предметов есть отношения. Кто-то кому-то что-то передаёт, кто-то на кого-то смотрит, кто-то обижается, кто-то тянется навстречу. Всё — как у людей: проза жизни, любовь, комедия, драма и даже трагедия. Только без слов.

И если к Колокольчикову хорошенько приглядеться… вылитый Карабас-Барабас! Борода, усы, со своим театром, только театром от живописи и с труппой из яблок, лимонов, фарфоровых чашки и печальных персиков. Театр Колокольчикова — не кукольный, а предметный и очень человечный. В отличии от Карабаса-Барабаса он не командует своими героями — он их любит. И они, похоже, отвечают взаимностью.

Обманщик!

Помимо работы в «театре фруктов и чашек», Колокольчиков трудится в виртуозном жанре «обманки» — близкой к иллюзии живописи, где изображение кажется настоящим. Представьте: картина так мастерски написана, что думаешь — перед тобой настоящие предметы. Он вывешивает ложную дверь, набитую ключами, или нарисованную занавеску, и вы действительно хотите за неё заглянуть. Художник любит удивлять зрителя таким художественным фокусом. Это ещё один способ показать — искусство не просто отражает мир, оно его создаёт и переиначивает, заставляя нас задержать взгляд и улыбнуться, когда понимаем, что нас «развели» … с любовью и уважением.

Мастер долгого вдоха

Колокольчиков не пишет «быстренько», возвращается к каждой картине годами. Шлифует, дописывает, проверяет и выверяет мазок за мазком, слой за слоем... Это, как он сам шутит, «не картина, а марафонская дистанция». Но в этом и есть его особый ритм — вдумчивый, честный, без халтуры. Говорит: «Как только вижу, что улучшить нечего, показываю на выставке и коллекционерам». А до тех пор — лессировки, сушки, лессировки... и лессировки… У легкого Колокольчикова абсолютно не легкий подход к работе, такой, как был у старых мастеров — делать на века, делать так, чтобы оставить после себя.

Отпуск

Иногда даже самые выразительные яблоки и груши начинают утомлять. Это правда. В такие моменты Колокольчиков уходит в абстракцию и декоратив — и делает это с удовольствием, как в хороший отпуск. Его абстрактные работы — это вспышки цвета, ритмы, орнаменты, в которых можно раствориться, как в музыке. Это уже не спектакль с актёрами, а чистая эмоция, как будто художник берёт не кисть, а дирижёрскую палочку. Декоративные композиции — яркие, графичные, живые — напоминают настенные гобелены или витражи. Здесь уже не сцена, а целый праздник цвета и ритма, где зрителю предлагают не смотреть, а плыть. Кто-то критикует: «Мол, ушёл от своих груш…» — а он улыбается. Он вообще не обижается. Никогда. Потому что Колокольчиков — человек бесконфликтный, добродушный, спокойный, уверенный в себе и с удивительной способностью принимать всё с юмором. Даже критику.

Дом

Его дом — не просто жильё и мастерская. Это — продолжение его холстов, это место, где хочется заблудиться. Каждый угол — живая декорация. Он его не просто «обставил», он его «разукрашивает» в течение многих лет так же, как пишет свои натюрморты. В буквальном смысле: расписанные петухами ворота давно стали местной достопримечательностью. Прохожие тормозят, фотографируют, улыбаются. А внутри — антикварные зеркала, фарфоровые куклы, подсвечники, самовары, маски, миниатюры, ткань, кружево… и никакого «дизайна». Только натура, только живопись. Там всё настоящее. Это не дом, а натюрморт в 3D. Он в нём живёт и творит. Начатых картин — на сто лет вперёд. В них и юность, и зрелость, и будущее — всё под крышей, где живёт вдохновение, очень много смысла, порядок и хаос одновременно. Театр натюрморта в реальности, в которой играют предметы, свет, мыши и даже пыль.

Мы его любим

И не только за картины. Добрый, весёлый, спокойный, с редким мягким светом. Любит пошутить, рассказывать байки, валять дурака на фотографиях. Причём делает это не просто ради кадра, а с артистизмом. Обожает разыгрывать сцены в духе старинной живописи — с нарочито серьёзным лицом, в каком-нибудь экзотическом головном уборе или с театральной драпировкой на плечах. То он изображает придворного из голландского портрета, то вспоминает Карла Брюллова, то смотрит в объектив как святая свинья эпохи барокко. Это его личный жанр — юмористический автопортрет в духе старых мастеров, только с современной иронией. И даже здесь — та же энергия: сочетание точности, игры и добродушной насмешки над собой.

Никогда не отказывает в помощи — будь то совет начинающему художнику или просьба помочь повесить выставку в три руки. За то, что он искренне уважает любое дело — главное, относиться к нему честно. Такой человек, у которого всегда есть время, терпение и доброта. И не потому, что надо — а потому что по-другому не умеет.

Мы его не любим…

Ну, не всё же в розовом свете! Для Колокольчикова пунктуальность и творчество — несовместимые понятия. Живёт в собственном часовом поясе, где минуту можно писать долго, лессировками. Но зато, когда приходит — сразу с объятиями и новостью о том, что «ещё одну грушу переписал, теперь она философствует». Приоритеты профессии, знаете ли…

Болтун и кокет: может процитировать женщине что-нибудь в стиле: «Вы сегодня как отблеск медного чайника в лунную ночь». И ведь работает! Улыбаются. А потом долго ещё вспоминают этого «добродушного Карабаса с пружинистой походкой».

И, наконец, о серьезном

Сергей Колокольчиков окончил Московское художественное училище памяти 1905 года, член Творческого союза художников России, лауреат международных художественных конкурсов, участник множества выставок в России и за рубежом. Его работы находятся в государственных музеях, корпоративных и частных коллекциях, а художественный путь отмечен редкой последовательностью и вниманием к профессии. Каждое его полотно — результат кропотливой, почти ювелирной работы. Художественная галерея Багратуни эксклюзивно, с гордостью и благодарностью представляет его творчество.

-------------------------------

Приходите — и посмотрите на мир глазами Колокольчикова. А потом — ещё раз своими.

Художественная галерея Багратуни, Москва, ул. Автозаводская 18, Центр искусств «ART Коробка», вт-вс 10:00-22:00, пн - выходной.