Сегодня на трамвайном рынке страны представлена продукция четырех производителей. В недавнее время география игроков этого рынка, если вообще можно применять слово «рынок» к планово-распределительной экономике, была совсем иной. Три игрока - это советские заводы из Усть-Катава, Риги и Ленинграда, а также чехословацкий завода, где выпускали трамваи Tatra.
Плановые союзные органы распределили республики и города с трамвайным движением по какой-то им понятной логике. Поэтому сегодня до сих пор география городов распределена каким-то причудливым образом. По сути все трамвайные системы страны делятся на два типа – «татрогорода», где основную часть парка вагонов до сих пор составляют чехословацкая техника и все остальные.
Впрочем, сегодня уже складывается совсем другая конфигурация трамвайного рынка Российской Федерации. Этот рынок претерпел многолетнюю трансформацию. Итак, у нас сегодня четыре производителя. Самый крупный по объемам выпуска, волей судеб оказалась компания ООО «ПК Транспортные системы» (ПКТС).
А структура рынка выглядит следующим образом. В прошлом году эти производители поставили 500 трамваев в 20 российских городов. То есть из шести десятков городов с трамвайными системами намного менее половины из них смогли обновить парк рельсового транспорта. Напомним, что в стране функционирует более шести десятков трамвайных систем.
В таблице мы распределили производителей по доле российского рынка.
Табл.1
Российский рынок трамваев в 2024 году
Таким образом, в прошлом году средняя по количеству вагонов партия составила 20 трамваев. Самая большая партия ушла в Санкт-Петербург – 110 штук. Дело в том, что город на Неве кардинально обновляет свой парк пассажирской техники – автобусов, , троллейбусов и трамваев.
Второй в списке – Челябинск. Он приобрел 71 вагон в ходе реализуемой транспортной реформы. (см.таблица №2) Но здесь поставки включают в себя не только трамваи из соседнего Усть-Катава, но и троллейбусов «Синара» с местного Челябинского завода электротранспорта, а также автобусы большой вместимости «Волгабус». Примечательно, что в этих двух городах транспортные реформы и, соответственно, обновление подвижного состава городского пассажирского транспорта в их рамках прерогатива в основном регионального бюджета.
В остальные города партии трамваев уходили в разном количестве от 1 единицы в Красноярск до 40 в краевой центр Краснодарского края и 51 единицы в Нижний Новгород.
Наш канал также составил таблицу, чтобы глубже исследовать поставки по моделям трамваев поставок прошлого года (см. табл. №2). Лидером трамвайного рынка страны является низкопольный вагон-соло Усть-Катавского завода УКВЗ-628 (111 ед.). На втором также низкопольная модель «Львенок» от ПКТС с количеством чуть более 100. На третьем белорусская модель БКМ-802, правда, в Нижнем она проходит как местная МиНин. На четвертом двухсекционный "Богатырь" от ПКТС. И замыкает пятерку морально устаревшая полунизкопольная модель УКВЗ-623 с переменным уровнем пола. Далее смотрите данные по таблице №2.
Модернизация - сила!
И вот тут нужно остановиться на таком интересном моменте, который характеризует трамвайный рынок страны. Дело в том, что трамвай это самый дорогой в цене вид городского общественного транспорта, исключая может быть метровагоны и электрички. И руководство муниципалитетов неохотно «раскошеливается» именно на эту статью обновления подвижного состава.
Именно этот факт и дал старт такому явлению как модернизация трамвая. Что это означает? Все достаточно просто. От старого трамвая берется тележка, она подвергается некоторой омологации, затем на эти тележки ставится новый вагон первой комплектности. И на выходе получаем фактически новый трамвай.
Наибольший опыт в такой модернизации имеет город Новосибирск, там такой подход практикуется еще с нулевых годов. Сначала в собственных депо восстанавливали трамвайный парк, а затем к процессу подключился минский завод БКМ Холдинг.
До 2024 года в город на Оби поставляли модель БКМ-62103, а в прошлом году впервые поставили новый полуникопольный вагон БКМ Т701 с современным дизайном. Всего за три года таких вагонов будет 60. А всего за последнее десятилетие количество «модернизантов» в Новосибирске составило 53 единицы плюс в прошлом году 20 новых трамваев поставки 2024 года уже вышли на маршруты регулярных перевозок.
«Продолжаем работу по обновлению трамвайного парка города Новосибирска. С нашими белорусскими партнерами – предприятием «БКМ Сибирь» – реализуем совместный проект по модернизации трамваев. Мы капитально ремонтируем ходовую часть имеющихся вагонов и устанавливаем новый кузов, привезённый из Белоруссии. Такая машина обходится в два раза дешевле нового трамвая – около 45 млн рублей, - отрапортовал недавно мэр Новосибирска Максим Кудрявцев.
Поскольку такой модернизированный трамвай можно эксплуатировать еще 15 лет, по сути получаем «в сухом остатке» новый трамвай. Но все-таки отчасти, поскольку сегодня утвержденный норматив нового трамвая заводского изготовления 25 лет.
Так, недавно в Смоленске завершился аукцион на поставку восьми вагонов первой комплектности. Победителем признан Усть-Катавский завод. В течение 2025-2026 гг он поставит в этот город восемь кузовов полунизкопопльной модели КТМ-623-04.01
Таким образом, усилится конкуренция между производителями трамвайных вагонов для модернизации. И это хороший знак, поскольку не каждый регион и муниципалитет могут финансировать обновление трамвайного парка в достаточных объемах. А модернизация позволяет экономить бюджетные ресурсы. И это важный аргумент.
Наш канал недавно рассказывал об еще одном тренде обновления трамвайного парка – многосекционных трамваях.
Табл.2
Структура поставок по моделям трамваев в города страны
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz