Найти в Дзене

Могут ли учиться в школе дети с СДВГ?

Оглавление
Фото от freepik
Фото от freepik

Вы, наверно, уже слышали про детей с СДВГ- синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. В моих семейных классах сейчас учатся три таких ученика. Сегодня я поделюсь с вами историей одного из них, и мы вместе попробуем разобраться, могут ли дети с СДВГ успешно учиться в обычной школе.

История Максима (имя ученика изменено)

Максим пришёл ко мне в 3-ем классе. В 1-м и 2-м классе он учился в обычной школе. По рассказу мамы Максима учёба не принесла положительных эмоций (мягко говоря) ни родителям, ни Максиму. Из-за того, что Максим плохо слушал на уроке и часто отвлекался, почти все классные работы приходилось доделывать и переделывать дома. А когда во 2-м классе пошли оценки, то из-за постоянных двоек и троек и обилия красных чернил в тетради мотивация к учению у ребёнка совсем пропала.

К концу 2-ого класса Максим не знал таблицу умножения, не владел приёмами устного счёта, считал "методом прикидки результата". Задачи также часто решал, подгоняя результаты, и не мог записать решение. Предложения писал с маленькой буквы, точки в конце отсутствовали. О правилах русского языка знал, но часто не применял их. Почерк оставлял желать лучшего.

Но были и положительные моменты. Хорошо развитая речь, запоминание текстов до самых мелочей, высокий уровень развития интеллекта. Довольно быстрое и лёгкое установление контакта со взрослыми.

Наблюдая за Максимом два года, я отметила для себя те особенности в развитии ребёнка, которые отличают его от обычных детей. Одни из этих особенностей явно мешают обучению и развитию ребёнка, а другие, как ни странно, наоборот, помогают.

Особенности детей с СДВГ

Слабый самоконтроль

Дети с СДВГ плохо контролируют свои действия, поэтому часто опаздывают, забывают выполнить данные им поручения или свои обещания, не задумываются о последствиях своих действий.

Если задание им не по душе, они не будут проявлять старание при его выполнении или вообще будут саботировать его выполнение. Поэтому 2+2 может быть равно 5. Или задачка в одно действие вдруг окажется слишком трудной. Но если они занялись любимым делом, то отвлечь их от него будет очень трудно.

Желание быть лучшим

Эта особенность проявляется в том, что ребёнок не принимает критику в свой адрес совсем. Если даже просто указать на его ошибки в работе, реакция будет крайне негативной, вплоть до истерики. Зато от похвалы ребёнок просто меняется на глазах: становится мягким, послушным, сияет от счастья. Вот такие "эмоциональные качели".

Такое поведение очень ярко проявляется, когда в классе несколько учеников. И кто-то вдруг оказывается умнее или быстрее. В таких случаях дети с СДВГ уже "не видят" задание, их целью становится опередить соперника любой ценой, вплоть до списывания (думать уже некогда). Прям становятся одержимыми. И это совсем не лучшим образом влияет на развитие ребёнка. Скорее, наоборот. Ну а проявления эмоций при любом результате зашкаливают аж в несколько раз по сравнению с тем, если бы ребёнок учился один.

Нежелание следовать правилам и алгоритмам

Вот это прям самая большая боль и для педагога, и для ребёнка, конечно. Учим правила, алгоритмы, но тут же их забываем. И начинаем "изобретать собственный велосипед". В результате считаем долго и с ошибками. Что я только ни делала, чтобы решить эту проблему: методично заставляла проговаривать все правила, алгоритмы, показывала, как это влияет на скорость и качество выполнения задания. Помогало, но только на короткое время. А потом опять всё сначала.

Мы в каждом классе ведём тетрадочку "Узелки на память". Там собираем все правила и алгоритмы по математике и русскому языку. Эта тетрадочка постоянно лежит на парте на каждом уроке. И если нужно вспомнить какое-то правило, вот, пожалуйста, открой и посмотри. Но нет. Сначала ребёнок полностью игнорировал эту тетрадь. Потом начал открывать и листать страницы (вроде как ищет нужную информацию), но быстро закрывал и говорил, что такой информации нет. И только к концу второго года обучения (это был уже 4-й класс) тетрадка стала боле менее настольной книгой.

Импульсивность

Известно, что дети с СДВГ очень подвижны. Они не могут долго сидеть на одном месте. Один из моих таких учеников в 1-м классе мог сидеть на стуле не более 5 минут, после чего ему надо было встать и как минимум походить из одного угла класса в другой. Положительные эмоции сопровождались прыжками и криками радости, а негативные могли, как я уже говорила, вызвать истерику.

Мама Максима рассказывала, что в 1-м классе ребёнок мог на уроке начать рвать бумагу, что естественно вызывало непонимание со стороны учеников и педагогов. Потом это сменилось постоянным рисованием каких-то узоров, причём везде: в тетради, в учебнике, на руках. Такое поведение в обществе тоже считается странным.

Но импульсивность иногда играет и положительную роль. Понимая, что задание, данное учителем, придётся выполнить, ребёнок старается выполнить его как можно быстрее. И поэтому он может в это время быть очень сосредоточен и не отвлекаться.

И всё же импульсивность напрямую влияет на уровень продуктивности таких детей. От постоянного напряжения нервной системы они быстро устают. Но и отдыхать они не умеют. Вместо того, чтобы отвлечься от решения задачи и, например, полежать на коврике, дети с СДВГ предпочтут побегать или что-то поделать руками: порисовать, порвать бумагу и т.д.

Высокий интеллект

Это, безусловно, положительный момент в развитии детей с СДВГ. Они могут осваивать знания, уровнем намного выше, чем знания большинства обычных детей.

Но все мы знаем, что высокий интеллект в купе со слабым самоконтролем может спровоцировать крайне негативные события как для самого человека, так и для общества. Уже в младшем школьном возрасте такие дети очень мастерски могут манипулировать взрослыми. Поэтому, родители, будьте начеку!

Какие выводы я сделала

  1. Высокий интеллект помогает детям с СДВГ получать более высокие знания. Учить их очень интересно.
  2. Дети с СДВГ быстро устают. 45 минут сидения на одном месте молча для них это тяжёлое испытание. Приходится постоянно давать им задания, менять местоположение (например, в моём центре дети часть урока работают у доски, стоят за партами-конторками, могут просто встать и ходить, придумывая историю или задачу).
  3. За такими детьми нужен ПОСТОЯННЫЙ жёсткий контроль со стороны взрослых. Учить их работать по правилам - это тяжёлая работа. Всегда обидно, когда ребёнок знает правила, но из-за того, что не захотел применить выученный алгоритм или проверить работу, или просто поторопился, написал, не думая, в тетради появляется куча ошибок, за которые в школе поставили бы "2". И по моему опыту ждать каких-то значительных улучшений по этой проблеме в начальной школе не стоит. Но с другой стороны стоит только ослабить этот контроль, как ребёнок тут же воспользуется этой лазейкой не на благо своего развития. Вот это уже будет вдвойне обидно!
  4. И последнее. Помимо перечисленных особенностей детей с СДВГ у каждого ребёнка есть и другие особенности, обусловленные характером, воспитанием, образом жизни. И их тоже надо учитывать.

А у вас есть опыт обучения и воспитания детей с СДВГ? Будет здорово, если вы поделитесь им в своих комментариях. Тем более, что наши министры упорно заявляют о возможности обучать в обычных школах всех детей. Но так ли это? Смогут ли дети с СДВГ получить полноценное образование в условиях современной массовой школы? Как вы думаете?