Найти в Дзене
Метод Сенге

Далай-лама 2025: возможное перерождение вне Китая и реакция Китая

Далай-лама XIV Тензин Гьяцо 2 июля 2025 года заявил, что после его смерти институт Далай-ламов продолжит существовать, а нового лидера тибетских буддистов найдут за пределами Китая . Тензин Гьяцо напомнил о своих прежних заявлениях: по его замыслу решение о преемнике принятых за живого Будду возлагается исключительно на члены фонда Gaden Phodrang Trust, базирующегося в индийской Дхарамсале . «Никто другой, включая Китай, не имеет права вмешиваться в этот процесс», – подчеркнул Далай-лама . Правительство Китая быстро отреагировало на заявление Далай-ламы. По китайским законам все «живые Будды» (реинкарнирующие ламы) должны утверждаться властями КНР, напомнила официальная пресс-служба Китая . Так, 2 июля МИД КНР распространил заявление, что «реинкарнация должна соответствовать китайским законам и правилам» . Китайские дипломаты вновь подчеркнули, что поиск нового Далай-ламы по их версии должен проходить с учётом «исторических и правовых норм». Посол Китая в России Чжан Ханьхуэй поясни
Оглавление

Далай-лама XIV Тензин Гьяцо 2 июля 2025 года заявил, что после его смерти институт Далай-ламов продолжит существовать, а нового лидера тибетских буддистов найдут за пределами Китая . Тензин Гьяцо напомнил о своих прежних заявлениях: по его замыслу решение о преемнике принятых за живого Будду возлагается исключительно на члены фонда Gaden Phodrang Trust, базирующегося в индийской Дхарамсале . «Никто другой, включая Китай, не имеет права вмешиваться в этот процесс», – подчеркнул Далай-лама .

Реакция Китая

Правительство Китая быстро отреагировало на заявление Далай-ламы. По китайским законам все «живые Будды» (реинкарнирующие ламы) должны утверждаться властями КНР, напомнила официальная пресс-служба Китая . Так, 2 июля МИД КНР распространил заявление, что «реинкарнация должна соответствовать китайским законам и правилам» . Китайские дипломаты вновь подчеркнули, что поиск нового Далай-ламы по их версии должен проходить с учётом «исторических и правовых норм». Посол Китая в России Чжан Ханьхуэй пояснил, что процедура включает три этапа: сначала ищут кандидата в пределах Китая, затем проводят жребий из «золотой урны» и представляют окончательный выбор на утверждение центрального правительства . Именно жребьевку из «золотой урны» цинского образца Китай считает обязательной частью легитимности перерождений .

При этом Далай-лама уже много десятилетий живёт в Индии (в Дхарамсале) и отрёкся от политических полномочий (они переданы правительству Тибета в изгнании). Он подчеркнул, что его следующего воплощения будут искать только буддийские авторитеты и его фонд . Пекин же считает Далай-ламу «сепаратистом» и требует, чтобы любые титулы лам утверждались китайской стороной . В итоге позиции Тибета и Китая по вопросу перерождения Далай-ламы кардинально разошлись.

Традиции поиска нового Далай-ламы

В тибетской традиции Далай-лама считается воплощением бодхисаттвы Сострадания (Авалокитешвары). Поиск его перерождения обычно ведёт группа старших лам и регентов: они ищут ребёнка с определёнными приметами, предсказываемыми сновидениями или подсказками. Например, нынешнего Далай-ламу XIV нашли в 1935 году двухлетним Лхамо Дхондрубом по ряду знаков – его признали реинкарнацией предыдущего лама .

Китай, в свою очередь, опирается на исторические институты: в XVIII веке при императоре Цяньлун установлен особый обряд жребьёвки из «золотой урны» для выбора перерождений ламаизма . Пекин требует следовать этой церемонии – то есть выбирать кандидатов на роль Далай-ламы путём жеребьёвки из урны с именами претендентов. Кроме того, традиционно новый Далай-лама утверждается со знанием и благословением Панчен-ламы (второго по значимости ламы). В 1995 году китайские власти захватили (или усыпили) признанного Далай-ламой кандидата в 11-е воплощение Панчен-ламы (Гедун Чокьи Ньима), после чего назначили своего претендента – что ещё больше осложняет признание любого будущего Далай-ламы без согласия Пекина.

Интересные факты о реинкарнации Далай-лам

• Жеребьёвка «золотой урны» – церемония, введённая при цинском императоре Цяньлуне. По китайской традиции именно жребьёвка из урны является легитимным способом выбора перерождёнца . В современной практике КНР эта процедура официально закреплена за властями.

• Выбор Тензина Гьяцо (Далай-лама XIV): он родился в 1935 году и уже в два года был найден тибетской поисковой группой. Его признали реинкарнацией Далай-ламы XIII по «знамениям» и тестам (новый претендент выбрал предметы, принадлежавшие предыдущему ламе) .

• Панчен-лама – вторая по важности фигура в гелугской школе. После исчезновения признанного Далай-ламой Панчен-ламы в 1995 году Китай утвердил своего кандидата. По традиции именно Панчен-лама должен был подтвердить выбор Далай-ламы, поэтому сейчас система не признаётся западными учёными и тибетцами.

• Закон 2007 года: Китай принял норматив, согласно которому все перерождения тибетских лам (включая Далай-ламу) должны утверждаться только Пекином . Это снизило роль религиозных процедур.

• Несколько претендентов: эксперты предупреждают, что при нынешнем раскладе возможно возникновение сразу нескольких «далай-лам» – в Индии и в Китае – из-за разногласий в процедурах .

Тем временем аналитики отмечают, что споры о реинкарнации Далай-ламы могут осложнить ситуацию в самом Тибете и международные отношения – особенно между Китаем, США и Индией . В конечном счёте вопрос о будущем духовного лидера тибетцев остаётся открытым, и окончательное решение пока не достигнуто .

Написал про 5 заданий для кандидата в нового Далай Ламы. Про испытание игрушками, и почему на поиски едет целая экспедиция в закрытом ТГ канале

«РАСШИРЕНИЕ»