Есть книги, открывая которые, ощущаешь тепло и снова чувствуешь себя ребенком. Есть мультики и истории в нашей российской анимации, которые в одно мгновение превращают самого серьезного взрослого человека в пятилетнего сорванца, которые напоминают о важности доброты, сострадания, взаимовыручки, дарят радость... Сегодня, 5 июля, день рождения Владимира Григорьевича Сутеева.
Владимир Сутеев родился в 1903 году в семье доктора медицинских наук Григория Сутеева. Отец его интересовался живописью и литературой, учил рисовать и сыновей. Увлечение Володи поддерживал и друг семьи, мордовский советский художник Степан Эрьзя (о нем Сутеев написал книгу «Скульптор Эрьзя»).
Талант художника у Вовы проснулся рано: начав с простых образов животных и пейзажей, он постепенно перешел к карикатурам и шаржам. Во время революции будущему мультипликатору было всего 14 лет. В период Гражданской войны, чтобы заработать денег и помочь семье, Володя рисовал диаграммы для выставок и дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в красноармейском госпитале и преподавал физкультуру малышам.
В те непростые времена Сутеев понимал, что рисование не принесет много денег, поэтому поступил на инженерно-строительный факультет Московского высшего технического училища, сегодня это университет имени Н. А. Баумана. Но очень быстро осознал, что без рисования прожить не сможет. На инженера Володя не доучился: в 1924 году стал студентом художественного факультета Государственного техникума кинематографии.
В мультипликации Владимир Сутеев был новичком, учился всему сам, изучая работы знаменитого Уолта Диснея. В том же 1924 году в техникуме появилась экспериментально-производственная группа мультипликаторов, которые стремились создать что-то самобытное и масштабное. За год молодые экспериментаторы, в числе которых был и Сутеев, выпустили первый советский полнометражный мультфильм «Китай в огне».
После дебюта в роли мультипликатора Володя окунулся в работу с головой. Он создал множество киноплакатов, а в 1931 году вместе с режиссером Львом Атамановым поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперек», посвященный правилам дорожного движения.
Через пять лет Сутеев уже работал на киностудии «Союзмультфильм»: выпустил своего «Колобка», показал детям справедливого и статного красавца дядю Степу и рассказал героическую балладу о Мухе-Цокотухе. Через два дня после выхода этого мультфильма, 24 июня 1941 года, Владимир отправился добровольцем на Юго-Западный фронт. Он встал на защиту Родины, выпускал учебные фильмы на студии «Воентехфильм», но всегда помнил о своей главной работе – каждую свободную минуту рисовал для детей.
По окончании войны Сутеев вернулся в «Союзмультфильм», начал преподавать на курсах художников-мультипликаторов и иллюстрировать детские книги: благодаря его таланту, дети послевоенной поры узнавали, как выглядят сказочные миры Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Джанни Родари и Редьярда Киплинга. А в 1952 году сам начал придумывать рассказы и сказки, которые многие называют книжками-картинками. «Две сказки про карандаш и краски» стала его первой книгой, в нее вошли истории «Мышонок и Карандаш» и «Петух и краски».
Всего же Сутеев написал 36 сказок, в которых удивительно гармонично рисунки сочетаются с текстом. Этот серьезный, кропотливый, огромный, но приносящий истинную радость своему создателю труд Владимир Сутеев посвящал детям – самым маленьким, которые только познают этот мир в многогранном разнообразии, учатся отличать добро от зла, хорошее от плохого, правду от лжи.
«Ваши сказки и рисунки помогают лечить детей»
Наверное, невозможно было бы создать все то, что написал и нарисовал Сутеев, не обладая безграничной любовью к своей аудитории. Он детально прорабатывал свои произведения, чтобы они стали понятны каждому ребенку, понимал, что на время они станут жизненными спутниками и добрыми друзьями маленького человека, откроют ему тайны мироустройства, подскажут, как правильно вести себя в разных ситуациях, научат базовым правилам нравственности, порядочности, объяснят, почему важно ценить добро и заботу, помогать и сострадать.
Для писателя была важна польза, которую приносят читателям его сказки. Наверное, многие помнят, как книга «Про бегемота, который боялся прививок» помогла в детстве не бояться врачей и медицинских процедур. А те, у кого страх все же не проходил, понимали, что в своих чувствах они по крайней мере не одиноки. И окружающая маленького человека взрослая жизнь сразу становилась чуть добрее и понятнее.
Сутеев, кстати, был очень рад откликам. В своих письмах он упоминал о том, что учителя, библиотекари, работники детских садов, инженеры пишут ему письма с благодарностями. Однажды Владимир Григорьевич получил письмо из рязанской детской больницы, которое растрогало его до слез. Врачи, медсестры и няни написали: «Ваши сказки и рисунки помогают нам лечить детей. Даже у самых тяжелобольных они вызывают улыбку». Такие письма для Сутеева были настоящим признанием, наградой и счастьем. Он был уверен: чем больше улыбок у ребенка вызывает книжка или мультфильм, тем больше от них реальной пользы.
Владимир Григорьевич не только писал и рисовал для детей. Он с радостью посещал школы и рассказывал ребятам о создании мультфильмов и книг, демонстрируя при этом способности амбидекстра – правой и левой рукой одновременно рисовал на доске зверушек. Школьники были в полном восторге. А художник радовался, видя удивленных и восхищенных детей.
Все творчество его было посвящено тому, чтобы незамысловатым текстом и смешными рисунками объяснять детям простые истины – он был уверен, что это намного действеннее и понятнее, чем длинные объяснения и нотации.
Все произведения Сутеева имеют свой неповторимый, узнаваемый почерк: они наполнены тихим восторгом повседневных открытий, радостью крепнущей дружбы, нежностью и состраданием. Этого первопроходца советской анимации по праву называют и советским Уолтом Диснеем, и русским Хансом Кристианом Андерсеном: в своих творениях Сутеев создал узнаваемый, многогранный мир, который живет по законам умной доброты, справедливости, честности, внимания и трудолюбия. Помните, как мультфильм «Мешок яблок» объяснил нам, что забота и внимание возвращаются преумноженные, а сказка «Под грибом» учила состраданию и взаимовыручке? Изучать мир рядом помогала книжка «Кто сказал мяу?», а «Мышонок и карандаш» учили рисовать котиков.
Сказка «Это что за птица?» показывает, как важно ценить собственные достижения и не стремиться к чужому: в ней гусь, завидуя другим птицам, пытается перенять их черты, а в итоге становится посмешищем. История «Умелые руки» о споре между Иглой, Карандашом, Мячиком и Ручкой учит тому, что у каждого есть свои таланты и достоинства, а зависть и соперничество не приводят к добру. Сказка о медведе «Дядя Миша» показывает, что важно найти свое призвание и развивать собственные способности. Сказка «Яблоко» говорит о том, как важно быть справедливым, «Грибок-теремок» учит милосердию и состраданию, а «Кораблик» – взаимовыручке, дружбе и любви к ближнему.
Важная особенность его книг проявляется в том, что в них текст дополняет рисунок, а рисунок содержит все то, что не попало в текст. Если произведения остальных детских авторов можно читать, не обращая внимания на иллюстрации, что в сутеевских сказках и рассказах обойтись без них без потери смысла нельзя. Он и сам признавался, что не может сказать, рисунок или текст в его воображении рождается раньше: «Думаю, что на этот вопрос не может быть ответа так же, как и на вопрос "что было раньше – курица или яйцо?"». И вот уже маленький читатель разглядывает картинку и отмечает для себя, что нарисованный кот – в хорошем настроении, мышонок любопытен, пес недоволен тем, что его потревожили, медведь растерян и раздосадован. Вместе с познанием окружающего мира, ребенок развивает свой эмоциональный интеллект, осознавая причины происходящего, сопереживая и выстраивая ассоциации. Так постепенно и естественно в его жизни появляются собственные суждения и правила поведения. Сутеев великолепно понимал суть вещей и явлений и умел «быть, как дети». Иначе как бы он создал столько шедевров для самых маленьких…
А еще книжки-картинки Сутеева, понятные и простые, вместе с тем очень живые и красочные, настолько последовательно и лаконично показывают сочиненные автором истории, что, листая их, ловишь себя на мысли, что смотришь мультфильм.
Любовь, похожая на... мультфильм
Те, кто знает, как складывалась личная жизнь Владимира Григорьевича, наверное, согласятся с тем, что человек этот и сам во многом обладал чистой, как у ребенка, душой. Первая жена Сутеева не дождалась его с фронта. Владимир тяжело переживал предательство, спасала его только работа. Она же вернула ему надежду и любовь: на «Союзмультфильм» пришла работать талантливая художница Татьяна Таранович. Ему исполнилось 43, а ей – 30 лет. Она была замужем и воспитывала десятилетнюю дочь.
Сутеев, понимая, что никаких отношений с замужней женщиной у него быть не может, все же признался ей в своих чувствах. Он всю жизнь писал-рисовал ей письма о том, как сильны его чувства, есть среди них и такие: «Вы знаете, что никогда ни при каких обстоятельствах я не хотел быть Вашим любовником, никогда не думал о романе. Я бесконечно любил Вас, уважал свое чувство к Вам, и если и мечтал о Вас, то только как о жене или друге». «Вы, конечно, почувствовали уже: все собачки, кошки, зайцы, уточки и птицы объясняются Вам в любви. Я нарочно давал Вам свои рисунки, мне казалось, эти картинки скажут Вам больше меня».
Пытаясь справиться с собственными чувствами, он ушел со студии, не завершив начатый фильм, но все же периодически приходил в мастерские и смотрел, как Татьяна работает, давал советы, старался помочь.
Владимир Григорьевич даже женился второй раз – он с благодарностью принял чувства Светланы Ивановой, которая очень сильно любила его еще со школы. К тому моменту она овдовела, и Сутеев стал воспитывать ее сына как родного.
Между тем Татьяну он не забывал ни на минуту. Писал, а точнее, рисовал ей письма, которые она получала и хранила. Каждое начиналось с большой буквы Т, от которой расходились лучи. В письмах было мало слов, в основном – рисунки в привычной для художника технике. Себя в них Сутеев представлял утенком, а возлюбленную – цыпленком. Вот утенок просунул голову сквозь прутья клетки и отчаянно кричит цыпленку, находящемуся в соседней клетке: «Люблю!» Утенок бежит к цыпленку с букетом... Заканчивалось каждое письмо фразой «и каждый цыпленок, и каждый котенок шепчет тебе о моей любви».
Ни Володя, ни Татьяна не предали и не оставили свои семьи. Через 26 лет после знакомства с Сутеевым Татьяна Александровна похоронила мужа и более десяти лет прожила одна.
У Сутеева в это время тяжело болела жена, она не вставала, Владимир ухаживал за ней до ее смерти. После он выдержал год траура по ушедшей супруге и только потом сделал Татьяне Александровне официальное предложение. Она сказала долгожданное «да». Жениху в тот год исполнилось восемьдесят, невесте – шестьдесят восемь. Эпистолярному роману в комиксах – тридцать пять.
Сыграли настоящую свадьбу – с торжеством, цветами, праздничным обедом, свидетельницей невесты была ее внучка Ирина. Супруги прожили десять счастливых лет. Сутеев продолжал рисовать быт утенка и цыпленка, оставлял своей Татьяне трогательные записки в виде рисунков повсюду. К концу жизни, уже практически ослепнув, изобразил предсмертный «семейный портрет», на котором маленький цыпленок несет на себе поникшего и обессиленного утенка. Он тяжело переживал физическую немощь и преклонялся перед мужеством супруги, которая не отходила от него. Уже слепым и наполовину парализованным находил руки Татьяны и целовал их, не переставая благодарить судьбу за этот подарок.
Всего на полгода цыпленок пережил своего преданного утенка. Татьяну и Владимира похоронили в одной могиле.