Найти в Дзене
Сретенский монастырь

МИР ДОБРА ВЛАДИМИРА СУТЕЕВА

Оглавление

Есть книги, открывая которые, ощущаешь тепло и снова чувствуешь себя ребенком. Есть мультики и истории в нашей российской анимации, которые в одно мгновение превращают самого серьезного взрослого человека в пятилетнего сорванца, которые напоминают о важности доброты, сострадания, взаимовыручки, дарят радость... Сегодня, 5 июля, день рождения Владимира Григорьевича Сутеева.

Владимир Сутеев родился в 1903 году в семье доктора медицинских наук Григория Сутеева. Отец его интересовался живописью и литературой, учил рисовать и сыновей. Увлечение Володи поддерживал и друг семьи, мордовский советский художник Степан Эрьзя (о нем Сутеев написал книгу «Скульптор Эрьзя»).

Талант художника у Вовы проснулся рано: начав с простых образов животных и пейзажей, он постепенно перешел к карикатурам и шаржам. Во время революции будущему мультипликатору было всего 14 лет. В период Гражданской войны, чтобы заработать денег и помочь семье, Володя рисовал диаграммы для выставок и дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в красноармейском госпитале и преподавал физкультуру малышам.

В те непростые времена Сутеев понимал, что рисование не принесет много денег, поэтому поступил на инженерно-строительный факультет Московского высшего технического училища, сегодня это университет имени Н. А. Баумана. Но очень быстро осознал, что без рисования прожить не сможет. На инженера Володя не доучился: в 1924 году стал студентом художественного факультета Государственного техникума кинематографии.

В мультипликации Владимир Сутеев был новичком, учился всему сам, изучая работы знаменитого Уолта Диснея. В том же 1924 году в техникуме появилась экспериментально-производственная группа мультипликаторов, которые стремились создать что-то самобытное и масштабное. За год молодые экспериментаторы, в числе которых был и Сутеев, выпустили первый советский полнометражный мультфильм «Китай в огне».

После дебюта в роли мультипликатора Володя окунулся в работу с головой. Он создал множество киноплакатов, а в 1931 году вместе с режиссером Львом Атамановым поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперек», посвященный правилам дорожного движения.

Кадр из мультфильма «Улица поперек»
Кадр из мультфильма «Улица поперек»

Через пять лет Сутеев уже работал на киностудии «Союзмультфильм»: выпустил своего «Колобка», показал детям справедливого и статного красавца дядю Степу и рассказал героическую балладу о Мухе-Цокотухе. Через два дня после выхода этого мультфильма, 24 июня 1941 года, Владимир отправился добровольцем на Юго-Западный фронт. Он встал на защиту Родины, выпускал учебные фильмы на студии «Воентехфильм», но всегда помнил о своей главной работе – каждую свободную минуту рисовал для детей.

По окончании войны Сутеев вернулся в «Союзмультфильм», начал преподавать на курсах художников-мультипликаторов и иллюстрировать детские книги: благодаря его таланту, дети послевоенной поры узнавали, как выглядят сказочные миры Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто, Джанни Родари и Редьярда Киплинга. А в 1952 году сам начал придумывать рассказы и сказки, которые многие называют книжками-картинками. «Две сказки про карандаш и краски» стала его первой книгой, в нее вошли истории «Мышонок и Карандаш» и «Петух и краски».

Всего же Сутеев написал 36 сказок, в которых удивительно гармонично рисунки сочетаются с текстом. Этот серьезный, кропотливый, огромный, но приносящий истинную радость своему создателю труд Владимир Сутеев посвящал детям – самым маленьким, которые только познают этот мир в многогранном разнообразии, учатся отличать добро от зла, хорошее от плохого, правду от лжи.

«Ваши сказки и рисунки помогают лечить детей»

Наверное, невозможно было бы создать все то, что написал и нарисовал Сутеев, не обладая безграничной любовью к своей аудитории. Он детально прорабатывал свои произведения, чтобы они стали понятны каждому ребенку, понимал, что на время они станут жизненными спутниками и добрыми друзьями маленького человека, откроют ему тайны мироустройства, подскажут, как правильно вести себя в разных ситуациях, научат базовым правилам нравственности, порядочности, объяснят, почему важно ценить добро и заботу, помогать и сострадать.

Для писателя была важна польза, которую приносят читателям его сказки. Наверное, многие помнят, как книга «Про бегемота, который боялся прививок» помогла в детстве не бояться врачей и медицинских процедур. А те, у кого страх все же не проходил, понимали, что в своих чувствах они по крайней мере не одиноки. И окружающая маленького человека взрослая жизнь сразу становилась чуть добрее и понятнее.

Сутеев, кстати, был очень рад откликам. В своих письмах он упоминал о том, что учителя, библиотекари, работники детских садов, инженеры пишут ему письма с благодарностями. Однажды Владимир Григорьевич получил письмо из рязанской детской больницы, которое растрогало его до слез. Врачи, медсестры и няни написали: «Ваши сказки и рисунки помогают нам лечить детей. Даже у самых тяжелобольных они вызывают улыбку». Такие письма для Сутеева были настоящим признанием, наградой и счастьем. Он был уверен: чем больше улыбок у ребенка вызывает книжка или мультфильм, тем больше от них реальной пользы.

Рисунок В. Сутеева
Рисунок В. Сутеева

Владимир Григорьевич не только писал и рисовал для детей. Он с радостью посещал школы и рассказывал ребятам о создании мультфильмов и книг, демонстрируя при этом способности амбидекстра – правой и левой рукой одновременно рисовал на доске зверушек. Школьники были в полном восторге. А художник радовался, видя удивленных и восхищенных детей.

Все творчество его было посвящено тому, чтобы незамысловатым текстом и смешными рисунками объяснять детям простые истины – он был уверен, что это намного действеннее и понятнее, чем длинные объяснения и нотации.

Все произведения Сутеева имеют свой неповторимый, узнаваемый почерк: они наполнены тихим восторгом повседневных открытий, радостью крепнущей дружбы, нежностью и состраданием. Этого первопроходца советской анимации по праву называют и советским Уолтом Диснеем, и русским Хансом Кристианом Андерсеном: в своих творениях Сутеев создал узнаваемый, многогранный мир, который живет по законам умной доброты, справедливости, честности, внимания и трудолюбия. Помните, как мультфильм «Мешок яблок» объяснил нам, что забота и внимание возвращаются преумноженные, а сказка «Под грибом» учила состраданию и взаимовыручке? Изучать мир рядом помогала книжка «Кто сказал мяу?», а «Мышонок и карандаш» учили рисовать котиков.

Сказка «Это что за птица?» показывает, как важно ценить собственные достижения и не стремиться к чужому: в ней гусь, завидуя другим птицам, пытается перенять их черты, а в итоге становится посмешищем. История «Умелые руки» о споре между Иглой, Карандашом, Мячиком и Ручкой учит тому, что у каждого есть свои таланты и достоинства, а зависть и соперничество не приводят к добру. Сказка о медведе «Дядя Миша» показывает, что важно найти свое призвание и развивать собственные способности. Сказка «Яблоко» говорит о том, как важно быть справедливым, «Грибок-теремок» учит милосердию и состраданию, а «Кораблик» – взаимовыручке, дружбе и любви к ближнему.

Кадр из мультфильма «Грибок-теремок»
Кадр из мультфильма «Грибок-теремок»

Важная особенность его книг проявляется в том, что в них текст дополняет рисунок, а рисунок содержит все то, что не попало в текст. Если произведения остальных детских авторов можно читать, не обращая внимания на иллюстрации, что в сутеевских сказках и рассказах обойтись без них без потери смысла нельзя. Он и сам признавался, что не может сказать, рисунок или текст в его воображении рождается раньше: «Думаю, что на этот вопрос не может быть ответа так же, как и на вопрос "что было раньше – курица или яйцо?"». И вот уже маленький читатель разглядывает картинку и отмечает для себя, что нарисованный кот – в хорошем настроении, мышонок любопытен, пес недоволен тем, что его потревожили, медведь растерян и раздосадован. Вместе с познанием окружающего мира, ребенок развивает свой эмоциональный интеллект, осознавая причины происходящего, сопереживая и выстраивая ассоциации. Так постепенно и естественно в его жизни появляются собственные суждения и правила поведения. Сутеев великолепно понимал суть вещей и явлений и умел «быть, как дети». Иначе как бы он создал столько шедевров для самых маленьких…

А еще книжки-картинки Сутеева, понятные и простые, вместе с тем очень живые и красочные, настолько последовательно и лаконично показывают сочиненные автором истории, что, листая их, ловишь себя на мысли, что смотришь мультфильм.

Любовь, похожая на... мультфильм

Те, кто знает, как складывалась личная жизнь Владимира Григорьевича, наверное, согласятся с тем, что человек этот и сам во многом обладал чистой, как у ребенка, душой. Первая жена Сутеева не дождалась его с фронта. Владимир тяжело переживал предательство, спасала его только работа. Она же вернула ему надежду и любовь: на «Союзмультфильм» пришла работать талантливая художница Татьяна Таранович. Ему исполнилось 43, а ей – 30 лет. Она была замужем и воспитывала десятилетнюю дочь.

Сутеев, понимая, что никаких отношений с замужней женщиной у него быть не может, все же признался ей в своих чувствах. Он всю жизнь писал-рисовал ей письма о том, как сильны его чувства, есть среди них и такие: «Вы знаете, что никогда ни при каких обстоятельствах я не хотел быть Вашим любовником, никогда не думал о романе. Я бесконечно любил Вас, уважал свое чувство к Вам, и если и мечтал о Вас, то только как о жене или друге». «Вы, конечно, почувствовали уже: все собачки, кошки, зайцы, уточки и птицы объясняются Вам в любви. Я нарочно давал Вам свои рисунки, мне казалось, эти картинки скажут Вам больше меня».

Пытаясь справиться с собственными чувствами, он ушел со студии, не завершив начатый фильм, но все же периодически приходил в мастерские и смотрел, как Татьяна работает, давал советы, старался помочь.

Владимир Григорьевич даже женился второй раз – он с благодарностью принял чувства Светланы Ивановой, которая очень сильно любила его еще со школы. К тому моменту она овдовела, и Сутеев стал воспитывать ее сына как родного.

Между тем Татьяну он не забывал ни на минуту. Писал, а точнее, рисовал ей письма, которые она получала и хранила. Каждое начиналось с большой буквы Т, от которой расходились лучи. В письмах было мало слов, в основном – рисунки в привычной для художника технике. Себя в них Сутеев представлял утенком, а возлюбленную – цыпленком. Вот утенок просунул голову сквозь прутья клетки и отчаянно кричит цыпленку, находящемуся в соседней клетке: «Люблю!» Утенок бежит к цыпленку с букетом... Заканчивалось каждое письмо фразой «и каждый цыпленок, и каждый котенок шепчет тебе о моей любви».

Ни Володя, ни Татьяна не предали и не оставили свои семьи. Через 26 лет после знакомства с Сутеевым Татьяна Александровна похоронила мужа и более десяти лет прожила одна.

У Сутеева в это время тяжело болела жена, она не вставала, Владимир ухаживал за ней до ее смерти. После он выдержал год траура по ушедшей супруге и только потом сделал Татьяне Александровне официальное предложение. Она сказала долгожданное «да». Жениху в тот год исполнилось восемьдесят, невесте – шестьдесят восемь. Эпистолярному роману в комиксах – тридцать пять.

Владимир Сутеев и Татьяна
Владимир Сутеев и Татьяна

Сыграли настоящую свадьбу – с торжеством, цветами, праздничным обедом, свидетельницей невесты была ее внучка Ирина. Супруги прожили десять счастливых лет. Сутеев продолжал рисовать быт утенка и цыпленка, оставлял своей Татьяне трогательные записки в виде рисунков повсюду. К концу жизни, уже практически ослепнув, изобразил предсмертный «семейный портрет», на котором маленький цыпленок несет на себе поникшего и обессиленного утенка. Он тяжело переживал физическую немощь и преклонялся перед мужеством супруги, которая не отходила от него. Уже слепым и наполовину парализованным находил руки Татьяны и целовал их, не переставая благодарить судьбу за этот подарок.

Всего на полгода цыпленок пережил своего преданного утенка. Татьяну и Владимира похоронили в одной могиле.

Ольга Бобовникова

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм