Дорогие коллеги и читатели, новость о возможном сокращении рабочего дня в пятницу на час облетела все чаты. На первый взгляд — радость: "Ура, хоть немного передохнем!". Но давайте, как всегда, посмотрим на это учительским взглядом — через призму реальности, а не красивых заголовков.
1. "Формальность vs реальность: где наши часы?"
По закону наш рабочий день — 36 часов в неделю. По факту — бесконечные тетради, совещания, звонки родителям и ночные подготовки к урокам. Если официально пятницу "укоротят", изменится ли что-то кроме графика в табеле? Не превратится ли этот час в дополнительную отчётность "на дом"?
Вспомните, как в прошлом году ввели электронный журнал — "чтобы сэкономить время"…
2. "А как же оклад?"
Сейчас зарплата многих педагогов — это оклад + стимулирующие. Если рабочий день сократят, не станет ли оклад "тоньше"? Или чиновники предусмотрят сохранение выплат? Пока проект неясен, но учительский опыт подсказывает: чаще всего благие инициативы бьют по нашему кошельку.
"Счастье" в духе Некрасова: работать больше, получать меньше.
3. "Расписание: головоломка для завуча"
Представьте: в пятницу последний урок должен заканчиваться на час раньше. Но куда девать детей, чьи родители работают до вечера? Кто будет вести продлёнку? Не получится ли, что учителя начальных классов "добровольно-принудительно" останутся с ребятами, а их "сокращённый' час станет фикцией?
Словно в некрасовской поэме: "Ты и убогая, ты и обильная…"
4. "А если по-человечески?"
Предположим чудо: час действительно станет свободным. Что сделает учитель в эту драгоценную минуту? Побежит за продуктами, пока магазины не закрылись? Заберёт ребёнка из садика без спешки? Или просто присядет в тишине кабинета, не думая о том, что через 5 минут начнётся педсовет…
Вот оно, возможное счастье — 60 минут без звонков и требований.
5. "Главный вопрос: кому это выгодно?"
Любая инициатива имеет подтекст. Может, это попытка снизить статистику переработок? Или способ сократить расходы на оплату труда в будущем? А может, предвыборный жест, чтобы создать иллюзию заботы?
Как говаривали некрасовские мужики: "Нам бы только не обмануться!'
После уроков:
Коллеги, я не циник. Очень хочется верить, что этот час станет глотком воздуха (в идеале, конечно, вообще сделать пятидневку). Но история учит нас: изменения в образовании редко учитывают мнение тех, кто стоит у доски. Давайте следить за проектом и голосовать там, где это возможно. А пока… Продолжим проверять тетради. Ведь даже если пятницу сократят, понедельник-то никто не отменял.
P.S. А как вы думаете — это начало реальных перемен или очередная "бумажная" реформа? Делитесь в комментариях — обсудим в виртуальной учительской. ☕📌