Найти в Дзене

Почему айкидо не работает.

*Затрагивая определенные вопросы, я больше ориентируюсь на тех, кто занимается айкидо или другими ТБИ, а всех прочих критиков, сочувствующих и праздно беснующихся прошу просто пройти мимо. Материалов с похожими заголовками в Интернете очень много. Давно известно, они основываются не на экспертном мнении, а на различных стереотипах, домыслах, визуальном ряде, предоставляемом видеохостингами, или просто являются попытками сравнить теплое и мягкое. Тем не менее, в определенных случаях и условиях, айкидо действительно не работает. Разберемся почему и заглянем поглубже. Для этого надо определиться с некоторыми вводными, без которых понимание предмета невозможно в принципе. Из чего и для чего создано айкидо. Этот момент давно известен практикам айкидо и малоизвестен остальным. Понятно, что в основе там лежит Дайто-рю и ряд других школ, откуда черпал вдохновение Уэсиба, но вот вопрос «для чего» многие склонны понимать очень по-разному. Одни пытаются приспособить айкидо для каких-то мифических

*Затрагивая определенные вопросы, я больше ориентируюсь на тех, кто занимается айкидо или другими ТБИ, а всех прочих критиков, сочувствующих и праздно беснующихся прошу просто пройти мимо.

Материалов с похожими заголовками в Интернете очень много. Давно известно, они основываются не на экспертном мнении, а на различных стереотипах, домыслах, визуальном ряде, предоставляемом видеохостингами, или просто являются попытками сравнить теплое и мягкое. Тем не менее, в определенных случаях и условиях, айкидо действительно не работает. Разберемся почему и заглянем поглубже. Для этого надо определиться с некоторыми вводными, без которых понимание предмета невозможно в принципе.

Из чего и для чего создано айкидо. Этот момент давно известен практикам айкидо и малоизвестен остальным. Понятно, что в основе там лежит Дайто-рю и ряд других школ, откуда черпал вдохновение Уэсиба, но вот вопрос «для чего» многие склонны понимать очень по-разному. Одни пытаются приспособить айкидо для каких-то мифических бойцовских целей, другие напротив – впадают в эзотерические крайности, третьи вяло ковыряют технику по 2-3 раза в неделю и так далее. В итоге первые пытаются из айкидо снова сделать дайто рю, да еще и пригодное для клетки ММА или, как они говорят «улицы», вторые витают в облаках, третьи приятно проводят время. Работает ли у них айкидо? Сомнительно. Благо, что перечисленные категории – это далеко не все представители направления.

Что такое применение айкидо за пределами зала? Это когда (как в том анекдоте) потерял нож, лопату, автомат и встретил в лесу такого же идиота. То есть, если дошло до физического применения техник, то уже ясно, что не сработало чутьё, никаких действий на упреждение конфликта не предпринято, тактически положение не очень и вообще условия не очень выгодные. В таких условиях остается надеяться только на «механическую» часть знаний и технические навыки. Но айкидо ли это в таком случае? Больше похоже на попытку применения техник и воздействий, которые абсолютно не уникальны и встречаются в куче разновидностей БИ. Так зачем бесконечно затевать разговоры о том, что именно в айкидо они не состоятельны? Конечно, ситуации бывают разные, и при возникновении необходимости что-то применить из того, что знает и умеет ваше тело, основное слово будет за практическими навыками. Но и с этим у многих большие проблемы. Навыки еще нужно как-то сформировать. То есть заниматься правильно, а главное – правильно выбирать, где и у кого, в соответствии со своими целями и задачами. Иначе это похоже на то, что из винтовки вынули патрон и надеются, что этим патроном удастся кого-нибудь убить.

Что такое вообще «айкидо работает»? Абсолютное большинство понимает под этим комплекс технических действий, в результате которого противник будет повержен, лучше всего, как в кино показывают или по телевизору, однако это крайне ограниченная и неразумная точка зрения. Причиной этому является комплексная природа БИ вообще. Сами техники (приёмы) можно назвать всего лишь внешними проявлениями искусства. Конечно, по ним возможно судить о человеке в целом, но в основе по-прежнему лежит огромный пласт разнообразных знаний и навыков, без которых любое БИ легко превратится в весьма посредственный кикбоксинг. Соответственно, использование не только самих техник, но и любой другой части связанных знаний, полученных именно в додзё, можно совершенно спокойно причислить к применению айкидо. Техника у любого может не получиться, но вопросы психологии, взаимодействия, воспитания, умения правильно страховаться и уходить от нападения, чувство тайминга, понимание принципов ирими и кокю, а также многие другие, тоже могут сыграть важнейшую роль в одном единственном процессе – решить любую ситуацию с минимальными для себя потерями или вообще без таковых.

У многих людей, занимающихся айкидо, первым из самых часто задаваемых вопросов (в том числе самому себе) является – «а почему именно моё айкидо не работает?». Обычно принимаются винить в этом инструкторов, школу, стиль, пытаются выбирать более «бойцовские» и подходящие места, но основные причины лежат, по моему мнению, немного не в той плоскости.

В первую очередь надо сразу рассматривать контекст, то есть - ГДЕ ИМЕННО у человека айкидо должно работать. Если речь идёт о тренировках, значит, результат должен быть один: с каким бы партнёром человек не встал, его техника должна работать на всех, ну или на большинстве, вне зависимости от пола, роста, веса, физической силы и так далее. Разве что опыт тут - отдельная тема. Не менее важным здесь является результат подготовки в качестве укэ. Если ученик плох как укэ, значит он не умеет атаковать и защищаться, полностью или частично проигнорировав в начале обучения данный раздел. Если речь о повседневной жизни, то и там проявлений айкидо может быть также немало. Например, никогда не терять равновесия, уделять должное внимание деталям «принцип здесь и сейчас», не толкаться плечами с прохожими, упав на льду не получить повреждений, в нужный момент просто подвинуться или отойти в сторону и т.д. Это чисто бытовые, но не менее важные моменты, когда в повседневности работает то, что вы вынесли из додзё айкидо, а не вышло случайно.

И другой момент, когда айкидо «должно работать» в каких-то реальных ситуациях. Сразу следует оговориться, что такое «рабочесть». Это те необходимые действия (атака или защита), которые, говоря о БИ, поставлены на уровень устойчивого навыка, когда вне зависимости от характера внешнего раздражителя реакция будет автоматической и абсолютно однозначной. Если этого не происходит, значит, в стрессовой ситуации навык не проявится, вы просто впадете в ступор, сразу уснёте или перейдете на деревенский бокс, а там как повезёт, что и называется обычно «айкидо не работает».

В условиях зала все немного проще. Они относительно тепличные, поэтому можно в спокойной обстановке попробовать выполнить технику на любом человеке. И если это не получается, то о втором варианте, то есть о реальном применении, речи вообще идти не может, за редчайшими исключениями. Если вы в тепличных условиях не способны сделать что-либо, значит в условиях стресса и говорить не о чем. Но, это ещё только самый основной момент, который можно выделить.

Дальше уже следуют более простые факторы, которые тоже необходимо упомянуть для того, чтобы обращать на них внимание.

Много раз у разных авторов писалось о том, что работоспособность техники зависит не от стиля и школы, а от того, как её практиковать и на основе чего её выстраивать. Когда все происходит немного не в том формате, допускаются какие-то ошибки, а на выходе получится результат. Но ровно такой, к какому ты подготовился. Соответственно, если ты тренировался нерегулярно 1-3 дня в неделю по полтора часа в тепличных условиях, с удобными и давно привычными партнёрами, то это может привести к очень слабому (или нулевому) результату, потому что для достижения качественно лучшего эффекта требуется гораздо большее. И здесь имеется прямая зависимость от вложенного труда. Если хотите этого - тренируйтесь определённым образом. Хотите жёстче, тренируйтесь определённым образом. Хотите, чтобы это работало на всех зубодробительно и мощно? Ответ тот же самый. Если люди тренируются, исходя из чёткого понимания своих задач, которые они ставят перед собственными навыками в рамках данной школы, то и процесс обучения должен происходить соответственно. Как говорится, чему учился, тому и научился.

Ещё один вопрос – соответствие собственных целей и задач философии и технике школы, которую вы изучаете. Допустим, если вы приходите в айкидо с намерением бить с его помощью людей на улице и отбиваться от гопников с ножами и бейсбольными битами, то, скорее всего, произошла фатальная ошибка с выбором школы. И наоборот, если вы хотите мирно, хорошо изучать школу, не получая при этом прямо по голове, а школа проповедует многочисленные соревнования, жёсткий контакт, заломы суставов до хруста, доведение бросков головой в пол, и так далее, то, разумеется, это тоже будет ошибкой.

Именно когда цели и практика очень сильно расходятся и возникает больше всего вопросов о работоспособности школы, стиля, и собственной техники, потому что все это должно друг другу соответствовать. Работоспособность - тоже неоднозначное понятие, так как каждый определяет её по-своему, исходя, опять же, из своих целей, задач и мировоззрения.

Говоря о том, как именно тренироваться, чтобы достигать хорошего результата, можно, конечно, вспомнить множество статей на эту тему, о формировании навыков, физиологии движения, психологии и способах обучения. Таких материалов существует множество, но, если обратиться к практической стороне вопроса, можно сказать и гораздо проще. Если вы каждую тренировку приходите в зал, чувствуете себя хорошо и вольготно, вас, грубо говоря, никто не пинает (особенно инструктор), то и результат будет нулевым. Для большей эффективности любого обучения жизненно важно ставить себя в весьма жёсткие рамки, а периодически (и это лучше всего) даже их немного пересекать через «не могу». Ведь если тренироваться и постоянно делать себе какие-то поблажки, вы именно этому и научитесь, что, впрочем, происходит наиболее часто. И наоборот, если скрупулезно доводить до ума каждое движение, каждый нюанс, очень вдумчиво и кропотливо изучая детали, то такой процесс постепенно войдёт в систему, и результаты не замедлят сказаться.

В итоге, постепенное и тщательное накопление каких-то маленьких кусочков, мелких навыков моторики в связке с собственным психологическим состоянием, отношение к предмету обучения, отношение к сэнсеям и инструкторам, а также иерархии, всем бытовым моментам в додзе, в конце концов и формируют гораздо больший комплексный навык, который состоит из маленьких. И если где-то есть проблемы в этих маленьких частях, допустим, вы каждую тренировку невнимательно делаете контроль в завершении техники, тогда не образуется вовремя этого маленького «кусочка паззла», который должен был встать на своё место. Даже просто отказавшись участвовать в уборке додзё, можно очень многое поломать в цепочке осознания, не будет в голове нужной своевременной «галочки». И потом, уже годы спустя, скорее всего, к этому придётся снова возвращаться, то есть, проще говоря, недостаточная настойчивость здесь может стоить очень дорого. Это важнейший фактор возможной неработоспособности вашего айкидо в будущем. При недостаточном внимании к обучению неизбежно возникнут большие проблемы.

Ещё в этой связи иногда возникает вопрос: «а вот я уже проходил целых 3 месяца, а ещё ничего не умею, у меня ничего не работает…». На самом деле это не так. Даже посещение тренировок в нормальном зале в течение месяца может дать достаточно неплохие результаты. Если человек сознательно пришёл в конкретную школу айкидо и опирается на качественно выверенные цели, то даже многие начальные вещи ему очень помогут. Нельзя будет сказать, что он не умеет совершенно ничего. Да, он ещё понятия не имеет о защите и атаке, не освоил должным образом почти ничего, но ведь не драка в случае с БИ является обязательным фактором, который необходимо проверять в связи с «работает – не работает»? Допустим, человек научится более-менее правильно страховаться, избегая хотя бы самых глупых ошибок, чуть более правильно двигаться, эффективнее использовать свои ноги и руки. Это УЖЕ очень многое значит, потому что это основа, которая закладывается, в общем то, в любом виде боевого искусства. А ведь почти в любом из них заново приходится учиться ходить, сидеть, стоять, говорить. Эти цели порой куда важнее, чем правильно выстроенная техника.

Также, говоря о работе в зале, нельзя не упомянуть о работе укэ. Когда человек работает в этой роли, он неизбежно склонен лениться, или совершать не совсем правильные действия, что, в свою очередь, порождает нарушения в парном взаимодействии. В этом случае не только укэ не учится ничему. Чтобы правильно изучить работу с атакующими действиями (в рамках базы), эти действия должны быть правильными. Это обоюдный процесс. Если вы не можете толком атаковать, ваш партнёр не чувствует вас так, как предусмотрено в базовой технике. Мало того, к реальности это имеет мало отношения. В итоге он получает неправильные шаблоны, некорректную реакцию от вас. Допустим, вы раньше уходите в страховку, зная, что вас сейчас будут бросать. Или ленитесь упасть, когда обязаны это сделать по условиям упражнения. Боитесь или ленитесь – дело десятое. Раз за разом, такие негативные моменты накапливаются, что приводит к плохим результатам. В итоге оба партнера по тренировкам пострадают от взаимных недоработок.

В айкидо жизненно необходима качественная парная работа. Когда человек атакует ударом или захватом, он уже знает (в условиях зала), ему показали, что будет дальше, и поэтому он подсознательно боится (что ему придется падать, что будет некомфортно и т.д.). Поэтому, после первого же контакта с телом партнёра, он останавливается и зажимается, а техника перестаёт иметь всякий смысл, ведь во время реальной атаки человек останавливаться не будет, и он не будет обращать внимание на момент контакта. То есть он будет всеми силами пытаться атаковать. Если эти условия не моделировать в процессе тренировок, то эффективность и связь с реальностью пропадает фактически полностью. Очень часто на тренировках айкидо можно увидеть, как укэ либо просто протягивает руку, покорно, как мешок, ожидая, что сейчас его размажут по полу, либо даже удары наносятся в аналогичной манере. На самом деле, это очень серьёзная проблема во многих клубах, и для того, чтобы избежать плохих последствий, необходимо, чтобы атака была честной, то есть атаку (открываю секрет) надо изучать. Если изучения атаки нет, то само исполнение базовых техник превращается в фарс. Впрочем, не только атаку, а укэми-реагирование в целом, так как атака является частью процесса. Хороший укэ – это вообще важнейшая часть изучения айкидо. Парадокс как раз в том, что хороших укэ крайне мало. Любой человек любит бросать, но не любит, когда бросают его. Самый же эффективный способ понять технику и её принципы в несоревновательных школах – это суметь почувствовать все нюансы техники на себе самом, что невозможно при наличии страха, зажатости, напряжения и отсутствия понимания что вообще в данный момент происходит.

Ну и немного о способности учиться. Все сталкивались с взаимодействием между врачами и пациентами. Обычно пациент приходит к врачу с какой-то своей проблемой, врач выслушивает, осматривает, делая анализы и ставит диагноз. Он минимум 8 лет этому учился. А пациент потому и пришел, что не может сам решить проблему. Почему в случае, когда человек, не знающий ничего, приходит к тренеру, к инструктору, должно быть иначе? На самом деле разницы нет практически никакой. Мало того, это самый близкий пример того, что должно происходить в додзё, но, как правило, не происходит. Человек приходит к инструктору (врачу), тот ему ставит диагноз «в моменте», выписывает план «лечения», и дальше человек либо следует ему, либо нет. Если человек следует предписаниям и врач при этом хороший, тогда излечение скорее всего наступит. А если пациент (ученик), самовольно начнёт отказываться от того, что прописано, по аналогии с какими-то лекарствами, которые он уже использовал, потому что «сам знает, что ему вот так лучше»? Улучшение может наступить, а может и не наступить. Скорее второе. Если же говорить о приёме антибиотиков, это может быть вообще критично. Антибиотики в данном случае это кихон и вряд ли бывает, чтобы пациент пришёл к врачу, тот ему поставил диагноз, выписал лечение, и вдруг получилось так, что пациент совсем этого лечения не хочет. Ну, видимо, плохо и не очень больно болел. Выходит, что так. То есть, на этой аналогии вполне понятно, как спроецировать её на обучение в зале.

Сейчас скорее существует другая тенденция - по-быстрому нахватался информации откуда возможно, даже не вспомнил, кому за это благодарен, все положительное эффекты списал на собственную гениальность, а провалы на плохого инструктора. Это типичный пример сегодняшнего человека. А точнее – того типа человека, который сегодня воспитывает «общественное сознание», то есть ТВ, ИИ (со всеми их предрассудками, почерпнутыми понятно откуда), и культ потребительства. Как сказал однажды один очень небезызвестный человек: «Нам не нужны образованные, нам необходимо вырастить квалифицированного потребителя».

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Если вы хотите серьёзных результатов в айкидо, или любом другом БИ, нужно быть готовым к тому, что и работать придется серьёзно. Сумеет ли любой новый человек встроиться в такую систему? Крайне сомнительно. Но если человек не собирается становиться профессионалом, то ему нужно понимать, что и айкидо его будет работать исключительно соразмерно наработанным навыкам. А уж какими будут эти навыки и как он их наработает, зависит от самого человека. Инструктор просто показывает, как это сделать. Но для этого нужно научиться его слышать. А это уже тема для другого материала.

  • Для того, чтобы канал мог развиваться и становиться еще интереснее, вы можете поддержать автора, а также смотрите и подписывайтесь на наши ресурсы:

Наш видеоканал Rutube

Наш видеоканал Youtube

Группа ВК

Cайт