Как хорошо, что наш Ваня довольствовался званием микро генерал-полковник, ведь это и судьба и счастье.
/Анатолий Владимирович./
Испытатели
Вначале праздничный салют в Вильнюсе производили просто:
Несколько взводов курсантов, вооружённых ракетницами, выводили на гору к замку Гедиминаса, и по команде командира они давали залп.
Но прогресс не стоит на месте. Нашлись умельцы, которые сотворили чудо тогдашней техники — салютную установку. Она представляла из себя пакет из 25 стволов ракетницы, так называемые кассеты, и закреплялась на одной платформе по четыре кассеты. Дёргаешь рычаг, и сто бойков ударяет по капсюлям сигнальных патронов. Всё. Над головой сто ракет. Выстрел каждые 30 секунд. Вот этой техникой и работали до конца 70-х годов.
Дело это было муторное и небезопасное. Установок было четыре. Обслуживали их по 20-ть человек каждую. Нужно было снаряжать эти кассеты патронами, затем устанавливать их на станке, взводить бойки и производить выстрел. И если вовремя не отпрянуть от станка, можно было получить залп прямо в грудь. Случаи такие были, к счастью, без крупных неприятностей. Да и физически это было нелегко, бегать с кассетами туда-сюда. Правда, это нравилось зрителям: они получали два удовольствия — и салют над головой, и перед глазами народ в форме носится.
Салют стали давать на площадке перед Дворцом Профсоюзов.
Народу собиралось много.
Ну да всему хорошему приходит конец. Получило училище современные салютные установки. Красота! Вкладываешь в мортиру заряд, нажал кнопку, всё остальное происходит без тебя. Сидишь, покуриваешь, ждёшь команды. Первым салютным расчётом выпало командовать майору Куликову А.С. и взводному Аникееву А.Н.
Дело нехитрое: изучили инструкции, опробовали сами на территории второго поста за монастырём, РАБОТАЕТ! Дальше как обычно, обучение личного состава, и — всё!
Но всё это если командиры люди абсолютно приземлённые, ничем, кроме службы, не интересующиеся, без полёта фантазии и тяги к приключениям. В училище таких не было.
Сейчас уже неизвестно, кому первому пришла в голову мысль разобраться, что там внутри салютного заряда и как оно работает. Инициативная группа образовалась мгновенно в составе майора Куликова А.С., старшего лейтенанта Аникеева А.Н. и начальника склада вооружения старшего прапорщика Язовских С.В. Надо сказать, что был и ещё один заинтересованный и внимательный зритель — часовой второго поста.
Из щепок от снарядного ящика развели костерок. Осторожно, скальпелем вскрыли оболочку зарядного шара, опустили всё это в костёр и стали ждать разноцветных огоньков салюта.
Когда всё содержимое пакета практически одновременно взорвалось и, разлетаясь, закружилось вокруг любопытных ярко горящими звёздами, самым находчивым оказался прапорщик.
Он, опрокинувшись назад, спиной влетел в склад и захлопнул за собой дверь. Аникеев, как наиболее подготовленный в спортивном отношении, вскарабкался на сетчатый забор и на высоте 3-4 метров, распластавшись на нём, пытался перемещаться, уклоняясь от звёзд салюта. Так как никакого препятствия сзади Куликова не оказалось, он всё время горения звёзд прыгал вокруг костра, высоко поднимая ноги, держа в руках полы шинели.
Потерь практически не было. Если не считать прожжённых в нескольких местах шинелей.
Вы спросите, а как же зритель? Надо сказать, что часовой с первым взрывом очутился на крыше постового грибка, где и просидел весь салют, наблюдая этот цирк с лучших мест балкона.
Как он умудрился залезть на грибок, до сего дня никому не известно, этот фокус больше никто повторить не смог.
Он-то впоследствии и рассказал в кругу друзей, как командир роты танцевал лезгинку вокруг костра, командир взвода изображал человека-паука, а начальник склада может проходить мгновенно через закрытые двери (Копперфильд плакал от зависти).
Автор komsomol75
Напечатано у меня в дневнике.
В тему:
===
👍 "фи" 👎