Найти в Дзене
Дневник Ежидзе

Сериал Аутсорс - разбор хтонической летописи 90-х

Всем доброго времени суток, друзья! Я думаю, уже все успели отметить невероятную продуктивность сервиса Окко на тему качественного контента в 2025 году - площадка не устает удивлять нас крутыми, наполненными и эмоциональными картинами. Сегодня мы разберем один из наиболее громких ее последних релизов, который мало кого смог оставить равнодушным. Итак, сериал Аутсорс повествует о первых днях новой России после распада СССР в небольшом дальневосточном выдуманном городке по имени Елизов. Хронотоп нам хорошо знаком по таким популярным произведениям, как "Мир! Дружба! Жвачка!", "Чёрная весна", "Лихие" - тематика 90-х обрела в последние годы просто невероятную популярность, что легко объясняется актуальностью проблем переходного периода в настоящее время. Актёрский состав сериала порадовал еще на трейлере - любимчик режиссера Душана Глигорова Данил Стеклов (в роли надзирателя Романа), харизматичный Виталий Коваленко (в роли начальника тюрьмы Битюгова), звездные актеры Эльдар Калимулин и Ив

Всем доброго времени суток, друзья!

Я думаю, уже все успели отметить невероятную продуктивность сервиса Окко на тему качественного контента в 2025 году - площадка не устает удивлять нас крутыми, наполненными и эмоциональными картинами. Сегодня мы разберем один из наиболее громких ее последних релизов, который мало кого смог оставить равнодушным.

Итак, сериал Аутсорс повествует о первых днях новой России после распада СССР в небольшом дальневосточном выдуманном городке по имени Елизов. Хронотоп нам хорошо знаком по таким популярным произведениям, как "Мир! Дружба! Жвачка!", "Чёрная весна", "Лихие" - тематика 90-х обрела в последние годы просто невероятную популярность, что легко объясняется актуальностью проблем переходного периода в настоящее время. Актёрский состав сериала порадовал еще на трейлере - любимчик режиссера Душана Глигорова Данил Стеклов (в роли надзирателя Романа), харизматичный Виталий Коваленко (в роли начальника тюрьмы Битюгова), звездные актеры Эльдар Калимулин и Иван Янковский, второй из которых за последнее время существенно вырос как профессионал и стал разборчивее относиться к тому, в чем снимается (современную адаптацию Достоевского здесь стыдливо опустим).

Сериал демонстрирует нам мрачную, безысходную картину, где все дышит серостью и тоской. Основное место действия - это тюрьма особого назначения, где содержатся осужденные, приговоренные к высшей мере наказания.

В выборе места действия есть не только эмоциональная (подчеркнуть мрачные тона времени действия), но и практическая задумка - показать последние дни жизни советских институтов в новой России.

Следует отметить, что сериал за 8 серий раскрывает все важнейшие проблемные стороны того времени - бандитизм, насилие, СПИД, безденежье, разрушение моральных ориентиров, обеспенивание человеческой жизни.

-2

Сюжет стоится вокруг нескольких работников тюрьмы (двух надзирателей, исполнителя, тюремного врача) и прокурора, которые с подачи нового сотрудника в исполнении Ивана Янковского решают открыть нелегальный бизнес по продаже казней осужденных тем, кто желает отомстить за смерти своих близких.

К слову сказать - тема инфляции человеческой жизни как фоновая проходит через весь сериал: кажется, что персонажам совершенно ничего не стоит расправиться с любым, кто стал неугоден или потерял свою ценность - я считаю, это очередной символ России 90-х, который демонстрируют зрителю. В сериале нет положительных персонажей - эта яркая особенность также подчеркивает дух безнадежности времени, где отсутствует какое-либо "завтра" и какое-либо "правильно".

-3

Финансовая заинтересованность персонажей в участии в "бизнесе", на мой взгляд, весьма сомнительная. Благородно и обоснованно выглядит только мотив тюремного доктора - он хочет заработать деньги на терапию от ВИЧ-инфекции для жены, которую он же и заразил впоследствии своего неуёмного сексуального интереса ко всему, что носит юбку (сам он при этом остался лишь носителем вируса). У остальных мотивация объективно недостаточная - да, допустим, прокурора за маленькую зарплату пилит взбалмошная и жаждущая богатой жизни жена, а исполнитель Константин - социопат и психологический насильник, играющий судьбами людей, но что толкнуло двух надзирателей на участие в сомнительной торговле судьбами?

Ответ прост, и наталкивает на него снова хронотоп сериала - в условиях тотального безденежья, безнадежности, отсутствия перспектив и символов веры люди утрачивают моральные силы жить "правильно" и хватаются за последнюю спасательную соломинку материального мира - деньги.

-4

Центрального персонажа Константина большая часть обзорщиков рассматривает как сложную личность, однако, на мой взгляд, за 8 серий он полноценно и однозначно раскрывается как высокофункциональный психопат. Он не отринул мир, в котором ему нет места, а превратил его в театр для одного зрителя, играя судьбами людей и умело манипулируя ими. Сложно сказать, что является причиной, а что следствием во взаимосвязи личности и професии героя, ведь именно Костя приводит приговоры в исполнение - а в этом деле нет места эмпатии.

Он выступает в роли психологического насильника для своей жены (прошлое которой сериал нам так и не раскрыл, но судя по многочисленным намекам, Константин спас ее - возможно, вытащил из тюрьмы или из секс-индустрии), с которой играет в любимые игры всех социопатов. "Спасение" жены, безусловно, было частью этой игры, психопату крайне важно чувствовать превосходство над жертвой и одновременно с этим ощущать себя героем.

То, что он ни разу за сериал не показал по отношению к жене открытой агрессии (в отличие от прокурора, который регулярно применял к супруге физическую силу) - выглядит жутко, а его акции устрашения и демонстрации силы в ситуациях с выброшенными в мусорку сапогами или с состриганием волос - и вовсе пугающе.

-5

Самыми шокирующими сценами с Константином являются те, где он мило беседует за чашкой чая о подробностях жизни и мотивах их преступлений с приговоренными, казни которых он же впоследствии и хладнокровно продаёт.

Предложение Константина открыть продажу казней было спусковым крючком всей истории, которая была построена на получении им нового плацдарма для психологических экспериментов над людьми после перевода в город Елизов. Ему не были нужны деньги (кстати, интересно, почему наш персонаж не нуждается в средствах - очередной результат манипуляций и психологических игр?), и тем более не была нужна справедливость - а вот новые эмоции были ему нужны как воздух. А как истинный психопат, разрядку он получал только от разрастания собственного эго.

Финал, на мой взгляд, является логичным завершением всех сюжетных линий и кульминацией всей истории - Костя ненадолго дал своим коллегам прочувствовать вкус победы от осознания что они избавились от него (конечно, путем хитрых комбинаций и давления), а затем расправился со всеми разом чужими руками, укрепив чувство собственной грандиозности.

-6

В отличие от своего главного героя, сериал Аутсорс действительно является очень сложным и многогранным произведением. Это вовсе не история одного города и не история одного социопата, это история целой страны. Я бы назвала Аутсорс отечественной историей нового времени глазами антигероя, который являлся продуктом конца СССР и рождения новой России - эпохи утраты веры, надежды, смысла. Константин - это современный герой нашего времени, который комфортно существует в условиях рушащихся судеб, паразитируя на чужой боли. Мораль всего сериала можно подвести к одной мысли: во время повсеместного стресса лучше всех выживают те, кто лишен чувств и эмоций, а нестабильное время глобальных перемен - это поле деятельности жестоких кукловодов.

-7

Сериал оставляет горький привкус и много вопросов для обдумывания - а значит, авторы добились своей цели.

Спасибо за прочтение!

До новых встреч!