Ф.М. Достоевский является величайшим русским классиком и представителем мировой литературы. Также он немалый вклад внес в формирование русской философии и ее мысли. Особенно огромное значение в его произведениях уделяется Православной религии, которая сыграла важную роль в творчестве Достоевского. Но все же не нужно относиться к творчеству Ф.М. Достоевского, будто он является неким преподавателем православия. Его религиозное мышление было соткано из духовности русского народа. Автор почитал и уважал свой народ, а сближением с ним послужили годы в каторге, которые сильно посодействовали в принятии народной культуры и религии. Можно сказать, что Достоевский принял веру от русского народа, последовав их духовному сознанию. Православие сильно повлияло на писателя, читая священные писания Достоевский мог часами плакать из-за сильного чувственного влияния. Именно поэтому в своих произведениях Ф.М. Достоевский часто затрагивал темы религии, веры и безверия.
Так и в произведении “Идиот” он уделяет религии важное место. Самым главным же героем через которого он пытается донести свои истинные мысли является князь Мышкин. В произведении он представлен некоторым антиподом к другим действующим персонажам в книге. Князь Мышкин единственный герой в книге, который строит своё мировоззрение полностью на вере и следует догмам православной веры. Другие же персонажи произведения “Идиот” всюду и везде проявляют свое безбожие и совершают грехи в разных формах. Рогожин например, поддавшись страсти совершает убийство. Настасья Филипповна погибает, не найдя путь к спасению (подразумевается религиозный путь). А Аглая отвергает любовь Мышкина, поддавшись своей гордыне, в то же время не понимая огромную чувствительность и сострадательность ее партнера. Всех персонажей в книге можно рассматривать как результат безбожия, который и пытается показать нам Ф.М. Достоевский. Ведь, если бы у них был религиозный идеал, то они бы не совершали бы греховных поступков и это не привело их к трагическому финалу.
Духовным и религиозным идеалом перед читателем как раз предстает князь Мышкин. Человек, умеющий по-настоящему сострадать, любить, прощать и уважать. Это свойство проявляется во всех действиях и словах главного героя. Во время разговора с Епанчиным он также рассказывает об одном своем жизненном эпизоде, в котором поистине проявляется сострадательная натура князя Мышкина. В ходе диалога выясняется, что главный герой долгое время был за границей, проходя лечение от эпилепсии. И как-то раз во время пребывания там он познакомился с умирающей и бедной девочкой, которую звали Марией. Девочка страдала очень страшной болезнью, что можно сказать сближало князя Мышкина с ней, он мог понимать ее боль. Тело ее было обезображено, а душа искалечена. И все люди в округе считали ее очень “противной” и “злой”. Из-за этого она была абсолютнейшим и презираемым изгоем. И никто из людей не смог разглядеть в ней сильные страдания, кроме князя Мышкина, который не только не осуждал ее, но и стал поддерживать ее, помогать ей. Он на постоянной основе с ней разговаривал, читал, проводил с ней большую часть своего времени. Князь Мышкин не только подбадривал ее, но со временем он смог изменить мнение окружающих людей о ней. Они стали относиться к этой девочке с пониманием, а не отвращением и осуждением как это было ранее. В последние дни ее жизни она почувствовала доброту и милосердие. Именно это смог подарить князь Мышкин страдающей тонкой душе, которую не могли разглядеть окружающие из-за своей духовной “слепоты”. Это поведение главного героя говорит нам о воплощении христианского милосердия в образе главного героя. Также этот эпизод указывает, что сострадание является не жалостью, а проявлением настоящей любви, которая способна растопить душу. Мышкин говорит о ней: ”она была со мной добра, потом хуже, а потом совсем оттаяла”. Автор также показывает главного героя, как человека, который видит душу человека. В этом он снова противопоставляет князя Мышкина другим персонажам этого романа, которые видят только внешний мир человека, замечая внешность и поступки, но игнорируя внутренний мир.
Кроме того, в этом произведении немало споров на тему религии, как прямых, так и скрытых. Первым хотелось бы отметить спор князя Мышкина о католицизме (был больше монолог главного героя). Он утверждал, что католицизм является хуже атеизма, так как атеизм проповедовал “полный нуль”, а католицизм искажал веру, что является еще хуже. Он критиковал католическую церковь за стремление к власти и отходу от истинного бога. Здесь четко прослеживаются идеи самого автора, который придерживается идеи мистицизма религии и отхода от системности церкви. Также все произведение можно назвать “спором с обществом”. Главный герой противопоставляется главным героем и выступает воплощение христианской любви, но отвергается окружающим его обществом из-за отсутствия понимания, а также духовной пропасти, которая расположена между ними. Его считают “идиотом”, он и сам так себя и называет. Этот спор является основой этой книги и проходит через всю книгу: от первой страницы до последней. Один из главных вопросов, который ставится в этом споре: “Может ли человек жить по вере, оставаясь человеком?” Каждый читатель должен сам ответить на этот вопрос.
Итак, произведение “Идиот” является величайшей работой Ф.М. Достоевского, которая раскрывает не только нравственные идеалы, но и духовные. А основной религиозный смысл заключается во множестве вопросов, которые ставятся перед читателем, а также споров, которые возникают в результате противопоставления героев. Но во главе стоит идея того, что истинная христианская любовь, смирение и жертвенность не воспринимаются в мире, который утратил духовность и человек, выбравший такой путь будет отвергнут или осмеян обществом.