Найти в Дзене

Вопрос религии в произведении “Идиот” Ф.М. Достоевского

Ф.М. Достоевский является величайшим русским классиком и представителем мировой литературы. Также он немалый вклад внес в формирование русской философии и ее мысли. Особенно огромное значение в его произведениях уделяется Православной религии, которая сыграла важную роль в творчестве Достоевского. Но все же не нужно относиться к творчеству Ф.М. Достоевского, будто он является неким преподавателем православия. Его религиозное мышление было соткано из духовности русского народа. Автор почитал и уважал свой народ, а сближением с ним послужили годы в каторге, которые сильно посодействовали в принятии народной культуры и религии. Можно сказать, что Достоевский принял веру от русского народа, последовав их духовному сознанию. Православие сильно повлияло на писателя, читая священные писания Достоевский мог часами плакать из-за сильного чувственного влияния. Именно поэтому в своих произведениях Ф.М. Достоевский часто затрагивал темы религии, веры и безверия.

Ф.М. Достоевский
Ф.М. Достоевский

Так и в произведении “Идиот” он уделяет религии важное место. Самым главным же героем через которого он пытается донести свои истинные мысли является князь Мышкин. В произведении он представлен некоторым антиподом к другим действующим персонажам в книге. Князь Мышкин единственный герой в книге, который строит своё мировоззрение полностью на вере и следует догмам православной веры. Другие же персонажи произведения “Идиот” всюду и везде проявляют свое безбожие и совершают грехи в разных формах. Рогожин например, поддавшись страсти совершает убийство. Настасья Филипповна погибает, не найдя путь к спасению (подразумевается религиозный путь). А Аглая отвергает любовь Мышкина, поддавшись своей гордыне, в то же время не понимая огромную чувствительность и сострадательность ее партнера. Всех персонажей в книге можно рассматривать как результат безбожия, который и пытается показать нам Ф.М. Достоевский. Ведь, если бы у них был религиозный идеал, то они бы не совершали бы греховных поступков и это не привело их к трагическому финалу.

Аглая
Аглая

Духовным и религиозным идеалом перед читателем как раз предстает князь Мышкин. Человек, умеющий по-настоящему сострадать, любить, прощать и уважать. Это свойство проявляется во всех действиях и словах главного героя. Во время разговора с Епанчиным он также рассказывает об одном своем жизненном эпизоде, в котором поистине проявляется сострадательная натура князя Мышкина. В ходе диалога выясняется, что главный герой долгое время был за границей, проходя лечение от эпилепсии. И как-то раз во время пребывания там он познакомился с умирающей и бедной девочкой, которую звали Марией. Девочка страдала очень страшной болезнью, что можно сказать сближало князя Мышкина с ней, он мог понимать ее боль. Тело ее было обезображено, а душа искалечена. И все люди в округе считали ее очень “противной” и “злой”. Из-за этого она была абсолютнейшим и презираемым изгоем. И никто из людей не смог разглядеть в ней сильные страдания, кроме князя Мышкина, который не только не осуждал ее, но и стал поддерживать ее, помогать ей. Он на постоянной основе с ней разговаривал, читал, проводил с ней большую часть своего времени. Князь Мышкин не только подбадривал ее, но со временем он смог изменить мнение окружающих людей о ней. Они стали относиться к этой девочке с пониманием, а не отвращением и осуждением как это было ранее. В последние дни ее жизни она почувствовала доброту и милосердие. Именно это смог подарить князь Мышкин страдающей тонкой душе, которую не могли разглядеть окружающие из-за своей духовной “слепоты”. Это поведение главного героя говорит нам о воплощении христианского милосердия в образе главного героя. Также этот эпизод указывает, что сострадание является не жалостью, а проявлением настоящей любви, которая способна растопить душу. Мышкин говорит о ней: ”она была со мной добра, потом хуже, а потом совсем оттаяла”. Автор также показывает главного героя, как человека, который видит душу человека. В этом он снова противопоставляет князя Мышкина другим персонажам этого романа, которые видят только внешний мир человека, замечая внешность и поступки, но игнорируя внутренний мир.

Настасья Филипповна
Настасья Филипповна

Кроме того, в этом произведении немало споров на тему религии, как прямых, так и скрытых. Первым хотелось бы отметить спор князя Мышкина о католицизме (был больше монолог главного героя). Он утверждал, что католицизм является хуже атеизма, так как атеизм проповедовал “полный нуль”, а католицизм искажал веру, что является еще хуже. Он критиковал католическую церковь за стремление к власти и отходу от истинного бога. Здесь четко прослеживаются идеи самого автора, который придерживается идеи мистицизма религии и отхода от системности церкви. Также все произведение можно назвать “спором с обществом”. Главный герой противопоставляется главным героем и выступает воплощение христианской любви, но отвергается окружающим его обществом из-за отсутствия понимания, а также духовной пропасти, которая расположена между ними. Его считают “идиотом”, он и сам так себя и называет. Этот спор является основой этой книги и проходит через всю книгу: от первой страницы до последней. Один из главных вопросов, который ставится в этом споре: “Может ли человек жить по вере, оставаясь человеком?” Каждый читатель должен сам ответить на этот вопрос.

-5

Итак, произведение “Идиот” является величайшей работой Ф.М. Достоевского, которая раскрывает не только нравственные идеалы, но и духовные. А основной религиозный смысл заключается во множестве вопросов, которые ставятся перед читателем, а также споров, которые возникают в результате противопоставления героев. Но во главе стоит идея того, что истинная христианская любовь, смирение и жертвенность не воспринимаются в мире, который утратил духовность и человек, выбравший такой путь будет отвергнут или осмеян обществом.