Найти в Дзене

«Просто стук», который чуть не отправил в кювет

Было это в самый обычный четверг. Пасмурное утро, вялый кофе, дорога на работу и… стук. Сначала тихий, почти незаметный. «Да ну, ерунда, мало ли что там на дороге попало», — махнул я рукой и сделал музыку погромче. Но на обратном пути снова он — противный такой, едва слышный, металлический. Вроде мелочь, но внутри стало не по себе… Знаете же, как это бывает: проблема вроде бы маленькая, на сервис времени нет, да и зачем лишние траты? Вот и я так думал. Но однажды мой приятель сказал: «Запомни, подвеска просто так не стучит». И я убедился, что он был чертовски прав. Но обо всём по порядку. Обычно проблемы начинаются незаметно. Лёгкое постукивание на неровностях, приглушённый «тук-тук», когда переезжаешь «лежачего». И первое, что делает каждый водитель — убеждает себя, что всё нормально: — Ну и что тут такого? Едет же! — Ничего не отвалилось, значит не критично! Помню своего коллегу Игоря. Он почти месяц ездил с мелким стуком, который было слышно только на глубоких ямах. Однажды мы ехали
Оглавление

Было это в самый обычный четверг. Пасмурное утро, вялый кофе, дорога на работу и… стук. Сначала тихий, почти незаметный. «Да ну, ерунда, мало ли что там на дороге попало», — махнул я рукой и сделал музыку погромче. Но на обратном пути снова он — противный такой, едва слышный, металлический. Вроде мелочь, но внутри стало не по себе…

Знаете же, как это бывает: проблема вроде бы маленькая, на сервис времени нет, да и зачем лишние траты? Вот и я так думал. Но однажды мой приятель сказал: «Запомни, подвеска просто так не стучит». И я убедился, что он был чертовски прав.

Но обо всём по порядку.

Первые признаки неисправности

Обычно проблемы начинаются незаметно. Лёгкое постукивание на неровностях, приглушённый «тук-тук», когда переезжаешь «лежачего». И первое, что делает каждый водитель — убеждает себя, что всё нормально:

— Ну и что тут такого? Едет же!

— Ничего не отвалилось, значит не критично!

Помню своего коллегу Игоря. Он почти месяц ездил с мелким стуком, который было слышно только на глубоких ямах. Однажды мы ехали на обед, и этот самый стук резко превратился в громкий хруст. Колесо ушло в сторону, машину резко повело вправо, и мы чудом не влетели в столб.

Разваливашася шаровая
Разваливашася шаровая

Оказалось, шаровая опора была буквально на волоске от полного разрушения. С тех пор Игорь каждую мелочь слушает с подозрением.

Стук, который обманчиво безобиден

На самом деле, не все звуки означают конец света. Например, если слышишь глухой стук спереди при переезде через «лежачие», чаще всего это просто стойки стабилизатора или втулки амортизатора. Неприятно, конечно, раздражает, но жить можно. У меня так было прошлым летом — ездил целый месяц, прежде чем починил. И ничего, жив-здоров.

Разбитые втулки стабилизатора
Разбитые втулки стабилизатора

Но тут есть одно «но»: подобные звуки легко спутать с чем-то серьёзным. Как понять? Просто: если звук стабильный и появляется только при определённых условиях (типа небольших ям), это терпимо. Но если стук нарастает, усиливается и превращается в хруст или скрежет — пора бить тревогу.

Опасный стук: сигналы тревоги

А вот теперь про звуки, после которых ехать дальше опасно.

Однажды на трассе я увидел, как от впереди идущей машины отлетает колесо. Сразу, внезапно. Машину понесло, водитель чудом удержал её. Позже выяснилось, что причиной была оторвавшаяся шаровая опора. Это классический пример того самого металлического стука, игнорировать который нельзя.

Как звучит такой звук? Обычно это громкий «тук» с металлическим оттенком при поворотах руля или резких торможениях. Если почувствовали это — всё, дальше ехать не стоит. Серьёзно, лучше сразу на обочину и эвакуатор.

-3

Другой пример — вибрации и удары в руль. Мой знакомый автомеханик Алексей рассказывал про одного клиента, у которого долго бил руль на скорости. Клиент думал, что просто балансировка колёс слетела. Когда машину подняли на подъёмник, выяснилось — рычаг буквально разваливался на глазах. Ещё чуть-чуть — и машина могла «сложиться» прямо на дороге.

Не хочется проверять, правда?

Когда стук — это приговор?

Некоторые стуки вообще не дают права на ошибку. Например, сильный металлический треск при поворотах. Помню, как мне позвонил друг в панике:

— Слушай, поворачиваю направо — хруст жуткий! Что делать?!

— Сразу остановись, я еду к тебе.

Приехал — глянули — внутренняя граната (ШРУС) почти развалилась. Дальше — только эвакуатор. Друг выдохнул и сказал, что впервые был рад, что не стал рисковать.

Или вот другой случай — треск в подвеске с биением в руль при торможении. Причина — лопнувший рычаг подвески. Такая «мелочь» может отправить вас в кювет на первом же повороте.

Простой алгоритм действий для водителя

Итак, появился стук. Что делать прямо сейчас?

* Остановитесь на ровном месте.

* Покачайте машину руками, прислушайтесь: если звук отчётливый и громкий — это плохо.

* Выверните руль влево-вправо на месте: если стук усиливается, вызывайте эвакуатор.

* Если звук тихий, приглушённый, и нет вибраций — можно осторожно доехать до сервиса.

Главное правило: лучше перестраховаться. Поверьте, это дешевле и безопаснее, чем рисковать.

Советы профессионалов

— Как часто проверять подвеску?

Хотя бы раз в год полностью, и сразу после каждого подозрительного звука.

— Что ломается чаще всего?

Стойки стабилизатора, шаровые, втулки и амортизаторы.

— Можно ли ремонтировать самому?

Если руки растут из правильного места, можно поменять стойки и втулки, но за серьёзные элементы лучше не браться без опыта.

В конце концов…После той самой истории, когда стук чуть не отправил меня в кювет, я выработал для себя простое правило: услышал странный звук — сразу к механику. Без вариантов.

Знаете, может показаться, что я преувеличиваю. Но лучше сто раз перестраховаться, чем однажды пожалеть о том, что проигнорировал какой-то там «просто стук».

А теперь задумайтесь: уверены ли вы, что стук в вашей подвеске — это пустяк, на который можно махнуть рукой? Может, стоит проверить?..