Посещение усадьбы Знаменское-Раёк не было моей мечтой. Да, хорошо сохранившееся творение, как предполагается знаменитого Н.А. Львова, но внутрь барского дома не попасть, увижу разве что лес колонн круговой колоннады...
Не слишком меня это вдохновляло, и в Тверь мы ехали на "разведку" всего лишь на три дня. Даже по платной трассе М-11 дорога от Москвы заняла два с половиной часа, поэтому от "Мечты", до которой было ещё часа три, временно было решено отказаться.
Кроме усадьбы Знаменское-Раёк, в доступной близости от Твери находились ещё руины усадьбы Полторацких, где бывали и Елизавета, и Екатерина, и даже "Наше Всё", влюблённое/грезящее в тот момент об Анне Керн, - она была внучкой одной из Полторацких.
Усадьбу Полторацких в Грузинах проектировал знаменитый придворный архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, автор Большого дворца в Петергофе и Екатерининского в Царском селе.
С историей там полный порядок, с руинами не очень - они легкодоступны, всё, что можно было оттуда утащить, давно растащили. Деревенька Грузины сбитенькая такая, зажиточная, нищета и вымирание ей явно не грозят. Как следствие руины выхолощены.
Откуда начали, туда и вернулись?!
Смотрим ещё раз, что там с Райком старинного рода Глебовых. Оказывается, теперь с экскурсией можно попасть в ещё год назад закрытый барский дом - это многое меняло.
О сохранившихся и не уцелевших усадебных строениях, об истории создания грандиозного дворцово-паркового ансамбля ещё буду рассказывать, а сегодня поведу вас именно в дом, потому как ожидается, что осенью он закроется на реставрацию и кто знает, сколько времени она продлится.
Пока же, в летний сезон 2025, экскурсии проводятся пять раз в день, стоимость смешная - 300 рублей, билеты можно купить онлайн. Итак, заходим внутрь.
Встречает нас овальный зал-прихожая, анфилады кабинетов уходят налево и направо, по центру вход в гостевые покои.
Множество слоёв краски, штукатурки... будущие реставраторы дошли в своих изысканиях до кирпича. Не похоже, что росписи здесь удастся восстановить, даже сюжеты не прослеживаются, а вот лепнина под потолком сохранилась неплохо.
В оконном проёме, что слева, единственный сохранившийся в доме подоконник из белого камня сантиметров восьми в толщину.
Проброшено электричество, что тоже намекает на грядущие перемены. Бросается в глаза, что все помещения снабжены огнетушителями - не напрасно: перекрытия деревянные, к тому же по всему дому паркет.
Попросила Виктора крупнее дать этот кадр: подобных "шурфов-проколов" в доме много и в полу, и в стенах. Отчетливо видны: цилиндрическое бревно, лаги, половая доска и очень хорошо сохранившийся паркет.
Кстати, паркет уложен только в парадных-гостевых залах, сами хозяева вполне довольствовались половой доской.
Одно из немногих помещений дома, где хорошо сохранилась потолочная роспись. Фрагменты росписи с элементами масонских символов есть и в бывшем кабинете хозяина, но там сохранность оставляет желать лучшего.
Неявно отстать от гида ради желанного кадра, при том не обидев его, - нужно уметь или учиться.
Когда я "нагоняла" нашу группу из шести (!) человек, то старалась первой отвечать на вопросы, дабы гид понимал, что человек в теме, и не сердился, а уж дельные вопросы задавать, отвлекая внимание на себя - тут у нас Виктор мастак! ))
Действуя слаженно, увидеть можно вдвое больше! Пока из овальной прихожей все отправились в зал приёмов, чуть-чуть подглянула, а что там за дверью справа. Там было гораздо красивее и интереснее...
Чуть позже, обойдя неважно сохранившиеся помещения первого этажа, мы вернулись к этой лестнице.
Вазоны подлинные, ещё со времён Глебовых-Стрешневых. В начале XX века лестница утратила кованое ограждение, дабы воспитанники детского дома не катались по ней и не свернули себе шеи.
Всех заинтересовали узенькие дверцы по бокам лестницы. Тут я была на высоте, заслужив одобрительный кивок гида: в цокольном этаже располагались кухня и прочие служебные помещения. Слуги - не баре, дверцы для них задумывались незаметными - узкими.
По крайней мере, два помещения на втором этаже особенные: парадный зал для приёмов императорских особ и смежная с ним спальня для Екатерины II.
В самый большой и торжественный зал Райка мы заглядываем с вами из несбывшейся спальни Екатерины II. Императрица здесь так никогда и не побывала, её спальня как и остальные помещения господского дома пусты, но на стенах/потолке сохранился богатый декор из лепнины, искусственный мрамор...
Самое грандиозное помещение в усадьбе - Екатерининский или императорский зал под высоким голубым купольным сводом.
Зал в великолепной сохранности, работы для реставраторов немало, но здесь уцелели мельчайшие детали росписи, по которым его можно восстановить в первозданном виде.
Отстану немного от группы и напоследок - в нарушении правил - сделаю кадр из приоткрытого кем-то окошка. Когда-то по верху этой колоннады прогуливались дамы и кавалеры...
Не уверена, что реставрация исторической усадьбы, которую в прошлом году поддержал сам Президент РФ, начнётся как заявлено нынешней осенью. Здесь есть электричество, но отопления точно нет... А значит, работать зимой - утопия.
То, что усадебный дом пока пуст, волнует меньше всего, ведь по архивным данным в 1917-1918 годах в пределах Тверской губернии насчитывалось 1230 усадеб.
Все ценности из них свозились в Тверь, но Путевой дворец не так велик, чтобы всё это экспонировать, его запасники полны, а если в Райке ещё и появятся подлинные вещи... Предвосхищаю, какой это будет музей!
Полезная информация
Дорога из Твери занимает около 40 минут, подъезд хороший, стоянка крошечная - на 5-7 машин.
Вход на территорию усадьбы с 18 апреля 2025 года по 5 ноября 2025 года – ежедневно с 10:00 до 20:00. Билет - 100 рублей.
График проведения экскурсий (с посещением Главного дома) в тот же период: ежедневно. Сеансы в 10:00, 12:00, 14:00, 16:00, 18:00. Билет - 300 рублей. В стоимость включен вход на территорию усадьбы. Билеты можно приобрести онлайн на официальном сайте музея.
Пример одной из восстановленных усадеб Тверской губернии нам уже известен, мы неоднократно рассказывали о бывшем имении Куракиных. Настал черёд и маленького рая Глебовых-Стрешневых.
Всем счастливых дорог!
Источник