Андрей Белле - художник, который сумел соединить личные поиски с эпохой, а живопись - с философией времени. От учебы в Ленинграде и первых биеннале до международных выставок и работы с группой “Митьки” - его творческий путь насыщен событиями и открытиями. В этой статье вы узнаете, как мастер старых досок, коллажа и ностальгии покорил художественный мир.
Андрей Юрьевич Белле появился на свет 13 августа 1957 года в Минске в семье физиков. В юности переехал в Ленинград, где окончил школу с углубленным изучением французского языка, а также художественную школу. В 1977 году он поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной, которое успешно окончил в 1983 году. Уже с 1985 года он активно включился в культурную жизнь города, продолжая при этом поиски собственного художественного стиля.
Художественный стиль Белле формировался под влиянием французского импрессионизма. Его произведения участвовали в первом биеннале современного искусства. С 1990 года он начал сотрудничать с известной арт-группой “Митьки” и принял участие в ряде их выставок - от Санкт-Петербурга до Вильнюса, включая города Выборг, Томск, Самара и многие другие города. Несмотря на участие в коллективных проектах, Белле продолжал развивать собственный художественный язык, постепенно приобретая узнаваемый почерк. Его работы также выставлялись и за границей, в частности в Торонто в галерее “Moscow Art Gallery” и в Вашингтоне в галерее “Gregory Gallery”.
В начале 1990-х он начал активно использовать в своих работах коллаж, а вместо холста - старые деревянные доски. По мнению Белле, доска материал “с историей”, более долговечный и благородный, чем холст. Так он словно включал в работу память самого материала.
Один из знаковых эпизодов - участие в международной антивоенной арт-акции “Нет войне” немецкого художника ХА Шульта в 1994 году. На Дворцовой площади Петербурга два танка - белый и черный - разрывали гигантское слово “Война”. Акция попала в эфиры мировых телеканалов и вызвала огромный резонанс.
Примерно в то же время прошла его персональная выставка “Ностальгия” в петербургской галерее “Палитра” (1995–1996). Именно здесь проявился уже сложившийся авторский стиль: размышления о Времени, об атмосфере и ощущениях разных эпох, которые он передавал через сложные фактуры и живописные приемы. Эту линию Белле продолжил и в совместных проектах с Андреем Макаревичем, своим другом и единомышленником - например, на выставке “Анатомия памяти”.
В 1997 году, на мастер-классе в Вильнюсе, Белле представил не только свои картины, но и провел арт-акцию, в результате которой на площади в литовском городе Молетай появился монумент, символизирующий единение художников всего мира.
С этого момента начался новый этап: участие в крупных выставках в Центральном доме художника на Крымском валу, включая персональную выставку 1998 года “Сам себе один”. В ней он открыто заявил о своем отказе принадлежать к каким-либо творческим объединениям, предпочитая абсолютную внутреннюю свободу.
Выставка “Три Б”, прошедшая в 1999 году в Лондоне, положила начало международной серии персональных проектов: в Ницце “Original Gallery” 2000 году, в Лондоне “Indar Pasricha Fine Arts” 2001 году, и “Amadeus Gallery” 2002 году. Особое внимание привлекла выставка “Эротические объекты”, где Белле показал себя тонким ценителем женской пластики и грации, исследуя эстетику женского тела в контексте высокого искусства.
В 2003 году в рамках проекта “Мастер-класс”, куратором которого выступал Михаил Пиотровский, Белле было присвоено звание “Мастер”. С 2001 года он начал сотрудничество с галереей “Арслонга”, с которой участвовал в Арт Манежах и выставках современного искусства.
В 2005 году Андрей Белле стал участником международной благотворительной акции “Парад коров”, проходившей под эгидой аукционного дома Sotheby’s. Средства, собранные в рамках проекта, направили на помощь детским больницам и приютам.
В сентябре 2006 года в музее истории Петербурга в Петропавловской крепости прошла масштабная выставка “Впечатление свободы…”, где были представлены работы за последние 5–7 лет, в том числе из частных коллекций. Центральная тема экспозиции - “память вещей”, идея о том, что каждый предмет в мире несет в себе след времени и может рассказать историю, если уметь слушать.
В 2007 году Белле участвовал в благотворительном аукционе фонда “Милость”, направленном на поддержку тяжело больных детей, и был награжден медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени.
Помимо живописи, Белле известен и как художник-дизайнер музыкальных изданий. Он оформил обложки альбомов “Машины времени” “Картонные крылья любви” 1996 года, Андрея Макаревича “Песни, которые я люблю” 1996 года, “Женский альбом”, сборник песен Булата Окуджавы 2000 года, а также дисков Жана Татляна “Ночной дилижанс”, “Русский блюз” 2001 года.
Андрей Белле - это не просто художник, а своего рода хроникер чувств и состояний, исследователь времени и памяти. Его работы не кричат - они звучат, как шепот старых стен, как запах старинной бумаги или древесины. В них нет позы, но есть подлинность. А значит - есть искусство в самом глубоком смысле этого слова.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.