Прошло уже два года с тех пор, как я написала статью “Стоит ли отдавать ребёнка в Вальдорфскую школу. Записки обиженной девочки.”
Чем я занималась всё это время? Той же ерундой, что тысячи моих сверстников. Я два года готовилась к трём тестам ЕГЭ.
В этой статье я постараюсь поделиться своим опытом, рассказать о своих ошибках и удачах, наметить пошагово путь, который позволил мне сдать все три экзамена на 90+.
Вот три главных вопроса, с которыми я столкнулась еще в десятом классе, и ответила на них на основе собственного горького опыта. Осмысление ответов помогло мне не столкнуться с бОльшими проблемами на следующих этапах подготовки.
1. Как все успеть?
2. Как на такой большой дистанции поддержать боевой дух и работоспособность?
3. Как лучше усваивать большие объёмы знаний?
А теперь обо всём по порядку.
В десятом классе я решила не готовиться напрямую к тупым (как я тогда считала) тестам ЕГЭ, а попытаться “прокачать мозги”, изучая практически с нуля олимпиадную физику по курсу 'Путь самурая' от Артема Витальевича.
Я подключилась к курсу гораздо позже его старта, поэтому мне надо было успеть нагнать десятки уроков в записи, пока доступ не будет закрыт.
Занимаясь так интенсивно, я впервые познакомилась с явлением нехватки времени. Но зато я поняла, как важно наладить отношения с классным руководителем.
ШАГ 1. НАЛАЖИВАЕМ НОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С КР
Сначала я, внятно объяснив цели стоящие передо мной, пыталась перейти на очно-заочную форму обучения. Но по совету классного преподавателя, а она объяснила мне, что переход на эту форму создаст ещё больше проблем, как то: повышенные требования учителей и отсутствие в наших школах нормальной базы для такого обучения - я от этой мысли отказалась. В итоге я ограничилась тем, что мне была дана возможность последующие два года ходить в школу четыре раза в неделю.
Времени мне не хватало все равно. Довольно быстро я поняла, что самообразование в любом случае приносит знаний гораздо больше, чем школьные уроки физики. И с этого момента я начала всеми способами пытаться заниматься своими делами на уроках.
ШАГ 2. БУДЬ ХИТРЫМ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫМ
Это было сложно, но возможно: делая вид, что конспектирую уроки, я решала распечатанные домашние задания, под партой повторяла карточки и даже умудрялась копаться на образовательных порталах в телефоне.
А ТЕПЕРЬ ОШИБКИ, допущенные мной в десятом классе на этих этапах.
- В погоне за количеством я потеряла качество, при этом даже не заметив этого.
Это произошло из-за того, что я не задавала вопросы, оставляла материал частично непонятым, долго не повторяла уже пройденные темы и забивала на самостоятельное решение задач. В результате этого я отчаивалась, так как они у меня не получались.
Но вдруг я обнаружила, что не могу вспомнить решение задач даже с последнего веба, в моей голове после многих занятий практически ничего не осталось. Для меня это был серьезный удар, и он переменил всю мою стратегию обучения. Как же хорошо, что это произошло в 10-ом, а не в 11-ом классе!)
Моя проблема состояла в том, что я не могла усваивать большие объемы информации, не имея культуры работы ни с ней, ни со своей памятью. - Кроме того, в конце года у меня произошел еще один эпический фэйл: я сдала МЦКО по математике на очень низкий результат (почти 2). К контрольной нас специально готовили, поэтому я была уверена в том, что всех подготовят на отлично и этого окажется достаточно для положительного результата. Оказалось что нет. При подготовке к пересдаче я перешла на стратегию самоподготовки и научилась больше работать с учебниками. При этом я обнаружила у себя большие провалы в фундаментальных знаниях, о которых даже не подозревала (привет вальдорфской школе).
ШАГ 3. СРАЗУ ДЕЛАЕМ ПРАВИЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ СВОИХ ОШИБОК
Итак, итогом этого учебного года стали важные выводы:
- ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ПОВТОРЕНИЕ - НЕРАЗДЕЛЬНАЯ ТРОИЦА.
Если процесс обучения лишается хоть одной из этих составляющих, все кажущиеся "труды" оказываются напрасными. - САМОНАДЕЯННОСТЬ И ДОВЕРЧИВОСТЬ - ДВЕ НЕДОПУСТИМЫЕ КРАЙНОСТИ.
С первого класса в школе прививается привычка получать материал готовым и не проявлять при этом собственную инициативу. Так, надежда только на школу и уверенность в том, что она заложила во мне необходимую базу, показали свою безосновательность после кошмарных результатов МЦКО.
Но, с другой стороны, самонадеянность и переоценка своих способностей к физике, к построению своего учебного процесса, тоже привели к провалу.
Летом я начала готовиться к экзамену по русскому, а с сентября занималась математикой и физикой на онлайн-курсах. В дальнейшем я все-таки жалела, что не рационально использовала время в десятом классе, тратя его зря и пробуксовывая на месте. На следующий год мне пришлось заниматься напряженней, и я бы с удовольствием начала курс по физике на год раньше.
Так мною был сделан еще один важный вывод: - ЧЕМ РАНЬШЕ НАЧИНАЕМ, ТЕМ БОЛЬШЕ И КАЧЕСТВЕННЕЕ УСПЕВАЕМ ПОТРУДИТЬСЯ (или, на худой конец, получаем опыт))
Циклический процесс учебы предполагает постоянные выходы на новые уровни понимания посредством практики. Главное - все время двигаться вперед, хотя бы маленькими шагами, но регулярно и с дисциплинированным и ответственным подходом. Если твоя цель - стать "знатоком" в любимой дисциплине - откладывать свои мечты в долгий ящик бессмысленно. Надо действовать, и незамедлительно.
ШАГ 4. ВПЕРЁД ХОТЯ БЫ МАЛЕНЬКИМИ ШАГАМИ, НО ВСЕГДА ВПЕРЁД
Так прошло время, и начался новый учебный год. Как я занималась?
Конечно, на всё времени не хватало. Поэтому надо было выстроить систему приоритетов в своих делах. Основные занятия, которым я посвящала время регулярно и которые были неотъемлемыми составляющими для прогресса по каждому предмету (помните про теорию, практику и повторение?), вошли в список обязательных дел ("круг обязанностей"). Дополнения к ним, "факультативы", или что-то еще не первостепенно важное, собиралось мной в списки дел по отдельным темам ("корзинки").
ШАГ 5. ПОДБЕРИ ПОДХОДЯЩУЮ ТЕБЕ СИСТЕМУ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ
Я просмотрела массу видео на тему тайм-менеджмента великих людей. Руководствовалась при этом наивной логикой: если в их случае это сработало и они стали тем, кем они стали, то мне это точно поможет). Шутки шутками, но человек, который хочет гарантированно сдать ЕГЭ на высокие баллы и при этом сталкивается с колоссальными объёмами информации и активности, вряд ли сможет пройти мимо техник и методов эффективного управления временем.
В общем, подберите себе что-нибудь, что сработает конкретно в вашем случае.
Систему "корзинок" и "круга обязанностей" я, например, подсмотрела у Дэвида Аллена в его книге "Как привести дела в порядок".
А также мне зашло, как расписывал свой день и свои дела Бенджамен Франклин).
Для работы в течение дня я использовала три сформулированных им правила:
1) Утром ответить на вопрос: чему я сегодня хочу посвятить свое время, что сделать?
2) Вечером - проанализировать и вспомнить все сделанное и узнанное, подвести итоги дня.
3) Вечером "положить все вещи на свои места", то есть навести порядок вокруг себя, а заодно и в своей голове.
В моём случае это отлично срабатывало!
Поняв, чем примерно буду заниматься, я распределяла дела во времени по приоритетам, в зависимости от уровня своей продуктивности в течение дня и имеющихся возможностей. Правила Франклина помогли мне выработать привычку раскладывать впечатления, мысли, знания по полочкам в голове и наводить порядок на рабочем месте.
Для экономии времени я продолжала использовать время в школе для своих занятий. Заниматься только дома невозможно даже просто физически, к тому же вечером голова соображает хуже. Да и в школе КПД уроков без всякой системы стремится к нулю.
ШАГ 6. РАЗБЕРИСЬ СО СВОЕЙ МОТИВАЦИЕЙ И ОТКАЖИСЬ ОТ ЛИШНЕГО
Нужно использовать школьное время по максимуму! Подумайте хорошо, так ли вам нужен красный диплом и высокие оценки по всем предметам, или это ваше неосознанное и бессмысленное устремление к похвале).
Здраво оцените, какой источник для вас будет эффективней: школьный учитель, онлайн школа или что-то еще, чтобы определиться и не метаться туда-сюда.
Если для вас обогащение реальными знаниями дороже "признаний и наград", используйте каждую свободную минуту и подходящую возможность.
ПРОБЛЕМЫ ЭТОГО ЭТАПА
Время от времени меня стали тревожить перенапряжение от большого объема работы, усталость, а иногда и пессимизм и отчаяние. Постепенно мне удавалось находить противоядие от этих разрушительных явлений.
Причины снижения производительности труда у меня были самыми разными:
- Отношение к учебе, как к каторге;
- Расплывчатые и непривлекательные цели деятельности - “сдать, чтобы сдать”.
И аналогичный подход к делу - не ставить задачи и не видеть конечной цели - оказывались причинами бессмысленной траты времени.
Также, на мой взгляд, важно осознать, что учеба это часть жизни, а не ее конец.
Вам нужно понять, зачем вы вообще учитесь, собрались в ВУЗ и зачем вы сдаёте ЕГЭ. Поэтому всегда спрашивайте себя: зачем я это делаю. Это, может быть, звучит банально, но сразу все расставляет по своим местам.
ШАГ 7. ПОБЕДИ РАЗРУШИТЕЛЬНЫЙ ПЕССИМИЗМ И ПОВЫСЬ СВОЮ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ДО МАКСИМУМА
- Потеря мотивации из-за медленного прогресса или его отсутствия.
Как в уличной драке, во время подготовки к ЕГЭ я использовала все, что подворачивалось под руку и хорошо работало в моём случае)
Например, это самое уныние, абсолютно лишающее сил, я победила, получив совет от математика Максима Коваля и его видео формата "дикая мотивация", а также начав вести записи с фиксацией того, что я узнала нового за день (как логическое продолжение правил Франклина).
При этом я поняла, что зависимость прогресса от потраченного на занятия времени - не прямая, а сложная, как при силовых нагрузках на мышцы. Если кажется, что ничего не делаешь, проверь, работаешь ли ты не жалея себя, от всей души, а потом посмотри, сколько всего ты уже узнал по своим записям.
Это как обмерять и записывать объемы мышц после занятий. По сравнению с последней тренировкой вроде прогресса нет. Но открываешь страничку с первыми записями и видишь, что шагнул уже далеко.
ШАГ 8. СТАНЬ ГАРМОНИЧНЫМ. ЕГЭ УЙДЕТ, ГАРМОНИЯ ОСТАНЕТСЯ
- Слишком долгая работа без перерыва, зацикливание на одной теме и разочарование при отсутствии быстрого результата.
В моем случае это происходило так - попытаться решить задачу по геометрии, выдохнуться, разозлиться, все таки не решить и расстроиться на целый день. Такой подход - причина усталости и раздражения. Чтобы такого больше не допускать, необходимо поддерживать разнообразие своей деятельности. Нужно чередовать деятельность духовную (размышление, чтение), физическую (спорт, помощь по дому), умственную - учебу (повтор, изучение нового, практика). Это не только дает голове возможность перезагрузиться и усвоить полученную информацию, но и поддержит гармоничность вашего развития. Ведь учеба - это часть жизни!
Я работала по технике "Помадоро", которую случайно нашла, роясь в инете. "Помидор" предполагает работу четкими отрезками времени с полным и безраздельным погружением в тему. Постоянное отвлечение во время занятий, или наоборот "зацикленность" - причины раздерганного и слабого внимания, и в результате худшего усвоения материала. Засекая оптимальные для меня отрезки времени по 40 минут на занятия и разделяя их домашними делами и спортивной нагрузкой, я смогла улучшить свое самочувствие и добиться более высокого уровня понимания.
Вообще, если мыслить шире, таких тестов как ЕГЭ в жизни будет полно. Вся жизнь по итогу это тест или квест)) И единственное, что по настоящему важно это не сам тест, а то, как в результате его меняемся мы сами. Можно вбить себе в голову, что ЕГЭ это просто тупые тесты и готовиться к ним механически, тупо зубря всё подряд. Правда не удивляйся, если на выходе превратишься в такой же тупой механизм. А можно подойти к делу творчески, улучшить и развить свою личность в процессе подготовки.
И здесь мы выбираем сами.
Поборов все эти препятствия и выстроив более-менее стабильный "учебный цикл", в течение года я решала уже "локальные" проблемы, связанные с особенностями подготовки по отдельным предметам.
Но об этом - в следующей статье.
В ней не будет доморощенной психологии и коучинга)
Я расскажу больше конкретики о подготовке к каждому из трёх экзаменов, накину пруфов и ссылок.