Найти в Дзене

Обещание 13. Домик у болота

Ночью Павел спал плохо, часто просыпался, слушал шум воды, снова засыпал. И наконец обнаружил у себя под боком сопящего Мышкка. Павел вздохнул, посмотрел на равномерно и беспощадно громко тикающие ходики на стене и понял, что больше поспать не удастся. Он осторожно выбрался из под сложенных на него ног и рук Мышкка и тихо вышел на улицу. На помосте сидел Коргей с вязанием бесконечного носка с замысловатыми узорами. - А! С добрым утром! Садись! – поприветствовал его Коргей - Доброе утро! – отозвался Павел - Что, не спиться? – поинтересовался Коргей – Это правильно. Кто рано встает- тому Бог подает! - А вы в Бога верите? – удивился Павел - Конечно! – удивился Коргей – А как в него не верить? Другой вопрос, что бог у всех разный. Каждому свой. Мой- вот он. Смотри. Вокруг меня всегда мой бог. В каждом камешке, в каждой травинке. Павел помолчал. В пять тридцать утра он меньше всего хотел говорить о боге. - Дедушка…-начал он после небольшого раздумья – Я обещание дал. Одному очень важному д

Ночью Павел спал плохо, часто просыпался, слушал шум воды, снова засыпал. И наконец обнаружил у себя под боком сопящего Мышкка. Павел вздохнул, посмотрел на равномерно и беспощадно громко тикающие ходики на стене и понял, что больше поспать не удастся. Он осторожно выбрался из под сложенных на него ног и рук Мышкка и тихо вышел на улицу. На помосте сидел Коргей с вязанием бесконечного носка с замысловатыми узорами.

- А! С добрым утром! Садись! – поприветствовал его Коргей

- Доброе утро! – отозвался Павел

- Что, не спиться? – поинтересовался Коргей – Это правильно. Кто рано встает- тому Бог подает!

- А вы в Бога верите? – удивился Павел

- Конечно! – удивился Коргей – А как в него не верить? Другой вопрос, что бог у всех разный. Каждому свой. Мой- вот он. Смотри. Вокруг меня всегда мой бог. В каждом камешке, в каждой травинке.

Павел помолчал. В пять тридцать утра он меньше всего хотел говорить о боге.

- Дедушка…-начал он после небольшого раздумья – Я обещание дал. Одному очень важному для меня человеку. Он меня от смерти спас.

- Понимаю. – кивнул Коргей – Это важно

- Мне учителя для пацана найти нужно. Без этого никак. Нойды сказали, что здесь искать надо. В Нойдале. А никто не берётся. И что делать?

- Нойдала большая… - туманно развел руками Коргей.

Он внимательно посмотрел на Павла.

- Каждой ягодке свой срок. Не растет клюква на песке. – назидательно изрек он

- Так она ж на болоте растет, да? – не понял Павел

- Точно! – обрадовался Коргей

- Это нам на болото идти? – вдруг догадался он

- Туда, милый, туда. На болото. – закивал старик – Только на болото тебе одному с учеником идти придется. Не держит больше двух болотная земля. И мужиков не привечает.

- Спасибо, дедушка. – вскочил на ноги Павел и поклонился

- Да мне-то за что? – удивился Коргей

- За науку и за ночлег. За все спасибо!

Павел осторожно прошмыгнул в дом и аккуратно разбудил Мышкка. Парень со сна захлопал пушистыми ресницами, но Павел приложил палец к губам и показал глазами на дверь. Они быстро смотали спальник, подхватили рюкзаки и вышли наружу.

Коргей довязал носок и протягивал им новую пару, связанную остатками ниток за мыски.

- Там, внизу, в мешке еды немного возьмите с собой, и вот еще. Там передайте. Поймут.

Павел взял носки и снова поклонился.

- Спасибо, дедушка.

Где там и кто поймет, было совершенно непонятно и туманно. Но Павел был очень рад тому, что это был шанс найти учителя для пацана. Почему все подавалось так загадочно, думать ему не хотелось. Все списывалось на какие-то старые шаманские традиции и обычаи. В конце концов, его задача доставить ученика в Нойдалу и передать с рук на руки учителю.

- Вон там, большая сосна на горке торчит, видишь? – указал Коргей – Туда идите, а от сосны по солнцу. Так до места и придете.

Мышкк сбежал вниз, взял мешок, оставленный Коргеем и побежал вперед, изредка оглядываясь на идущего следом Павла.

«По солнцу!» - ворчал он про себя –«По какому солнцу? Где его тут взять, это солнце? Белые ночи, черт их побери»

Солнца действительно не было видно, где-то низко сбоку неясно маячило бледное розоватое пятно на белом небе, еле заметное, если присмотреться. Мышкк бодро бежал вперед, заметно радуясь избавлению от опеки шаманов, улыбаясь Павлу как невольному сообщнику.

У сосны, росшей на самом деле не на горке, а под ней, Павел остановился и попытался определить положение. По условному солнцу выходило, что идти надо левее, получалось, что как будто обратно, в сторону заброшенного зверсовхоза. Павел побурчал себе под нос, но пошел в указанном направлении. Мышкк скакал вокруг него, время от времени останавливаясь и разглядывая что-то на земле.

Наконец потянуло сыростью. Весеннее болото еще спало под коркой льда, только вездесущий вечный мох выстилал дорогу обманчиво мягким покрывалом. Помня слова Коргея о том, что болото мужчин не любит и выдержит только двоих, Павел остановил Мышкка и начал выщупывать подобранной палкой дорогу вперед.

Наконец он разглядел уходящий куда-то левее настил из валежника, явно дело рук человечьих.

- Пойдем, нам туда! - махнул рукой Павел и осторожно шагнул на скользкий настил.

Темная дорожка из мокрых веток, палок и тонких стволиков надежно вела вперед, определяя безошибочность пути. Тропа выглядела хоженой и явно использовалась постоянно. И зачем кому-то понадобилось устраивать в лесу, на болоте тропу? Они явно шли в сторону совхоза, удаляясь от поселения шаманов. Неужели старый Коргей решил таким нехитрым способом избавиться от непрошенных гостей?

Скоро предположения Павла подтвердились. Совсем рядом сквозь деревья он увидел маковку часовни. Ну точно, та самая кладбищенская часовня. Они вернулись обратно к Малиновке.

Но болотная тропа вела дальше, и Павел решил, будь, что будет, а они должны дойти до конца. И конец этот оказался прямо перед ними.

Деревья поредели и расступились. По светлому мху бежали нити с прошлогодней перезимовавшей клюквой, красными ягодами указывавшей путь вперед, как сигнальные ленты. Тропа теперь стала ухоженным помостом над водами небольшого болотного озерца, на другом краю которого на сваях стоял домик. Прямо сказочный домик с покатой крышей, вылинявший и выгоревший, но когда-то покрашенный в голубой цвет. Из короткой трубы шел белый густой дым.

- Пришли, что ли? – неуверенно спросил Павел, придерживая собиравшегося бежать вперед Мышкка. – Стоило по лесу блудить, чтоб вернуться обратно!

Они посмотрели друг на друга и одновременно сделали шаг вперед, ступая на шаткий помост.

Старый Коргей оказался прав. Помост под ногами загудел, зашумел и задрожал. Он не выдержал бы двух взрослых мужчин, но он тут один и ребенок. Павел решил идти вперед.

- Только не останавливайся! – сказал Павел Мышкку- Иди вперед, не оборачивайся, просто иди.

Когда они прошли большую половину пути, навстречу им из домика вышла хозяйка. Высокая худая женщина с двумя тонкими косами и закричала на них сердито на незнакомом языке.

- Ты понимаешь что-нибудь? – спросил Павел.

Мышкк покачал головой.

Женщина еще раз прокричала что-то и выставила вперед руку с растопыренными пальцами, преграждая путь и двинулась навстречу.

Павел, чувствуя, что третьего взрослого помост не выдержит, лихорадочно соображал, что делать, наконец он вытащил из кармана носки, которые вручил ему Коргей и закричал:

- Мы от дедушки Коргея! От Коргея! Он просил это передать!

Женщина постояла, вслушиваясь и всматриваясь и сделала несколько шагов назад, освобождая помост от нагрузки.

Мышкк первым добежал до домика, а за ним и Павел, несущий носки, как щит в вытянутой руке, внутренне радуясь, что удалось добраться целыми, не упасть и не утонуть в холодном болоте.

Хозяйка стояла у них на пути, хмуря выгоревшие брови над голубыми глазами, такие же светлые, как и ее выгоревший дом.

- Здравствуйте! Мы от дедушки Коргея. Это вам он просил передать. – Павел протянул носки

Женщина смотрела на него недоверчиво.

- Это женская земля. – наконец сказала она по-русски, с незнакомым акцентом, немного растягивая слова. – Мужчине нельзя.

- Дедушка Коргей сказал, что двум мужчинам можно. – оправдался Павел.

- Зачем пришел? – продолжила допрос она, глядя ему прямо в глаза.

- Я ищу шамана. Нойду. Учителя для него вот. – Павел притянул к себе Мышкка – Это последний Сейдозерский шаман. Ему учитель нужен, духи сказали, здесь искать.

- Духи сказали? – насмешливо переспросила она, скрещивая обветренные руки на груди. – Тебе лично сказали?

- Ну не здесь и не мне. - поправился Павел, чувствуя себя дураком – Духи сказали, в Нойдале. А сюда отправил дедушка Коргей.

- Коргей много болтает. – нахмурилась она. – Я не учу мужчин.

- Я не мужчина. – вдруг заявил Мышкк и стащил с головы шапку. – Я девочка. Меня зовут Тайка.

Женщина наклонилась и долго всматривалась в черные глаза.

- Тайка – хорошее имя. Знаешь, что оно значит на нашем языке? Магия, волшебство. – сказала она. – Я- Раута. Это значит железо. Потому что такая я и есть. Не боишься самой стать железной, если будешь учиться у меня?

Мышкк, а теперь Тайка мотнула головой.

Павел чувствовал, будто бы он не стоит на помосте, а только что окунулся в ледяную торфяную воду. Девочка!!! Вот какую тайну хранили шаманы. Вот почему нойды-мужчины не захотели ее брать.

- А ты кто? – продолжила допрос Раута.

- Я- Павел. – брякнул он.

- Нет. Это мне неинтересно. Чтобы зайти на эту землю, у мужчины должны быть причины. – отрезала Раута

- Кто это? – спросила она, обращаясь к Тайке

- Это мой друг. Он обещал моему дедушке, нойде Мыккле, что привезет меня к учителю. – объяснила она.

- Так, погоди. – оборвал ее Павел. – Твой дедушка дядя Коля, а кто твои родители?

- Мама умерла. Ее звали Марина.

- А папа? Кто твой папа?

В ушах Павла шумел ветер Сейдозера, в глазах пестрели гранитные скалы, он слышал тихий смех Марины, мелькали ее руки в пятнах сосновой смолы, он помнил вкус тех поцелуев, вкус спелой брусники, которую они собирали…

Девочка пожала плечами.

- Я не знаю.

Черные волосы, черные глаза, точно такие же, как и у него, как у его бабушки-татарки. Он знал. Он точно знал. И дядя Коля знал, иначе не отправил бы его сюда, присматривать за дочерью, через много лет.

- Я знаю. Я ее отец.

- Хорошо. Проходите оба. – Раута отступила в сторону и повернулась к Павлу. – Но ты здесь ненадолго. Такие правила.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ