Руководство Центрального Банка многократно декларировало, что хочет добиться инфляции в 4 %. Однако такого показателя в нынешних реалиях добиться невозможно, об этом в рамках разговора с изданием «Силовой блок» заявил руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
«Все завязано не только на инфляции, но и на мистике 4 %. Почему 4 %? Не 3,5, не 4,5? Это счастливое число в философии Пифагора. Наилучшее из чисел. Похоже, именно так думают в ЦБ. Конечно, это все недостижимо, мы даже не движемся к этому. Максимум, чего мы достигли — это замедление инфляции. Как из этого выйти? Это путь укрепления национальной валюты. Также нельзя повышать внутренние тарифы, внутренние цены. То есть это борьба с ростом цен. Как пример — борьба правительства с ростом цен на бензин, когда устанавливается запрет на вывоз на какие-то периоды. То же самое касается вывоза некоторых продуктов питания, в частности, куриных яиц. Если есть перепроизводство на рынке, то цены падают. Редкий случай, когда такое происходит», — заявил Василий Колташов.
Как побороть инфляцию
По словам собеседника «Силового блока», у России есть инструменты, благодаря которым можно не только замедлить, но и снизить инфляцию. Как подчеркнул экономист, необходимо укрепить национальную валюту. Однако не все выступают за такой способ. Например, некоторые банкиры занимают позицию, что нужно девальвировать курс.
«Для того чтобы инфляцию ограничить, нужно убирать факторы, которые ее создают. Повышение тарифов — это один из важнейших факторов. Другой фактор, также один из важнейших, к счастью, ослабленный, это курс национальной валюты. Сейчас рубль в укрепленном состоянии. Его нужно в таком состоянии держать стабильно. Хотя уже на Петербургском международном экономическом форуме звучали заявления о том, что у нас установилась не та модель экономики, что плохо, что надо бы девальвировать рубль. В частности, глава Сбера Герман Греф об этом говорил, что нужен другой курс рубля», — заявил Василий Колташов.
Собеседник издания добавил, что сейчас ситуация с ростом цен продолжает оставаться непростой, и это несмотря на снижение ключевой ставки и заявление денежно-кредитного регулятора, что инфляция замедлилась. К Новому году показатель может вырасти до 15 процентов при определенном раскладе.
«Призывы к ослаблению рубля — это так себе стимул для населения. Сейчас просто снижение реальных и номинальных доходов населения происходит через девальвацию. Еще один немаловажный фактор заключается в том, что происходит торможение роста внутреннего потребления. Это естественно, но это также и усиление инфляции. Так что здесь все тоже не гладко. Поэтому, несмотря на недавние победы над инфляцией, благодаря которым ЦБ снизил ставку, ситуация станет очень непростой. Если сейчас в среднем на 10 % повысили тарифы, потом индексируют еще на 10 %, потом еще на 5 % к Новому году, и вот, пожалуйста — база для 15-процентной инфляции», — заключил Василий Колташов.
Что об инфляции говорят банки
Глава банка ВТБ Андрей Костин назвал большие военные расходы причиной инфляции в России. Он отметил, что президент страны помогает обсуждать экономические проблемы, дважды затронув эту тему на прошедшей неделе. Костин добавил, что при обсуждении экономической ситуации часто проявляется излишняя осторожность. Он предложил оценивать обстановку с учетом сложившихся в стране обстоятельств. Второй причиной роста цен Костин считает огромное количество санкций.
«Это большие военные расходы. Помимо того что они вообще большие и являются частью государственных расходов и стимулируют развитие определенных отраслей экономики, они еще и не производят продукцию, которая потом попадает на рынок. Поэтому предложение не увеличивается на рынке, а расходы растут», — указал Костин.
Президент России Владимир Путин на прошлой неделе привел данные о военных расходах в размере 13,5 трлн рублей при общем объеме ВВП 223 трлн рублей. Путин отметил, что такая доля расходов является значительной и что за нее пришлось заплатить инфляцией.
Министр финансов Антон Силуанов в июне заявлял, что в российской экономике происходит не рецессия, а плановое охлаждение. Министр пояснил, что стимулирование отдельных отраслей приводило к ускорению инфляции, поэтому совместно с Центральным банком были приняты меры для планового снижения темпов экономического роста.
«Поскольку подогревая определенные отрасли, мы видели ускорение инфляции. И вместе с Центральным банком приняли меры по плановому охлаждению экономики», — подчеркивал глава ведомства.
Что происходит с экономикой России
Глава Сбербанка Герман Греф на Финансовом конгрессе Банка России заявил о нарастающих рисках чрезмерного охлаждения российской экономики. По его словам, эксперты фиксируют множество признаков резкого замедления экономического роста.
«Действительно, признаков того, что экономика стала резко тормозить, достаточно много. Мы имеем кризис на сырьевых рынках, падение цен на ключевые товары экспортные. И у нас явно перегрет рынок труда, безработица 2,3 % — это вызов для экономики в целом», — говорил глава кредитной организации.
Греф указал, что сдерживающих факторов для экономики — целый набор, причем самым главным из них он назвал сохраняющийся высокий уровень ключевой ставки Центробанка. Он выразил уверенность, что и Центробанк осознает необходимость выравнивания ситуации в текущий момент. Особенно важно, подчеркнул глава Сбербанка, не допустить слишком долгого сохранения высоких реальных ставок.
Греф отметил, что сейчас именно то время, когда Центральному банку требуется принимать тщательно выверенные решения, опираясь на данные и проявляя максимальную взвешенность.
Ранее заместитель председателя ЦБ Алексей Заботкин допустил возможность снижения ключевой ставки более чем на 100 базисных пунктов уже в июле. По его мнению, это станет возможным при условии выхода инфляции на траекторию, которая позволит достичь целевого показателя в 4 % к 2026 году.
Вице-премьер Александр Новак на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) призвал Центробанк перейти от политики управляемого охлаждения к стимулированию экономики. Новак заявил, что текущие индикаторы указывают на необходимость снижения ставок. Он подчеркнул важность своевременного перехода к стимулирующей политике и определения правильных темпов снижения ставки.
В июне Банк России снизил ключевую ставку до 20 % годовых. Это стало первым снижением с осени 2022 года. Начиная с октября прошлого года и до июня текущего года, ставка оставалась на рекордном уровне в 21 %.
Глава Центробанка Эльвира Набиуллина на ПМЭФ пояснила, что темпы будущего снижения ставки будут напрямую зависеть от динамики инфляции. Она сообщила, что ставка будет снижаться по мере замедления инфляционных процессов. По ее словам, инфляция в настоящее время замедляется, причем даже быстрее, чем ожидал регулятор, а вслед за этим должны снижаться и инфляционные ожидания.