- В филиале Исторического музея в Туле открылась выставка «Новодевичий монастырь. История и легенды», представляющая подлинные памятники XVI–XVII вв., сохранившие мемориальный характер связи с историческими персоналиями.
- Показываем 5 экспонатов, которые впервые покинули пределы Москвы:
- 1. Богоматерь Смоленская
На протяжении столетий Новодевичий монастырь выступал свидетелем и участником событий, оставивших яркий след в истории России. Монастырь был основан великим князем Василием III в 1524 году в память о возвращении Смоленска в состав Русского государства. В его судьбе отразились такие важнейшие моменты русской истории как войны России за «отчины и дедины», за Смоленск (1512–1514 гг.), объединение русских земель вокруг Москвы и становление русского самодержавия, династические проблемы царства.
Монастырская крепость принимала на себя удары крымских татар в XVI веке и была свидетелем Смуты начала XVII столетия, когда обитель неоднократно переходила из рук в руки, а в 1612 году, при освобождении столицы от польских интервентов, под ее стенами произошло одно из крупнейших сражений того времени — Московская битва. Яркий расцвет обитель переживала в период воцарения Дома Романовых, и особенно регентства царевны Софьи в 1682–1689 гг.
В филиале Исторического музея в Туле открылась выставка «Новодевичий монастырь. История и легенды», представляющая подлинные памятники XVI–XVII вв., сохранившие мемориальный характер связи с историческими персоналиями.
Показываем 5 экспонатов, которые впервые покинули пределы Москвы:
1. Богоматерь Смоленская
Образ «Богоматерь Смоленская» выполнен в традиционной иконографии. Это один из древнейших типов изображения Богоматери с Младенцем — «Одигитрии» (от греческого «Путеводительницы»). Византийское предание о написании первой иконы «Одигитрии» евангелистом Лукой зафиксировано в письменности уже в VIII веке. В соответствии с ним эта икона первоначально находилась в Иерусалиме, затем была перенесена в Константинополь, где хранилась в монастыре Одегон и почиталась как защитница столицы. Наименование монастыря дало название и иконе, но при этом получило особый духовный смысл.
Оклад состоит из полей, фона и двух венцов. Венцы накладные, с чеканным орнаментом в виде побега с цветком, с пятью камнями в высоких глухих кастах с лапками. Фон состоит из полос с орнаментом в виде цветка, с расходящимися от него ветвями. На фоне набиты три пластины с резным текстом из синей эмали. Поля с чеканным узором, на горизонтальных полях — побег с цветком и зернами, на боковых полях — встречной побег с перевязью.
Считается, что Смоленская икона Богоматери ограждает и защищает западные пределы России.
2. Водосвятная чаша — вклад Ивана Грозного
Вклад царя Ивана Грозного по царевичу Ивану был сделан в Новодевичий монастырь на помин души сына, о чем свидетельствует надпись на чаше.
К 1581 году семья Ивана IV была немногочисленной. Дочери и сын Василий от Марии Темрюковны умерли в детстве, и в живых оставались лишь два его сына от первой жены Анастасии Романовны — Иван, родившийся в 1554 году, и Федор, родившийся в 1557 году.
Царь по-разному относился к своим сыновьям: старший, наследник, постоянно следовал за отцом, присутствовал вместе с ним на приемах иностранных послов, участвовал в военных походах, выезжал на место публичных казней. Именно он был рядом с отцом в Александровской слободе, ставшей центром Опричнины.
Царевич Иван умер спустя 10 дней после инцидента 9 ноября 1581 года, предположительно от ранения, нанесенного отцом во время ссоры. После его смерти царь сделал крупные пожертвования в монастыри — более 5000 рублей, чтобы заказать церковные службы и поминальные молебны за упокой души сына.
3. Евангелие XVII — XVIII вв.
Верхняя доска Евангелия гладкая, серебро-золоченая. На ней пять накладок. В центре «Воскресение». Христос в развевающихся пеленах выносится из гроба, окруженный облачным ореолом в сиянии струйчатых лучей.
По сторонам четыре херувима. Внизу у гроба: слева ангел и павший воин, справа — воин в полулежачем положении, за ним в холмистом пейзаже поколенные фигуры двух приближающихся жен-мироносиц. Изображение чеканное с резными деталями. Вокруг головы Христа помещен нимб из десяти граненых алмазов. В углублении гроба — темно-красный камень с гранеными краями в серебряной золоченой оправе.
По наружному краю овала пущена обнизь из шлифованных рубинов. Под изображением Воскресения подложена еще накладка — обрамление с чеканным лиственным орнаментом на канфаренном фоне. В орнаменте круглые клейма с прикрепленными запонами — розетками серебро-золочеными с финифтью, мелким алмазами и рубинами. На верхней доске — корона с двумя развевающимися лентами с рубинами и изумрудами.
В углах четыре изображения евангелистов, вписанных в овалы, обрамленные изумрудами в гнездах. Над головами евангелистов нимбы из рубинчиков в гнездах. Овалы с изображениями евангелистов вписаны в треугольной формы обрамления с чеканным лиственным орнаментом.
По гладкому полю доски между накладками размещено шесть серебро-золоченых запон с финифтью, изумрудами и рубинами и два голубых камня в гнездах неправильной формы. Верхняя и нижняя запоны имеют форму стилизованного цветка, остальные четыре — розетки. По наружному краю доски наложена кайма из вырезанных фестонов.
Корешок Евангелия — серебро-золоченый с чеканным орнаментом из листьев и плодов в девяти клеймах, разделенных чеканными горизонтальными перемычками. Нижняя доска обтянута выцветшим красным бархатом с пятью серебро-золочеными чеканной работы накладками. В центре — крест в овале с орудиями «Страстей», петухом на столбе и головой Адама. В углах — треугольные с фестончатыми вырезами чеканные рельефы из листьев, плодов и цветов. Одна застежка отсутствует.
На сохранившейся помещено изображение аполстола Петра и херувима над ним в плодово-лиственном орнаменте. К нижней доске приделано четыре ножки.
4. Портрет Евдокии Лопухиной
Прасковья Илларионовна Лопухина, в замужестве Евдокия Фёдоровна — первая жена царя Петра I Алексеевича, мать царевича Алексея Петровича, последняя московская царица.
Венчание Петра I и Евдокии Федоровны состоялось в конце января 1689 года. Невесту для 16-летнего жениха подбирала его мать царица Наталья Кирилловна. Перед венчанием Прасковья сменила имя и отчество: Прасковьей звали жену соправителя Петра, его брата Ивана V, поэтому имя Евдокия сочли более подходящим и благозвучным. Новое отчество было дано в честь древней святыни Романовых — Фёдоровской иконы.
Первые годы супружеской жизни были счастливыми, но любовь быстро сошла на нет. Царица не разделяла интересов своего супруга, была весьма крутого нрава. Наталья Кирилловна также разочаровалась в невестке. Борис Иванович Куракин, женатый на родной сестре Евдокии Ксении, оставил описание царицы в «Гистории о царе Петре Алексеевиче»:
«И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие своё потеряла и весь род свой сгубила... Правда, сначала любовь между ими, царём Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем её в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которые были уже явны на весь свет...»
После возвращения в 1698 году из Великого посольства Петр І повелел сослать царицу в суздальский Покровский монастырь, где её насильно постригли в монахини под именем Елены. В связи с делом царевича Алексея Евдокию отправили в Свято-Успенский девичий монастырь в село Старая Ладога.
После смерти Петра I императрица Екатерина I распорядилась заключить её в Шлиссельбургскую крепость. В 1727 году новый император Петр II, сын Алексея Петровича, помиловал бабушку и поселил в Новодевичьем монастыре в Москве, где впоследствии Евдокия и была погребена в Смоленском соборе.
На выставке представлен надгробный иконостас царицы Евдокии Лопухиной XVII-XVIII вв. и её портрет работы неизвестного художника.
5. Икона «Благоверный царевич Димитрий»
Царевич Дмитрий родился в октябре 1582 года у царя Ивана Грозного и Марии Нагой, последней жены государя. В царствование другого сына Ивана Грозного, Фёдора Иоанновича (1584 — 1598), когда фактическим правителем Русского государства был его шурин — боярин Борис Годунов, царевич вместе с матерью был удален в Углич.
В субботний день 28 мая 1591 года, кода мальчик, гуляя с кормилицей во дворе, играл с ножичками, произошел несчастный случай. Обстоятельства смерти царевича до сих пор остаются спорными и не до конца выясненными. Одна из версий гласит, что Дмитрий поранил себя сам в припадке эпилепсии. Другая же обвиняет Бориса Годунова, подославшего убийц, чтобы избавиться от наследника престола. В одной из версий убийства фигурируют имена Михаила Битяговского и его сына Даниила Михайловича, представителей боярского и дворянского рода, которые несли службу при Иване Грозном.
Царевич Дмитрий был погребён в Угличе, в дворцовом храме в честь Преображения Господня. После канонизации его останки были перенесены в Архангельский собор московского Кремля и стали почитаться как реликвия — с XVII века благоверный царевич Дмитрий становится одним из самых важных русских святых.
На иконе дано изображение углических событий 15 мая 1591 года.
Слева:
1. Царевича выводят из дворца.
2. Убиение царевича, кормилица пытается спасти Дмитрия.
3. Битяговские на лошадях пытаются бежать из Углича.
Справа:
1. Пономарь бьет в колокол, Битяговские пытаются выбить дверь в колокольне.
2. Жители Углича побивают камнями убийц Дмитрия.
3. Град Углич.