Найти в Дзене
Шедевральные маршруты

Не перевелись ещё богатыри на земле русской

Где: Всероссийский музей декоративного искусства

Адрес: Москва, улица Делегатская, 3

До: 10 августа 2025

Ваза "Богатыри". по проекту Фомина И.А. 1910-е гг. Тверская фабрика Товарищества Кузнецова М.С. Керамика, эмаль
Ваза "Богатыри". по проекту Фомина И.А. 1910-е гг. Тверская фабрика Товарищества Кузнецова М.С. Керамика, эмаль

Всероссийский музей декоративного искусства представляет выставку «Богатырь земли русской. Образ героя в национальном декоративно-прикладном искусстве».

Экспозиция объединила 350 уникальных экспонатов из музеев и частных коллекций, она очень разноплановая, каждый найдет для себя что-то интересное.

Гобелены и резьба по кости, изделия из дерева и керамика, скульптуры и живопись, авторское стекло, фарфор, игрушки, лаковые миниатюры разных эпох и разной географии происхождения. Выставка впечатляет разнообразием техник и тонкостью исполнения. Остается только радоваться, что земля русская не перестает рождать богатырей и наиталантливейших людей!

На выставку можно и нужно идти с детьми, она погрузит детей в игру и в размышление об истории нашей страны, а взрослых - в мир воспоминаний.

Мы с дочкой разгадали хитрые загадки, проверили свою меткость и силу, не испугались подергать за бороду Соловья-разбойника и прикоснуться к Змею Горынычу, пофилософствовали на тему важных качеств для богатыря. А как много мы узнали!

Вспомнили героев русских сказок и былин и, конечно, русской истории.

Панно "Святые Борис и Глеб". Соколов С.Ф. 1996 г. Городец. Дерево
Панно "Святые Борис и Глеб". Соколов С.Ф. 1996 г. Городец. Дерево

Эта выставка станет прекрасным поводом рассказать ребенку о происхождении московского герба. Небесный покровитель столицы - Георгий Победоносец, а “Чудо Георгия о змие” олицетворяет победу добра над злом, света - над тьмой, христианства — над язычеством, духа - над страхом, Родины — над захватчиком.

Пласт с рельефным изображением "Георгий Победоносец". Конец 1870-х - 1890-е гг. Дмитровский уезд, с.Вербилки. Завод Ф.Я.Гарднера. Фарфор, краски, позолота
Пласт с рельефным изображением "Георгий Победоносец". Конец 1870-х - 1890-е гг. Дмитровский уезд, с.Вербилки. Завод Ф.Я.Гарднера. Фарфор, краски, позолота

Святой Георгий жил в конце третьего века нашей эры в Каппадокии (территория современной Турции), бывшей тогда под властью Римской империи. Он был сыном знатных родителей и ещё в юном возрасте вступил в армию, слыл бесстрашным воином. Христиане в те времена подвергались гонениям, так и святой Георгий был казнён язычниками в 303 году около тридцати лет от роду.

Ваза "Георгий, поражающий змея". 1910-е годы. Тверская фабрика Товарищества М.С.Кузнецова. Керамика, лепка
Ваза "Георгий, поражающий змея". 1910-е годы. Тверская фабрика Товарищества М.С.Кузнецова. Керамика, лепка

В легенде, отраженной на московском гербе, говорится о змие, который держал в страхе языческий город Гевал, пожирая юношей и девушек. Когда очередь дошла до дочери правителя города, и она смиренно ожидала своей гибели на берегу озера, Святой Георгий явился к девушке в в образе простого воина. Тогда поведала ему царская дочь грустную историю своего родного города. Святой взглянув на небо, вознёс Богу молитву и просил Его избавить город от змия, чтобы люди поверили в единого Бога и отказались от язычества. Когда появилось чудовище и раскрыло свою страшную пасть, воин вскричал:

— Во имя Иисуса Христа, сына Божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною!

Икона "Георгий Победоносец". Мамин А.Н. 2003 год. Палех. Дерево, лак, темпера, твореное золото
Икона "Георгий Победоносец". Мамин А.Н. 2003 год. Палех. Дерево, лак, темпера, твореное золото

Царевне святой сказал: “Сними с себя пояс, а с коня моего поводья”. Так Георгий и царевна привели покоренное чудовище на поводе в город, где правитель и народ, увидев чудо, уверовали в Иисуса Христа и крестились.

Панно "Святой Георгий" Шейнкман К.Р. 1991 год. Москва. Медь, латунь, текстиль, дерево, эмаль
Панно "Святой Георгий" Шейнкман К.Р. 1991 год. Москва. Медь, латунь, текстиль, дерево, эмаль

В X–XI веках культ Георгия Победоносца пришёл на Русь из Византии. Великий князь Ярослав Мудрый при крещении получил имя Георгий. Однако тесная связь с Москвой началась при Юрии Долгоруком, основателе Москвы. Он носил христианское имя Георгий, и, по преданию, именно его святой покровитель стал символом нового города.

Васнецов В.М. Витязь на распутье. 1878 г. Холст, масло
Васнецов В.М. Витязь на распутье. 1878 г. Холст, масло

«Витязь на распутье» заставил меня вспомнить великолепную выставку “Васнецовы. Связь поколений”. Сюжет картины связан с былиной «Илья Муромец и разбойники», он увлёк художника ещё в начале 1870-х годов. Данный эскиз был представлен на VI Передвижной выставке 1878 года. Это было первое большое произведение В. М. Васнецова на историко-фольклорную тематику. Художник работал над полотном 15 лет. Изначально витязь смотрел на зрителя, потом фигура всадника представлена была в трёхчетвертном повороте, затем в профиль, а на итоговом варианте (картине из Русского музея) он обращён к зрителю спиной. Художник «обезличивая» своего богатыря делает так, что зритель смотрит уже не на героя, но на мир картины, глазами самого героя. Название «Витязь на распутье» авторским не является, сам Виктор Михайлович определил сюжет словами «Витязь в раздумье перед прямой дорогою».

Из трех надписей, которые были в былине, Васнецов оставил только одну:

“Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному.”

И это великолепный повод пофилософствовать с ребенком о выборе жизненного пути. Васнецов убирает продолжение:

“Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти”. Сам Виктор Михайлович говорил, что часть надписи он спрятал под мох, а часть стёрло время. Дорогу, которая была на первоначальном эскизе, художник убрал, это значит, что пути назад нет, богатырь уже выбрал свою судьбу. Он защитник земли Русской и иного пути для него нет. «Витязь на распутье» - метафоричный образ, художник рассказывает нам о том, как чутко нужно прислушиваться к себе, к знакам свыше, к Богу, чтобы сделать правильный выбор.

Лансере Е.А. Богатырь 1890-е гг. Фабрика художественной бронзы Ф.Шопена.
Лансере Е.А. Богатырь 1890-е гг. Фабрика художественной бронзы Ф.Шопена.

Продолжает мотив богатыря в минуту глубокого раздумья Евгений Лансере. А мне вспомнилась еще одна великолепная выставка “Лансере. Отец и сын.” Мы с дочкой долго изучали каждую деталь скульптуры “Богатырь”, в них масса этнографических и исторических подробностей. Даже сложно определить, к какому жанру принадлежит работа – анималистическому, бытовому, батальному или историческому. Одно из названий, с которым бытует это произведение, – «Илья Муромец» – указывает, что у зрителей и критики образ ассоциировался с одним из главных героев русского былинного эпоса.

Рерих Н.К. Илья Муромец. Эскиз для "Богатырского фриза" в доме Ф.Г.Бажанова 1909-1910 гг. Бумага на картоне, карандаш, темпера
Рерих Н.К. Илья Муромец. Эскиз для "Богатырского фриза" в доме Ф.Г.Бажанова 1909-1910 гг. Бумага на картоне, карандаш, темпера

Совсем другим мы видим Илью Муромца у Николая Рериха. В 1909-1910 годах Рерих исполнил серию панно “Богатырский фриз” для особняка видного промышленника и почетного гражданина Петербурга Ф. Г. Бажанова. Дом в стиле модерн, каждый интерьер которого отличался неповторимым оформлением, но тема героической Древней Руси была доминирующей. Панно Рериха размещались в столовой. Художественная сюита "Богатырский фриз" стала в творчестве художника кульминацией его обращения к теме былин. Из-под стальной кольчуги выглядывает домотканая рубаха с вышитым орнаментом. Наряд всадника изображен со скрупулезной археологической точностью. Восседая верхом, Илья целится из лука в кого-то, невидимого зрителю. Колчан Муромца полон стрел — пока герой на посту, никто не смеет посягать на родные просторы. Белый цвет коня говорит о светлых и чистых помыслах седока. Вдалеке виднеются белоснежные церкви с золотыми куполами — символ чистоты веры. Поля и леса, реки и озера родной земли за спиной воина надежно защищены.

Шкатулка "Василиса Микулична и Ставр Годинович". Сосин П.И. Вторая половина 1970-х гг. Мстера. Папье-маше, лак, темпера, золото твореное
Шкатулка "Василиса Микулична и Ставр Годинович". Сосин П.И. Вторая половина 1970-х гг. Мстера. Папье-маше, лак, темпера, золото твореное

На некоторых лаковых миниатюрах разворачивается целая история. На этой шкатулке изображена былина о том, как Василиса Микулишна спасла своего супруга Ставра Годиновича. Василиса обладала умом, смелостью, недюжинной силой и скромностью. Она запретила мужу хвастаться её достоинствами, но супруг на пиру у князя Владимира в Киеве ослушался её. Князь приказал заточить Ставра Годиновича в погреб и привести его жену к себе во дворец. Узнав о несчастье, она переоделась татарским послом. Владимир пытался испытать гостя, чтобы узнать — мужчина это или женщина. Василиса ввела его в заблуждение, попросив руки его племянницы Забавы Путятишны, а на свадебном пиру сказала, что «плохи песенники гусляры», и потребовала привести Ставра, чудесно игравшего на гуслях. Василиса Микулишна делала Ставру разные намёки, но тот не догададался, с кем имеет дело; тогда она увела его с пира «посмотреть дружинушку хоробрыя»; где переоделась в женское платье. Затем оба вернулись и объяснили Владимиру его заблуждение. Пристыжённый князь признал, что Ставр Годинович не напрасно хвастал молодой женой.

Комплект шахмат "Русские воины" Соколов В.И. 1920-1930-е гг. Сергиев Посад. Артель им. Красной Армии Дерево, краска, лак
Комплект шахмат "Русские воины" Соколов В.И. 1920-1930-е гг. Сергиев Посад. Артель им. Красной Армии Дерево, краска, лак

Поймала себя на мысли, что шахматы, представленные в музее декоративного искусства, круче, чем у Гарри Поттера. "Это были практически те же самые шахматы... Разница заключалась лишь в том, что фигурки были живые, и игрок ощущал себя полководцем, направляющим свои войска на противника." Уникальные произведения искусства по мотивам русских сказок. Вот где настоящая магия!

Шахматы "Садко" Шушканов Д.Н. 1956 г. Тобольск. Кость мамонтовая, бархат
Шахматы "Садко" Шушканов Д.Н. 1956 г. Тобольск. Кость мамонтовая, бархат

Я обратила внимание на гобелен “Великий князь Иван Калита”. Его правление (1325–1340 гг.) стало для Руси временем невиданного доселе спокойствия. Об этом говорится в летописи: «бысть... тишина велика по всей Русской земле на 40 лет, и престаша татарове воевати Русскую землю».

Гобелен "Великий князь Иван Калита". Озерная Н.П. 1997 Москва Шерсть, лен, люрекс
Гобелен "Великий князь Иван Калита". Озерная Н.П. 1997 Москва Шерсть, лен, люрекс

Это один из последних экспонатов выставки, как бы хотелось, чтобы он был пророческим, чтобы мир, покой и тишина пришли на русскую землю.

Сервиз "За тишину полей". Маева А.И. 1970-е гг. Ленинградский завод художественного стекла. Хрусталь бесцветный, хрусталь цветной
Сервиз "За тишину полей". Маева А.И. 1970-е гг. Ленинградский завод художественного стекла. Хрусталь бесцветный, хрусталь цветной

Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)

Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.

Шедевральные маршруты

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Всероссийский_музей_декоративного_искусства #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве # #куда_пойти_летом_в_Москве #куда_пойти_с_детьми