Найти в Дзене
Вечерний Хэштег

Дрифтеры: искусство на грани закона или городское хулиганство?

В тёплые летние вечера жители многих российских городов всё чаще становятся невольными зрителями и слушателями импровизированных автошоу. Визг покрышек, рёв моторов и клубы дыма — верные признаки того, что где-то рядом "работают" дрифтеры. Для одних это зрелищный спорт и демонстрация мастерства, для других — опасное хулиганство и нарушение общественного порядка. Где проходит грань между экстремальным спортом и противоправным поведением? Кто такие дрифтеры и как с ними бороться? Для начала разберёмся, что же такое дрифт. По словам автоспортсмена Максима Шляпникова, дрифт — это нечто большее, чем просто спорт или развлечение: "Я бы, наверное, отнёс дрифт даже немножко к искусству. Когда вы едете на треке и едете за рулем профессионального болида, это действительно спорт и развлечение, потому что дрифт даёт эмоции. Это нестандартное управление автомобилем, поэтому это и спорт, и развлечение, но на треке". Действительно, дрифт представляет собой технику прохождения поворотов и прямых участ
Оглавление
Источник: t.me, ЧС Тюмень Z
Источник: t.me, ЧС Тюмень Z

В тёплые летние вечера жители многих российских городов всё чаще становятся невольными зрителями и слушателями импровизированных автошоу. Визг покрышек, рёв моторов и клубы дыма — верные признаки того, что где-то рядом "работают" дрифтеры. Для одних это зрелищный спорт и демонстрация мастерства, для других — опасное хулиганство и нарушение общественного порядка. Где проходит грань между экстремальным спортом и противоправным поведением? Кто такие дрифтеры и как с ними бороться?

Дрифт: спорт, искусство или хулиганство?

Максим Шляпников, автоспортсмен
Максим Шляпников, автоспортсмен

Для начала разберёмся, что же такое дрифт. По словам автоспортсмена Максима Шляпникова, дрифт — это нечто большее, чем просто спорт или развлечение:

"Я бы, наверное, отнёс дрифт даже немножко к искусству. Когда вы едете на треке и едете за рулем профессионального болида, это действительно спорт и развлечение, потому что дрифт даёт эмоции. Это нестандартное управление автомобилем, поэтому это и спорт, и развлечение, но на треке".

Действительно, дрифт представляет собой технику прохождения поворотов и прямых участков трассы с намеренным срывом задней оси автомобиля и проход в управляемом заносе. Это требует особых навыков вождения, специально подготовленного автомобиля и, что немаловажно, подходящей площадки.

Владимир Соколов, руководитель Тюменской региональной федерации автомобильного спорта
Владимир Соколов, руководитель Тюменской региональной федерации автомобильного спорта

Руководитель Тюменской региональной федерации автомобильного спорта Владимир Соколов подтверждает официальный статус этой дисциплины:

"Дрифт на сегодняшний день, чтобы все понимали, это официальная дисциплина спорта. То есть дрифт признан Министерством спорта Российской Федерации, и согласно этого указа проводятся чемпионаты, и участники получают различные спортивные звания и разряды".

Таким образом, дрифт как спортивная дисциплина имеет официальный статус и регламентированные правила. Однако проблема возникает, когда эти элементы экстремального вождения переносятся с профессиональных трасс на городские улицы и парковки.

Городские гонщики: кто они?

С наступлением тёплого сезона количество жалоб на уличных дрифтеров значительно возрастает. Социальные сети и местные СМИ пестрят сообщениями о ночных гонках, шуме и потенциально опасных ситуациях.

Дрифтеры на парковке возле торгового центра
Дрифтеры на парковке возле торгового центра

Владимир Соколов проводит чёткую границу между профессиональными спортсменами и городскими нарушителями:

"Те люди, которые находятся и пытаются заниматься дрифтом, ну мы так его называем, то есть там дрифтеры, у нас сразу же, если кто-то пошёл боком, всё, сразу дрифт, сразу же звонок из полиции мне идёт. Здравствуйте, вы руководитель Федерации автоспорта? Это ваши там гоняют? То есть это постоянная история, и сколько раз уже мы пытались объяснить и сотрудникам ГИБДД, что это не спортсмены, это люди, которые просто из хулиганских побуждений".

По мнению эксперта, психологический портрет типичного уличного дрифтера выглядит так:

"Это люди, которым не хватает адреналина в жизни, которым никак не могут самоутвердиться, кроме как вот таким вот образом. И поэтому, чтобы выделиться в своей тусовке, они делают такие поступки".

Максим Шляпников, имеющий опыт как уличных, так и профессиональных заездов, добавляет:

"А молодёжь, то, что вы показали видео, они ловят такой своеобразный хайп и экстрим, чтобы на них смотрели, они выделились".

Таким образом, мотивация городских дрифтеров часто связана с желанием самоутвердиться, произвести впечатление и получить порцию адреналина, а не с профессиональным совершенствованием навыков вождения.

Опасность на дорогах: почему дрифт в городе — это риск

Источник: vk.com, ЧС Тюмень
Источник: vk.com, ЧС Тюмень

Профессиональные автоспортсмены единодушны в том, что городские улицы — не место для экстремального вождения. Максим Шляпников объясняет разницу между контролируемым дрифтом на трассе и непредсказуемой ситуацией в городе:

"Когда вы приехали на трассу, у вас есть несколько переменных. У вас есть ваш автомобиль, у вас есть покрытие, асфальт, у вас есть шины и трасса ограниченная. И вы чисто производите математический расчёт, как поедет машина, с какой скоростью и куда повернёт. А вот в городе этих переменных гораздо больше. То есть добавляются люди, другие машины, а также техническое состояние машины, обычно гражданской, оно не на такой высоте".

Опасность усугубляется тем, что обычные гражданские автомобили, в отличие от специально подготовленных спортивных болидов, не оснащены необходимыми системами безопасности:

"На машине, на дрифтовой, на болиде ставится всегда всё новое, и за этим следится. На гражданской машине, особенно на «Жигулях», я не уверен, что там всё на высшем уровне. Поэтому это делать просто с технической точки зрения очень опасно. Ну и у пилотов-то всегда есть каркас в автомобиле, который защищает его. Поэтому в гражданской машине это совершенно другой риск".

Даже у профессионалов случаются аварии. Максим Шляпников делится личным опытом:

"У меня такое было на профессиональных трассах, то есть один из последних этапов РДС, то есть была слабая подушка двигателя, у меня двигатель упал, и я три раза кувыркнулся на отбойник. Это была техническая ошибка. Но на машине, на дрифтовой, на болиде ставится всегда всё новое, и за этим следится".

Владимир Соколов подчёркивает, что дрифт в городе опасен не только для самого водителя, но и для окружающих:

"Это абсолютный вред, абсолютное зло, и не только себе, но и другим людям".

Жертвы дрифта: кому мешают городские гонщики

Егор Рязанов, противник дрифта
Егор Рязанов, противник дрифта

Проблема уличного дрифта затрагивает многих горожан. Егор Рязанов, называющий себя противником дрифта, рассказывает о своём опыте:

"В прошлом году и в этом я работал достаточно поздно, не возвращался домой по Обороне, по району. И там они очень часто любили летом, когда потеплее, устроить гонки с дрифтом. Там был момент в частном секторе, там был круг такой. И я на велосипеде тогда добирался домой. И я еду, еду, вроде как ничего не предвещает беды. И вдруг внезапно рёв мотора. Он выезжает из-за поворота. И причём по обеим полосам вот так вот боком на меня едет. Но я успел в кювет съехать, увернуться".

Такие ситуации создают реальную угрозу для жизни и здоровья пешеходов, велосипедистов и других участников дорожного движения. Кроме того, многие жители жалуются на шум, который мешает им отдыхать, особенно в ночное время:

"Были моменты, когда зачастую ночами на парковку пустых собирались, там, по шесть, по восемь машин и гудели,"

— добавляет Егор.

Жалобы поступают из разных районов города. В социальных сетях жители регулярно публикуют видео с ночными заездами и просят вмешательства правоохранительных органов.

Резонансные случаи: когда дрифт становится новостью

Кадр из программы "Вечерний хэштег"
Кадр из программы "Вечерний хэштег"

За последнее время было зафиксировано немало случаев опасного вождения, которые привлекли внимание общественности:

"Вот так, прямо в центре Тюмени, жёг резину 28-летний тюменец. Ещё устроил фотосессию по поводу приобретения нового автомобиля и нарушил несколько правил. Машину эвакуировали, водителя привлекли к ответственности по четырём статьям".

Не всегда виновниками становятся владельцы спортивных автомобилей. Иногда за руль садятся и водители совсем неожиданных транспортных средств:

"Шумахером почувствовал себя и этот тюменский водитель на бетономешалке. Он устроил дрифт на парковке в заречном микрорайоне".
Источник: vk.com, ЧС Тюмень
Источник: vk.com, ЧС Тюмень

Максим Шляпников комментирует этот случай:

"Особенно вот показали на бетономешалке, меня вообще это удивило. Это, во-первых, сложно, я понимаю, что это такое, и как это сделать, это сложно, во-вторых, это действительно очень опасно".
Константин Горожанов демонстрирует противотуманную фару, которую снесли дрифтеры
Константин Горожанов демонстрирует противотуманную фару, которую снесли дрифтеры

Такие случаи не только создают опасные ситуации, но и наносят материальный ущерб. Например, один из тюменцев рассказал о повреждении своего автомобиля:

"Дрифтеры мешают тюменцам круглый год, даже зимой, и приносят ущерб. Например, снесли противотуманную фару на машине Константина Горожанова".

Закон и порядок: как бороться с уличными дрифтерами

Игорь Полицаев, адвокат
Игорь Полицаев, адвокат

Адвокат Игорь Полицаев считает, что к нарушителям нужно применять более жёсткие меры:

"Надо снимать и надо привлекать к уголовной ответственности. Статья есть. 267. Прим. 1".

По его словам, эта статья предусматривает серьёзное наказание:

"Там штраф от 150 до 300 тысяч. Повторное нарушение этой статьи уже колония-поселение".

Однако на практике дрифтеров чаще привлекают по административным статьям:

"Конечно, сейчас, когда привлекают дрифтеров по административным статьям, по общим, то есть за нарушение правил перестроения, пункт 8, 5, 500 рублей и так далее. И то, если тебя остановят".

Игорь Полицаев уверен, что только более серьёзные меры могут изменить ситуацию:

"А когда массово начнут привлекать по уголовной статье, когда 10, 20, 30, 100 уголовных дел возбудят, когда оштрафуют, тогда, может быть, народ поймёт. Но, к сожалению, по-другому никак".

В некоторых регионах уже начали принимать более решительные меры. Например, в Санкт-Петербурге ввели новый механизм привлечения к ответственности:

"Первым регионом, который как раз вышел на борьбу с громкими автомобилями, стал Санкт-Петербург. Там ввели новый механизм привлечения к ответственности из комбинации двух статей Кодекса об административных правонарушениях за превышение нормативов уровня шума и за внесение конструктивных изменений в транспортное средство".

А в Москве предлагают альтернативное решение проблемы:

"А вот в Москве предложили организовать площадки для дрифта, где можно открыто тренировать свои навыки".

Однако некоторые граждане прибегают к самоуправству, что может привести к новым проблемам:

"В Екатеринбурге изобрели радикальный способ борьбы с дрифтерами. На парковке возле стадиона Екатеринбург-арена, где часто собираются уличные гонщики, раскидали саморезы".

Игорь Полицаев предупреждает, что такие действия могут привести к уголовной ответственности:

"367-я статья Уголовного кодекса «Умышленное причинение вреда чужому имуществу»".

Егор Рязанов также считает, что такие методы могут быть опасны:

"Раскидываешь ты саморезы, у него спустит колесо. Тем более, вот профессионалы сказали то, что оно может в любой момент вылететь на большой скорости, там, другая часть машины отпасть. Ну, порежется он об эти саморезы, и куда-нибудь в какой-нибудь дом влетит или в кого-нибудь ещё. Это же не метод".

Альтернативы: где можно законно дрифтовать

Источник: youtube.com/Johnny FPV
Источник: youtube.com/Johnny FPV

Один из способов решения проблемы — создание специальных площадок для экстремального вождения. Однако, по словам Владимира Соколова, с этим в регионе есть проблемы:

"С площадками у нас большая беда. То есть вот сколько лет, наверное, я руковожу Федерацией, столько лет мы бьёмся за то, чтобы нам выделили какой-то участок либо земли, либо помогли построить какую-то трассу".

На сегодняшний день в регионе есть только одна площадка, где можно легально заниматься дрифтом:

"На сегодняшний день, последние годы доживает Метелёва, на котором мы проводили массу мероприятий. Как только его заберут, у нас в принципе ничего не будет".

Однако даже эта площадка вызывает нарекания у местных жителей:

"Но на Метелева тоже пошли на нас жалобы от жителей окрестных домов".

Максим Шляпников считает, что проблема шире, чем просто отсутствие площадок для дрифта:

"В Тюмени не хватает мест не только для дрифта, но и для сбора молодёжи. То есть раньше это был Геолог у нас, у меня там вся юность прошла, где собирались именно красивые машины, люди, которые увлекаются. Это на самом деле очень похвально, потому что эти люди, я их всех знаю, они не пьют, ничего не употребляют и увлекаются машинами, сидят в гаражах".

Владимир Соколов рассказывает о попытках найти альтернативные места для сбора автолюбителей:

"У нас недавно с агентством креативных индустрий был разговор, то есть Алексей Краев пригласил и предложил вариант сбора молодёжи именно на Набережной. На Набережной, на парковке, там есть парковка ближе к монастырю подземная, и в принципе вот там. Единственное, что там выделили участок, грубо говоря, 20 на 30 метров, где влезут 6 машин".

Этого, конечно, недостаточно для решения проблемы, но это шаг в правильном направлении.

Экстремальные ситуации: когда дрифт становится опасным даже для профессионалов

Источник: iz.ru
Источник: iz.ru

Даже на профессиональных соревнованиях могут возникать опасные ситуации. В апреле этого года на дрифт-турнире в Санкт-Петербурге произошёл удивительный случай:

"Шина автомобиля участника чемпионата слетела с колеса авто, но затем как бы вернулась на место. Шины на большой скорости отлетают от автомобиля гонщика, после чего двигаются параллельно машине, а затем возвращаются обратно. Организаторы турнира назвали увиденное невероятным, а сам водитель занял третье место в личном зачёте".

Максим Шляпников подчёркивает, что риск в городе несопоставимо выше, чем на трассе:

"Как сказал Ники Лауда, вообще, это гонщик знаменитый, риск не должен превышать 30 %, в городе он составляет 99 %, потому что очень много, как я сказал, переменных".

Последствия: что может произойти из-за действий дрифтеров

Игорь Полицаев, адвокат
Игорь Полицаев, адвокат

Опасность уличного дрифта не ограничивается только шумом и неудобствами для жителей. Игорь Полицаев объясняет, как действия одного водителя могут привести к серьёзным последствиям для других участников движения:

"Очень многие водители просто перестраиваются, не убедившись в безопасности манёвра. То есть перестраиваются с полосы в полосу, создают помеху при движении, нарушают пункт 8.4, 1.5. В результате другой водитель по правилам должен что? Он должен тормозить, а инстинкты самосохранения ему говорят крутить рулём. И он крутит рулём либо направо на обочину, либо на тротуар, либо на встречку. И соответственно, понимаете, да, последствия? Там погибают люди".

Если такой водитель скрывается с места происшествия, доказать его вину может быть сложно:

"И очень плохо, когда нет видеорегистратора, который может это доказать. А тот что? А тот трус? Он может только выехать, перестроиться и убежать. И если госномер его автомобиля не попал в камеру где-то там, или нет каких-то очевидцев, которые это скажут, то ему повезло".

Советы экспертов: как бороться с дрифтерами и защитить себя

Эксперты дают несколько рекомендаций по борьбе с уличными дрифтерами и обеспечению собственной безопасности:

  1. Используйте видеорегистратор. Игорь Полицаев советует: "Видеорегистратор фиксирует, если дрифтует, отправляем это всё в ГИБДД, не стесняемся обращаться в суд".
  2. Сообщайте о нарушениях в правоохранительные органы. Чем больше будет официальных жалоб, тем больше внимания будет уделяться проблеме.
  3. Избегайте мест, где часто собираются дрифтеры, особенно в ночное время.
  4. Для любителей экстримаВладимир Соколов приглашает: "Если хочется погонять, делаем это профессионально, идём к нам, учимся и принимаем участие в соревнованиях".

Найти баланс между страстью и безопасностью

Дрифт как спортивная дисциплина имеет право на существование, но только в специально отведенных для этого местах и при соблюдении всех мер безопасности. Уличный дрифт — это не только нарушение закона, но и реальная угроза для жизни и здоровья как самих водителей, так и окружающих.

Решение проблемы требует комплексного подхода: ужесточение ответственности для нарушителей, создание специальных площадок для легального занятия экстремальным вождением, а также повышение культуры вождения и взаимного уважения на дорогах.

Максим Шляпников, начинавший свою карьеру с уличных заездов, теперь понимает важность соблюдения правил:

"Я тоже начинал когда-то. Это был далёкий 2008 год. В Тюмени не было трасс, да и машин было в разы меньше. И, конечно же, начинал с парковок. Это была парковка «Премьер» на 50 лет ВЛКСМ. Но это не назовёшь дрифтом, там домов рядом не было, и отчасти я понимаю этих молодых людей. Но спустя года и когда я прошёл множество ивентов и разных чемпионатов, я понимаю, что город это не место для гонок".

Этот опыт показывает, что страсть к скорости и экстриму можно реализовать безопасным и законным способом, не создавая угрозы для себя и окружающих.

#ОРФ #Дороги #Безопасность