В тёплые летние вечера жители многих российских городов всё чаще становятся невольными зрителями и слушателями импровизированных автошоу. Визг покрышек, рёв моторов и клубы дыма — верные признаки того, что где-то рядом "работают" дрифтеры. Для одних это зрелищный спорт и демонстрация мастерства, для других — опасное хулиганство и нарушение общественного порядка. Где проходит грань между экстремальным спортом и противоправным поведением? Кто такие дрифтеры и как с ними бороться?
Дрифт: спорт, искусство или хулиганство?
Для начала разберёмся, что же такое дрифт. По словам автоспортсмена Максима Шляпникова, дрифт — это нечто большее, чем просто спорт или развлечение:
"Я бы, наверное, отнёс дрифт даже немножко к искусству. Когда вы едете на треке и едете за рулем профессионального болида, это действительно спорт и развлечение, потому что дрифт даёт эмоции. Это нестандартное управление автомобилем, поэтому это и спорт, и развлечение, но на треке".
Действительно, дрифт представляет собой технику прохождения поворотов и прямых участков трассы с намеренным срывом задней оси автомобиля и проход в управляемом заносе. Это требует особых навыков вождения, специально подготовленного автомобиля и, что немаловажно, подходящей площадки.
Руководитель Тюменской региональной федерации автомобильного спорта Владимир Соколов подтверждает официальный статус этой дисциплины:
"Дрифт на сегодняшний день, чтобы все понимали, это официальная дисциплина спорта. То есть дрифт признан Министерством спорта Российской Федерации, и согласно этого указа проводятся чемпионаты, и участники получают различные спортивные звания и разряды".
Таким образом, дрифт как спортивная дисциплина имеет официальный статус и регламентированные правила. Однако проблема возникает, когда эти элементы экстремального вождения переносятся с профессиональных трасс на городские улицы и парковки.
Городские гонщики: кто они?
С наступлением тёплого сезона количество жалоб на уличных дрифтеров значительно возрастает. Социальные сети и местные СМИ пестрят сообщениями о ночных гонках, шуме и потенциально опасных ситуациях.
Владимир Соколов проводит чёткую границу между профессиональными спортсменами и городскими нарушителями:
"Те люди, которые находятся и пытаются заниматься дрифтом, ну мы так его называем, то есть там дрифтеры, у нас сразу же, если кто-то пошёл боком, всё, сразу дрифт, сразу же звонок из полиции мне идёт. Здравствуйте, вы руководитель Федерации автоспорта? Это ваши там гоняют? То есть это постоянная история, и сколько раз уже мы пытались объяснить и сотрудникам ГИБДД, что это не спортсмены, это люди, которые просто из хулиганских побуждений".
По мнению эксперта, психологический портрет типичного уличного дрифтера выглядит так:
"Это люди, которым не хватает адреналина в жизни, которым никак не могут самоутвердиться, кроме как вот таким вот образом. И поэтому, чтобы выделиться в своей тусовке, они делают такие поступки".
Максим Шляпников, имеющий опыт как уличных, так и профессиональных заездов, добавляет:
"А молодёжь, то, что вы показали видео, они ловят такой своеобразный хайп и экстрим, чтобы на них смотрели, они выделились".
Таким образом, мотивация городских дрифтеров часто связана с желанием самоутвердиться, произвести впечатление и получить порцию адреналина, а не с профессиональным совершенствованием навыков вождения.
Опасность на дорогах: почему дрифт в городе — это риск
Профессиональные автоспортсмены единодушны в том, что городские улицы — не место для экстремального вождения. Максим Шляпников объясняет разницу между контролируемым дрифтом на трассе и непредсказуемой ситуацией в городе:
"Когда вы приехали на трассу, у вас есть несколько переменных. У вас есть ваш автомобиль, у вас есть покрытие, асфальт, у вас есть шины и трасса ограниченная. И вы чисто производите математический расчёт, как поедет машина, с какой скоростью и куда повернёт. А вот в городе этих переменных гораздо больше. То есть добавляются люди, другие машины, а также техническое состояние машины, обычно гражданской, оно не на такой высоте".
Опасность усугубляется тем, что обычные гражданские автомобили, в отличие от специально подготовленных спортивных болидов, не оснащены необходимыми системами безопасности:
"На машине, на дрифтовой, на болиде ставится всегда всё новое, и за этим следится. На гражданской машине, особенно на «Жигулях», я не уверен, что там всё на высшем уровне. Поэтому это делать просто с технической точки зрения очень опасно. Ну и у пилотов-то всегда есть каркас в автомобиле, который защищает его. Поэтому в гражданской машине это совершенно другой риск".
Даже у профессионалов случаются аварии. Максим Шляпников делится личным опытом:
"У меня такое было на профессиональных трассах, то есть один из последних этапов РДС, то есть была слабая подушка двигателя, у меня двигатель упал, и я три раза кувыркнулся на отбойник. Это была техническая ошибка. Но на машине, на дрифтовой, на болиде ставится всегда всё новое, и за этим следится".
Владимир Соколов подчёркивает, что дрифт в городе опасен не только для самого водителя, но и для окружающих:
"Это абсолютный вред, абсолютное зло, и не только себе, но и другим людям".
Жертвы дрифта: кому мешают городские гонщики
Проблема уличного дрифта затрагивает многих горожан. Егор Рязанов, называющий себя противником дрифта, рассказывает о своём опыте:
"В прошлом году и в этом я работал достаточно поздно, не возвращался домой по Обороне, по району. И там они очень часто любили летом, когда потеплее, устроить гонки с дрифтом. Там был момент в частном секторе, там был круг такой. И я на велосипеде тогда добирался домой. И я еду, еду, вроде как ничего не предвещает беды. И вдруг внезапно рёв мотора. Он выезжает из-за поворота. И причём по обеим полосам вот так вот боком на меня едет. Но я успел в кювет съехать, увернуться".
Такие ситуации создают реальную угрозу для жизни и здоровья пешеходов, велосипедистов и других участников дорожного движения. Кроме того, многие жители жалуются на шум, который мешает им отдыхать, особенно в ночное время:
"Были моменты, когда зачастую ночами на парковку пустых собирались, там, по шесть, по восемь машин и гудели,"
— добавляет Егор.
Жалобы поступают из разных районов города. В социальных сетях жители регулярно публикуют видео с ночными заездами и просят вмешательства правоохранительных органов.
Резонансные случаи: когда дрифт становится новостью
За последнее время было зафиксировано немало случаев опасного вождения, которые привлекли внимание общественности:
"Вот так, прямо в центре Тюмени, жёг резину 28-летний тюменец. Ещё устроил фотосессию по поводу приобретения нового автомобиля и нарушил несколько правил. Машину эвакуировали, водителя привлекли к ответственности по четырём статьям".
Не всегда виновниками становятся владельцы спортивных автомобилей. Иногда за руль садятся и водители совсем неожиданных транспортных средств:
"Шумахером почувствовал себя и этот тюменский водитель на бетономешалке. Он устроил дрифт на парковке в заречном микрорайоне".
Максим Шляпников комментирует этот случай:
"Особенно вот показали на бетономешалке, меня вообще это удивило. Это, во-первых, сложно, я понимаю, что это такое, и как это сделать, это сложно, во-вторых, это действительно очень опасно".
Такие случаи не только создают опасные ситуации, но и наносят материальный ущерб. Например, один из тюменцев рассказал о повреждении своего автомобиля:
"Дрифтеры мешают тюменцам круглый год, даже зимой, и приносят ущерб. Например, снесли противотуманную фару на машине Константина Горожанова".
Закон и порядок: как бороться с уличными дрифтерами
Адвокат Игорь Полицаев считает, что к нарушителям нужно применять более жёсткие меры:
"Надо снимать и надо привлекать к уголовной ответственности. Статья есть. 267. Прим. 1".
По его словам, эта статья предусматривает серьёзное наказание:
"Там штраф от 150 до 300 тысяч. Повторное нарушение этой статьи уже колония-поселение".
Однако на практике дрифтеров чаще привлекают по административным статьям:
"Конечно, сейчас, когда привлекают дрифтеров по административным статьям, по общим, то есть за нарушение правил перестроения, пункт 8, 5, 500 рублей и так далее. И то, если тебя остановят".
Игорь Полицаев уверен, что только более серьёзные меры могут изменить ситуацию:
"А когда массово начнут привлекать по уголовной статье, когда 10, 20, 30, 100 уголовных дел возбудят, когда оштрафуют, тогда, может быть, народ поймёт. Но, к сожалению, по-другому никак".
В некоторых регионах уже начали принимать более решительные меры. Например, в Санкт-Петербурге ввели новый механизм привлечения к ответственности:
"Первым регионом, который как раз вышел на борьбу с громкими автомобилями, стал Санкт-Петербург. Там ввели новый механизм привлечения к ответственности из комбинации двух статей Кодекса об административных правонарушениях за превышение нормативов уровня шума и за внесение конструктивных изменений в транспортное средство".
А в Москве предлагают альтернативное решение проблемы:
"А вот в Москве предложили организовать площадки для дрифта, где можно открыто тренировать свои навыки".
Однако некоторые граждане прибегают к самоуправству, что может привести к новым проблемам:
"В Екатеринбурге изобрели радикальный способ борьбы с дрифтерами. На парковке возле стадиона Екатеринбург-арена, где часто собираются уличные гонщики, раскидали саморезы".
Игорь Полицаев предупреждает, что такие действия могут привести к уголовной ответственности:
"367-я статья Уголовного кодекса «Умышленное причинение вреда чужому имуществу»".
Егор Рязанов также считает, что такие методы могут быть опасны:
"Раскидываешь ты саморезы, у него спустит колесо. Тем более, вот профессионалы сказали то, что оно может в любой момент вылететь на большой скорости, там, другая часть машины отпасть. Ну, порежется он об эти саморезы, и куда-нибудь в какой-нибудь дом влетит или в кого-нибудь ещё. Это же не метод".
Альтернативы: где можно законно дрифтовать
Один из способов решения проблемы — создание специальных площадок для экстремального вождения. Однако, по словам Владимира Соколова, с этим в регионе есть проблемы:
"С площадками у нас большая беда. То есть вот сколько лет, наверное, я руковожу Федерацией, столько лет мы бьёмся за то, чтобы нам выделили какой-то участок либо земли, либо помогли построить какую-то трассу".
На сегодняшний день в регионе есть только одна площадка, где можно легально заниматься дрифтом:
"На сегодняшний день, последние годы доживает Метелёва, на котором мы проводили массу мероприятий. Как только его заберут, у нас в принципе ничего не будет".
Однако даже эта площадка вызывает нарекания у местных жителей:
"Но на Метелева тоже пошли на нас жалобы от жителей окрестных домов".
Максим Шляпников считает, что проблема шире, чем просто отсутствие площадок для дрифта:
"В Тюмени не хватает мест не только для дрифта, но и для сбора молодёжи. То есть раньше это был Геолог у нас, у меня там вся юность прошла, где собирались именно красивые машины, люди, которые увлекаются. Это на самом деле очень похвально, потому что эти люди, я их всех знаю, они не пьют, ничего не употребляют и увлекаются машинами, сидят в гаражах".
Владимир Соколов рассказывает о попытках найти альтернативные места для сбора автолюбителей:
"У нас недавно с агентством креативных индустрий был разговор, то есть Алексей Краев пригласил и предложил вариант сбора молодёжи именно на Набережной. На Набережной, на парковке, там есть парковка ближе к монастырю подземная, и в принципе вот там. Единственное, что там выделили участок, грубо говоря, 20 на 30 метров, где влезут 6 машин".
Этого, конечно, недостаточно для решения проблемы, но это шаг в правильном направлении.
Экстремальные ситуации: когда дрифт становится опасным даже для профессионалов
Даже на профессиональных соревнованиях могут возникать опасные ситуации. В апреле этого года на дрифт-турнире в Санкт-Петербурге произошёл удивительный случай:
"Шина автомобиля участника чемпионата слетела с колеса авто, но затем как бы вернулась на место. Шины на большой скорости отлетают от автомобиля гонщика, после чего двигаются параллельно машине, а затем возвращаются обратно. Организаторы турнира назвали увиденное невероятным, а сам водитель занял третье место в личном зачёте".
Максим Шляпников подчёркивает, что риск в городе несопоставимо выше, чем на трассе:
"Как сказал Ники Лауда, вообще, это гонщик знаменитый, риск не должен превышать 30 %, в городе он составляет 99 %, потому что очень много, как я сказал, переменных".
Последствия: что может произойти из-за действий дрифтеров
Опасность уличного дрифта не ограничивается только шумом и неудобствами для жителей. Игорь Полицаев объясняет, как действия одного водителя могут привести к серьёзным последствиям для других участников движения:
"Очень многие водители просто перестраиваются, не убедившись в безопасности манёвра. То есть перестраиваются с полосы в полосу, создают помеху при движении, нарушают пункт 8.4, 1.5. В результате другой водитель по правилам должен что? Он должен тормозить, а инстинкты самосохранения ему говорят крутить рулём. И он крутит рулём либо направо на обочину, либо на тротуар, либо на встречку. И соответственно, понимаете, да, последствия? Там погибают люди".
Если такой водитель скрывается с места происшествия, доказать его вину может быть сложно:
"И очень плохо, когда нет видеорегистратора, который может это доказать. А тот что? А тот трус? Он может только выехать, перестроиться и убежать. И если госномер его автомобиля не попал в камеру где-то там, или нет каких-то очевидцев, которые это скажут, то ему повезло".
Советы экспертов: как бороться с дрифтерами и защитить себя
Эксперты дают несколько рекомендаций по борьбе с уличными дрифтерами и обеспечению собственной безопасности:
- Используйте видеорегистратор. Игорь Полицаев советует: "Видеорегистратор фиксирует, если дрифтует, отправляем это всё в ГИБДД, не стесняемся обращаться в суд".
- Сообщайте о нарушениях в правоохранительные органы. Чем больше будет официальных жалоб, тем больше внимания будет уделяться проблеме.
- Избегайте мест, где часто собираются дрифтеры, особенно в ночное время.
- Для любителей экстрима — Владимир Соколов приглашает: "Если хочется погонять, делаем это профессионально, идём к нам, учимся и принимаем участие в соревнованиях".
Найти баланс между страстью и безопасностью
Дрифт как спортивная дисциплина имеет право на существование, но только в специально отведенных для этого местах и при соблюдении всех мер безопасности. Уличный дрифт — это не только нарушение закона, но и реальная угроза для жизни и здоровья как самих водителей, так и окружающих.
Решение проблемы требует комплексного подхода: ужесточение ответственности для нарушителей, создание специальных площадок для легального занятия экстремальным вождением, а также повышение культуры вождения и взаимного уважения на дорогах.
Максим Шляпников, начинавший свою карьеру с уличных заездов, теперь понимает важность соблюдения правил:
"Я тоже начинал когда-то. Это был далёкий 2008 год. В Тюмени не было трасс, да и машин было в разы меньше. И, конечно же, начинал с парковок. Это была парковка «Премьер» на 50 лет ВЛКСМ. Но это не назовёшь дрифтом, там домов рядом не было, и отчасти я понимаю этих молодых людей. Но спустя года и когда я прошёл множество ивентов и разных чемпионатов, я понимаю, что город это не место для гонок".
Этот опыт показывает, что страсть к скорости и экстриму можно реализовать безопасным и законным способом, не создавая угрозы для себя и окружающих.
#ОРФ #Дороги #Безопасность