110 лет назад, 8 июля (по новому стилю) 1915 года родился заслуженный артист РСФСР Николай Крюков (1915-1993)
Николай Николаевич Крюков… Появись такой актёр в наше время (почему бы не помечтать!), затмил бы всех. Или почти всех. Брутальный, не слащавый красавец, фактурный, с ярко выраженным мужским началом… Кто-то сказал про него – «советский Марлон Брандо». Неправда – Крюков лучше и интересней Брандо. А главное - Артист с большой буквы. Даже в ролях негодяев и мерзавцев так цепляет своим отрицательным обаянием, что порой пробирает до мурашек.
Но не повезло. Война, оккупация, клеймо «предателя». В результате лучшие годы по большому счету «ушли в песок». Полноценный дебют – только в 43 года. Зато какой!
ОДНОКУРСНИКИ С КОПЕЛЯНОМ
Николай Крюков родился 25 июня (8 июля) 1915 года в селе Замытье Тверской губернии. К сожалению, ни о его родителях, ни о семье ничего неизвестно.
Да и дальше сведения крайне скупые: после средней школы юноша оказался в Ленинграде. Там он устроился рабочим на завод «Севкабель» (до революции «Сименс и Гальске»), по вечерам и в выходные начал посещать самодеятельный театральный кружок при заводе. И так увлекся, что решил стать актером.
В 1932 году поступил в студию при Ленинградском Большом драматическом театре (БДТ) – одном из первых советских театров, созданных после революции. Любопытно, что сокурсником Крюкова по студии был будущий ведущий актер БДТ Ефим Копелян. Еще во время учебы оба заметно выделялись, и по инициативе мастера курса и художественного руководителя театра Константина Тверского, играли небольшие роли в спектаклях БДТ.
Однако после окончания учебы (1935) их пути разошлись – Копеляна взяли в основную труппу, а Николай Крюков принял приглашение известного в те годы режиссера-реформатора, драматурга Сергея Радлова, и начал выступать на сцене основанного Радловым Театра-студии (ныне Театр имени Ленсовета).
В конце 1930-х Крюков - один их любимых актеров Радлова, он играл почти во всех его постановках. А самой заметной стала роль Лаэрта в «Гамлете», премьера которого состоялась в 1938 году.
В 1939-ом 24-летний актер дебютировал в кино – сыграл матроса в военной драме Виктора Эйсымонта «Четвертый перископ». Роль эпизодическая, Крюков даже не удостоился попадания в титры. Зато в следующей ленте («Политрук Колыванов») у него намечалась роль побольше.
Однако съемки не были завершены – началась война.
"ГАМЛЕТ" ПОД ДУЛАМИ АВТОМАТОВ
После 22 июня многие ленинградские актеры (например, легендарный Макарыч – Алексей Смирнов) ушли на фронт и воевали геройски. Кто-то (например, еще одна легенда театра и кино – Николай Николаевич Трофимов) вступили в созданный композитором Исааком Дунаевским ансамбль «Пять морей», который под обстрелами и бомбежками колесил по фронтам, поднимая боевой дух воюющих советских солдат, моряков и офицеров.
А актеры театра Радлова вошли во фронтовую бригаду. Как вспоминал Николай Крюков, их бригада выезжала в места боевых действий, на корабли, на сборные пункты и на рытьё противотанковых рвов. Кроме того, в блокадном Ленинграде шли их спектакли – комедия Владимира Дыховичного «Свадебное путешествие», драма Готхольда Эфраима Лессинга «Эмилия Галотти», «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, тот же «Гамлет». Невероятно, но ленинградцы ходили в театры.
Последний раз в «Свадебном путешествии» Крюков вышел на сцену 21 декабря 1941 года. Отыграв спектакль, он за кулисами упал в голодный обморок, актера в состоянии крайнего истощения («дистрофия») увезли в госпиталь.
В феврале 1942-го властями было принято решение об эвакуации театра в Пятигорск. На Финляндский вокзал Крюкова привезли прямо с больничной койки, на санях – сам он ходить уже не мог. Да и другие артисты чувствовали себя немногим лучше.
В Пятигорске радловцы оказались в марте, в апреле дали первый спектакль. 6 августа прошла пятигорская премьера «Гамлета», в которой Крюков вновь играл Лаэрта. А утром 9 августа в город вошли немцы.
Накануне большую часть труппы на попутных машинах успели вывезти в соседний Нальчик, но Сергей Радлов, его бывшая жена Анна Радлова (поэтесса, переводчик Шекспира), которая заведовала литчастью, Николай Крюков, прима театра Тамара Якобсон, еще несколько актеров эвакуироваться не успели, и оказались в оккупации.
Потом актеров обвинят в том, что они развлекали фашистов. Но это не так – гитлеровцы в театр не ходили.
«Немцы соединили остатки нашей труппы с театром оперетты, и под дулами автоматов заставляли нас выступать, - вспоминал Крюков. - Мы противились, придумывали разные причины, чтобы не выходить на сцену. Через какое-то время начали показывать спектакли сами, без чужих приказов, только потому, что выступали мы для таких же русскоговорящих пленников. Население ходило к нам в театр, и спектакли - мы это видели - много значили и для зрителей, и для нас. В атмосфере спектакля мы сильнее ощущали временность оккупации, не теряли веры в нашу победу».
Оккупация продлилась пять месяцев – 11 января 1943 года Пятигорск был освобожден. Но перед отступлением фашисты отправили театр Радлова сначала в Запорожье, а потом – в Берлин. Везли в товарном вагоне - под конвоем…
В Германии немцам было не до интернированных – Берлин уже вовсю горел под бомбежками союзников. Поэтому «Петроградский театр под руководством Радлова» (так он тогда назывался) вскоре оказался на юге Франции, где – чтобы выжить – актеры выступали перед французской публикой и в лагерях для русских военнопленных. Только после освобождения Франции им удалось встретиться с представителями советского командования, и зимой 1945 года вернуться на родину.
ТРИУМФ В 43 ГОДА
В СССР артистов ждала незавидная участь: Радлова, его бывшую супругу и ведущую актрису Тамару Якобсон арестовали. Их обвинили в измене родине, сотрудничестве с оккупантами и дали по 10 лет лагерей. Анна Радлова в 1949 году скончалась от инсульта в Переборском лагпункте под Рыбинском. Сергей Радлов в 1953 году был освобожден и в 1957-ом - реабилитирован. Тамара Якобсон отбывала срок в Норильлаге, где вместе с будущими народными артистами СССР Иннокентием Смоктуновским и Георгием Жженовым играла на сцене Норильского драмтеатра.
Николаю Крюкову каким-то чудом удалось избежать ареста и ГУЛАГа, но не «клейма предателя» - ему было запрещено жить в Москве и Ленинграде. В течение восьми лет он скитался по провинциальным театрам - работал в Тбилиси, Калинине, Ростове-на-Дону, пока в 1953-ем ему не разрешили вернуться в Ленинград.
Несколько лет Николай Николаевич служил в труппе Ленинградского драматического театра (ныне САДТ им. Комиссаржевской). Затем оказался в Рижском театре русской драмы, куда его позвал обосновавшийся в Риге Радлов. Там Крюков сыграл свои лучшие театральные роли: Гамлета в «Гамлете», Кента - в «Короле Лире», Тибальда - в «Ромео и Джульетте», Макдуфа - в «Макбете», Власа - в «Дачниках» и Скробогатова - во «Врагах» по Горькому.
Только после смерти Радлова в 1958 году Крюков окончательно вернулся в северную столицу и стал штатным актером Студии киноактера при «Ленфильме».
А дальше – новый крутой поворот.
…В том же 1958-ом молодые режиссеры Теодор Вульфович и Никита Курихин приступили к съемкам приключенческой драмы «Последний дюйм». Для обоих эта полнометражная художественная лента была дебютной – до этого они снимали научно-популярное кино. Но, прочитав только что переведенный на русский язык одноименный рассказ Джеймса Олдриджа, мгновенно загорелись. Тем более что их опыт документалистов в данном случае был на пользу.
История безработного летчика Бена Энсли, который из-за крайней нужды согласился на смертельно опасные подводные съемки акул на севере Африки, и тяжелораненый был спасен своим 11-летним сыном Дэви, понравилась и худсовету «Ленфильма».
Север Африки и «акул» решили снимать на Каспии, в Азербайджане. На «Дэви» утвердили 13-летнего школьника Славу Муратова.
А вот на роль Бена Энсли сначала пригласили Георгия Жженова. Пятью годами ранее тот вернулся из Норильлага и также как радловцы был реабилитирован. И в принципе по типажу Георгий Степанович вроде подходил… Но его пробы режиссерам и худсовету не понравились. И тогда решили попробовать Крюкова, у которого за плечами было лишь несколько сыгранных киноэпизодов. Как считается, его главными «козырями» стали «несоветская внешность и западный шарм»...
В результате получился настоящий шедевр - сегодня у «Последнего дюйма» заслуженный культовый статус. В далеком 1959-ом картину посмотрели 25 миллионов зрителей. На Всесоюзном кинофестивале в Минске она собрала кучу наград – за операторскую работу, режиссуру, музыку. Николай Крюков получил премию за главную мужскую роль. А самое удивительное, что когда «Последний дюйм» шандарахнул, никто не верил, что это советский фильм и в нем играют отечественные актеры.
Хорошо помню, как в 1960-1970-е мальчишки брали билеты в кинотеатры сразу на несколько сеансов подряд, а потом во дворе и пионерских лагерях - взахлеб - делились восторгами по поводу увиденного. «Песня Бена» («Тяжелым басом гремит фугас…») стала хитом тех лет. Интересно, что музыку написал Моисей Вайнберг – автор музыки таких популярных фильмов как «Укротительница тигров», «Летят журавли», «Афоня» и мультсериала о приключениях Винни-Пуха.
Кстати, в интернете можно найти немало воспоминаний известных людей, на которых лента произвела мощное впечатление. Причем многие признаются, что их детским кумиром был именно Бен Энсли в исполнении «мужественного, загадочного и непохожего ни на кого» Николая Крюкова.
«ОДИНОКИЙ ВОЛК С ВНУТРЕННЕЙ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬЮ»
Вот так фактически с первой большой роли он «проснулся» знаменитым. С этой работы началась его всесоюзная слава.
«Образ из «Последнего дюйма» потом отразился на всех ролях Крюкова, - совершенно справедливо писал киновед Александр Шпагин. - Этакий одинокий волк с внутренней интеллигентностью, внутренним трагизмом, со сложной судьбой. Он него исходило ощущение ума, глубины и человеческой значительности. Все его герои суховаты, потому что понимают, что эмоции могут привести только к чему-то худшему. Этому, безусловно, самого актера научила его судьба…»
С тех пор кинокарьера Николая Николаевича резко пошла вверх. Только в 1960 году актер снялся в пяти фильмах, в том числе ставшей лидером проката драме «Им было девятнадцать» и мелодраме «Обыкновенная история», где он сыграл одну из главных ролей.
А дальше какие названия… «Поднятая целина» (1961), «Акваланги на дне» (1965), «По тонкому льду» (1966), «Туманность Андромеды» (1967), «Один шанс из тысячи» (1968), «Баллада о Беринге и его друзьях» (1970), «Бронзовая птица» (1974), «Смерть под парусом (1976), «Долгая дорога в дюнах» (1981)… Все эти фильмы в советские годы были необычайно популярны.
Да и галерея созданных Крюковым образов впечатляет. Кого он только не играл! Всевозможных военных, летчиков, революционеров, подпольщиков, врачей, следователей, адвокатов... Ну и, конечно, «особенно любимых зрителями» шпионов, диверсантов, бандитов, уголовников, а также баронов, королей и «прочих иностранцев», которые у него получались настолько яркими, колоритными, что врезались в память моментально.
Особенно хороши в его исполнении, например, многоликий немецкий шпион Дункель («По тонкому льду»), главарь банды Аверьян Прохорович («Прохор») в «Петровке, 38» (1980), полковник Моран в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1980) и старый пират Том Морган в «Острове сокровищ» (1982).
Всего Николай Николаевич снялся в 106 фильмах, озвучил героев десятков иностранных лент. Удивительно, но даже в мрачные времена начала 1990-х, когда кинопроизводство стремительно «шло под откос», Крюков снялся в 9 (!) картинах. Последней стала военная драма Бориса Галкина «22 июня, ровно в 4 часа» (1992).
Кстати, в этом фильме Николай Николаевич снялся вместе со своей супругой – актрисой «Ленфильма» Лилией Ивановной Гуровой.
Они познакомились в конце 1950-х – на озвучивании. Крюков в тот момент был женат, у Лилии Гуровой был жених. К тому же Николай Николаевич был старше на 16 лет. Но разве перед «Беном Энсли» кто-нибудь мог устоять?! В 1960 году они сыграли скромную свадьбу и как в сказке прожили 33 счастливых года.
Несмотря на то, что к началу 1990-х здоровье Николая Николаевича периодически давало сбои, и сердце от такой полной стрессов жизни серьезно пошаливало, он работал почти до последнего дня. Но только в 1991 году – перед самым распадом СССР - страна, наконец, оценила его заслуги: актер был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР.
Николая Крюкова не стало 17 апреля 1993 года на 78 году жизни. Его похоронили на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. На его довольно скромном – без скульптур и барельефов - памятнике выбита надпись «Крюков Николай Николаевич. Истинно Народный».
И это справедливо.
ПОСТСКРИПТУМ
В эти июньские и июльские дни 2025 года я звонил в театр имени Ленсовета, САДТ имени Комиссаржевской и на «Ленфильм». Надеялся найти тех, кто работал с Крюковым и мог рассказать, каким он был актером и человеком. Но сегодня в театрах не осталось никого, кто бы его лично знал. Спасибо коллегам, - чудом сохранились несколько фотографий 1930-1950-х годов, которыми они поделились. Ведь так хотелось увидеть молодого Николая Крюкова в образе Лаэрта или Гамлета!
Из актеров кино я дозвонился только заслуженному артисту РСФСР Юрию Дедовичу, они вместе снимались в фильмах «Улица Ньютона, дом 1» (1963) и драме Ролана Быкова «Нос» (1977). 90-летний Юрий Игнатьевич припомнил только, что Крюков «был не очень общительным человеком, о себе ничего не рассказывал, но актером был от Бога».
Еще откликнулся замечательный режиссер Сергей Овчаров, который снимал Николая Николаевича в «Левше» (1986). Правда, он сказал, что роль в этой ленте у него была небольшая, общались мало.
«Но в памяти отложилось, что он был очень душевный и интеллигентный человек».
До последнего я надеялся дозвониться Лилии Гуровой. Верил, что 93-летняя вдова Николая Крюкова, в фильмографии которой почти восемь десятков картин, сейчас в полном здравии и что она расскажет о муже, «белых пятнах» его жизни и о многом другом, даст эксклюзивные фотографии. Почему нет – например, на днях 97-летняя Татьяна Пилецкая дала интервью Первому федеральному каналу.
Но пока телефон Лилии Ивановны молчит...
«НА ТАКИХ ЛЮДЯХ РОССИЯ ДЕРЖИТСЯ»
В заключение хочу процитировать несколько самых ярких мнений о Николае Крюкове, опубликованных на сайте кино-театр.ру:
АСК: «Одно из самых ярких, незабываемых воспоминаний детства. Посмотрели с одноклассником (2-й класс!) в кинотеатре «Заневский» фильм «По тонкому льду» Возвращаемся домой. А жили в одном подъезде (на разных этажах), ходили друг к другу в шахматы играть. Договариваемся, что он поужинает и спустится «на партейку». Захожу домой и остолбеневаю: за столом с отцом сидит... ЖИВОЙ «немецкий шпион Дункель»!.. Через полчаса является Юра. Я ему с порога: «Извини, партия отменяется, к нам Дункель пришёл!» И его невозмутимый ответ: «А что, он тоже в шахматы играет?» Светлая память...»
Эсте: «Прекрасный артист, чУдный! Хорош в любой роли - отрицательной ли, положительной… «Смерть под парусом» - мой любимый фильм. А Прохор из «Петровки-38» - это же шедевр! Светлой памяти Актёру...»
Александр (Тюмень): «Ни одной фальшивой роли не припомню. Обаяние («Смерть под парусом»), достоинство и настоящее актерство. С удовольствием смотрю фильмы с Вашим участием».
Липатова Ольга (Москва): «Вчера опять смотрела «Петровку,38». И каждый раз, когда на допросе Прохор начинает выть и говорит «ненавижу вас», просто оторопь берет. Нет слов, аплодисменты!»
Елка2011(Сочи): «Я не знаток кино. И сейчас, в очередной раз посмотрев «Последний дюйм», впервые заглянула в фильмографию. Господи, сколько памятных образов впервые слились в единый облик - красивый, мужественный... Какой замечательный актер, какие редкие внешние данные, какая сложная судьба. И как же жаль, что он уже ушел - не услышав, сколько восхищенных слов здесь высказано в его адрес...»
Вера Бабкина (Ростов на Дону): «Удивительный артист. Но почему он только заслуженный. Я бы ему только за фильм «Последний дюйм» памятник поставила».
франк мюллер (Ялта): «Человек драматично потрепанной войной судьбы. Актер, работавший, как говорят, «на всю катушку». Многие режиссеры видели в нем образец западной внешности и нередко привлекали на роли фашистов. Образцово изобразил чопорного негодяя полковника Морана в сериале про Шерлока Холмса - как нельзя лучше подойдя к этой роли. Но мне запомнился по роли Прохорова в «Трех сутках после бессмертия». Великолепно сыграл роль честного пожилого солдата, искренне преданного своему долгу. Без ненужной пафосности - настоящего беспартийного коммуниста. Такого, который вместе с ему подобными положили свои жизни на алтарь Отечественной войны. Думаю, это его лучшая роль!»
Ольга Горяева (Челябинск): «Огромное число фильмов и среди них огромное количество хорошо знакомых ролей. И ведь столько положительных героев! Но всё же в первую очередь мне вспоминаются его великолепные мерзавцы. Что стоит Дункель («По тонкому льду»)! И особенно Прохор в «Петровке, 38»! Ну какая мерзость! Какое мастерство быть убедительно обаятельным и гомерически омерзительным! Светлая память!»
otto(Архангельск): «Недавно пересмотрел «Последний дюйм»: впечатление еще сильнее, чем в первый раз, когда был в возрасте героя Славы Муратова. Потрясающий фильм. Какая удача, что главную роль отдали именно Николаю Николаевичу, другого актера представить не могу».
Марк Кириллов (СПб): «Николай Крюков умел быть РАЗНЫМ, что под силу далеко не каждому актёру, даже очень хорошему. Романтический герой - в «Последнем дюйме», «Туманности Андромеды», «Акванавтах». Чёрный злодей – «Прохор», полковник Моран. Обаятельный злодей - Дункель. Хороший человек - кубинец («Бронзовая птица»). Можно долго путешествовать по фильмографии Николая Крюкова. И про каждую его роль есть что сказать. Хорошего».
Mike (Москва): «Более 40 лет я знаю этого прекрасного актера - с того момента, когда мой отец сказал мне, чтобы я посмотрел «Последний дюйм». С тех пор Николай Крюков для меня НАРОДНЫЙ артист».
Надежда Николаевна (Санкт-Петербург): «Я выросла на Петроградской стороне, киностудия «Ленфильм» была почти рядом с моим домом, мне девчонкой довелось встречать этого великого артиста на Кировском проспекте! Считаю Николая Крюкова самым народным артистом. Жаль, что о творчестве такого замечательного актера на нашем ТВ нет ни одной передачи!»
ЛуИ (Тольятти): «Этот яркий и многоплановый актер с внешностью эдакого голливудского актера 50-х оставил неизгладимый след в нашем отечественном кинематографе. Конечно, «Последний дюйм» - одна из лучших его работ. Но от амплуа никуда не деться - отпетые негодяи и предатели у него замечательно получались. Но была и историческая роль - Великий шведский король Карл XII-й в «России молодой». Мы будем помнить вас всегда!»
Д. Гаврилов (Москва): «Удивительный актёр. Фильм «Последний дюйм» с его участием помню с детства. Это единственный фильм, вышибающий из меня слезу уже пятый десяток лет».
Артемьев (Калуга): «Какой однако Николай Николаевич был мастер перевоплощения. Никогда б не подумал, что всё это один актер - и участник Коминтерна из «Бронзовой птицы», и пособник Мориарти из «Ш. Холмса» и бандитский кулак Прохор из «Петровки,38». И даже Юлиштерна - этот так точно сыгранный старый пират-адмирал из «России молодой». Браво великому актеру!»
Андрей Максимус (Энгельс): «Последний Дюйм» - потрясающая притча. Переворачивает душу. Музыка такая, аж мурашки по коже. Нажимает на все кнопки сразу. Его надо показывать в школах, этот фильм - учитель мальчиков».
Сергей65 (Новосибирск): «Бен Энсли - в «Последнем дюйме». Только за одну эту роль я готов Николаю Николаевичу все кинонаграды мира отдать. Светлая память».
TURR: «Глыба, талантище, образы как из мрамора. Что-то далекое, монументальное от него веяло. Мог бы Цезаря, наверное, сыграть так, что весь мир ахнул бы. Пример выходцев из народа, не чета гламурной современной тусовки, передающей хлебные киношные места по наследству и по знакомству. Преклоняюсь перед талантом».
Rainmood (Кишинев): «Присоединяюсь к всеобщим восторгам по поводу актерского дарования Крюкова. Запоминается во всех фильмах. «Последний дюйм» - это его вершина. Недавно посмотрела «Туманность Андромеды». Талантище!»
Джонс(Санкт-Петербург): «Очень обидно, что сейчас мальчикам-попрыгунчикам дают «Народного артиста», а таким замечательным актерам только в конце их жизненного пути сподобились дать Заслуженного. Обидно! Всегда с удовольствием смотрю фильмы с его участием. Жалко, что мы не могли лично ему сказать эти признательные слова».
Сергей (Москва): «Прекрасный, крупный, русский советский актёр. Начинал трудовую жизнь не где-нибудь, а на заводе. И только потом, почувствовав призвание, стал артистом. Не болтун, как нынешние телевизионные бездельники. Николай Крюков прошёл суровую жизненную школу, это видно по всему. Про его положительных героев вполне можно сказать - на таких людях Россия держится!»
P.S. Напомню, что у автора канала вышла книга "Любимые актеры без грима и желтизны". Если кому-то интересно, вот ссылка: https://ridero.ru/books/lyubimye_aktery_bez_grima_i_zheltizny/freeText/#freeTextContainer