Найти в Дзене
ЕГЭ на 90+ , получается

Текст Визбора про песни, любимые народом, с пересдачи ЕГЭ по русскому языку 2025

Текст Ю.И.Визбора с пересдачи ЕГЭ по русскому языку (3 июля 2025). Проблемный вопрос: "Что делает песню любимой народом?".
Полный список текстов и проблемных вопросов с ЕГЭ 2025 по русскому языку будет опубликован в этом канале: https://t.me/egerusskiy100
(1) Мы говорим, что время делает песни. (2) Это верно. (3) Но и сами песни чуть-чуть делают время. (4) Входя в нашу жизнь, они не только создают ее культурный фон, но часто выступают как советчики, выдвигают свою аргументацию в тех или иных вопросах, а то и просто рассказывают. (5) Они становятся «делателями жизни», как и всякое иное высокое искусство. (6) В годы войны у нас была комната площадью в 12 метров, и жили мы в ней впятером. (7) Тетка моя, только что эвакуированная из блокадного Ленинграда, откуда она присылала письма - "бейте коричневых зверей!", вставала раньше всех и первая включала радио. (8) Ровно в шесть часов из черного бумажного репродуктора звучала песня - тяжелая побудка военных лет: (9) "Вставай, страна огромная

Текст Ю.И.Визбора с пересдачи ЕГЭ по русскому языку (3 июля 2025). Проблемный вопрос: "Что делает песню любимой народом?".

Полный список текстов и проблемных вопросов с ЕГЭ 2025 по русскому языку будет опубликован в этом канале: https://t.me/egerusskiy100

(1) Мы говорим, что время делает песни. (2) Это верно. (3) Но и сами песни чуть-чуть делают время. (4) Входя в нашу жизнь, они не только создают ее культурный фон, но часто выступают как советчики, выдвигают свою аргументацию в тех или иных вопросах, а то и просто рассказывают. (5) Они становятся «делателями жизни», как и всякое иное высокое искусство.

(6) В годы войны у нас была комната площадью в 12 метров, и жили мы в ней впятером. (7) Тетка моя, только что эвакуированная из блокадного Ленинграда, откуда она присылала письма - "бейте коричневых зверей!", вставала раньше всех и первая включала радио. (8) Ровно в шесть часов из черного бумажного репродуктора звучала песня - тяжелая побудка военных лет: (9) "Вставай, страна огромная! Вставай на смертный бой!" (10) И была она слышна и у соседей, и по всему Панкратьевскому переулку слышна была, и по всей Москве, и по всей стране 1942 года. (11) С тех пор я не знаю песни, которая оказывала бы на меня такое сильное действие.

(12) Как человек, который имеет свое отношение к песне, меня занимало, что в первом куплете "Священной войны" есть не очень, как мне кажется, точная рифма: огромная - темною. (13) Конечно, рассуждал я, такой мастер, как Лебедев-Кумач, не мог этого не заметить. (14) Стало быть, у него были свои основания оставить эту не совсем точную рифму ради какой-то более высокой цели. (15) Какой? (16) Наверное, я не ошибся. (17) Ради самого слова - ОГРОМНАЯ. (18) Как необычайно точно оно сказано! (19) Сколько нужно найти в себе поэтической силы, чтобы с такой меткостью, с такой фольклорной простотой сказать в грозный год слово, так необходимое стране, - будто зеркало перед ней поставить! (20) Сколько уверенности придавала эта строчка! (21) Сколько серьезности и драматизма в ней!

(22) Как дорога была для страны эта поэтическая находка, рождавшая несомненное чувство личной сопричастности с судьбой народа. (23) Строчка…(24) Всего одна строчка…всего одно слово…

(25) Так мысли превращаются в образы, так слова превращаются в символы, так молодой офицер, трясущийся в полуживой полуторке где-то между Дмитровом и Москвой, сочиняет то, что будет навек выбито в граните, - "И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова...". (26) Теперь мы стоим у "ежей" на Ленинградском шоссе и обнажаем головы перед подвигом защитников Москвы. (27) И благодарим поэта.

(28) Мне не кажется, что в один прекрасный день композитор, собравшись вместе с поэтом, решают написать "настоящую народную песню, которая не умрет в веках". (29) Такая ситуация представляется маловероятной. (30) Песня пишется как современное злободневное произведение. (31) Годы испытывают ее на талант, на прочность конструкции, на выживание. (32) Десятилетия жизни делают ее народной. (33) В конце концов, "Подмосковные вечера" были написаны лишь для спортивного документального фильма.

(34) Песня пишется сегодня, и если содержит она в себе "гены", обращенные в будущее, завтра она прорастет в новом своем качестве, не потеряв силы, но обретя мудрость.

(37)Есть песни-однолетки. 38) Они создаются, не претендуя ни на что большее, чем на самих себя. 39)У этих песен есть точный круг своих возможностей, круг задач, точный жанр. 40) Но песни эти пустые, бездушные. 41) Как солдаты, они служат свой срок и демобилизуются. 42)Их уже никто не поет, не вспоминает.

(37)Есть песни-однолетки. (38) Они создаются, не претендуя ни на что большее, чем на самих себя. (39) У этих песен есть точный круг своих возможностей, круг задач, точный жанр. (40) Но песни эти пустые, бездушные. (41) Как солдаты, они служат свой срок и демобилизуются. (42) Их уже никто не поет, не вспоминает.

(43) А тихие слова "Надежды" без громких восклицаний и разудалости несут в себе поэтический заряд, который можно отождествить с собой. (44) И житейский вздох - "Вот мы и оторваны от дома" - начинает верную, сердечную интонацию всей песни, сложенной одним человеком для другого. (45) И почему-то именно этот личностный, индивидуальный телеграф душ превращается в разговор для всех.

(46) Сердце на фальшь не откликается.

(По Ю.И.Визбору)

Юрий Иосифович Визбор (1934- 1984) – автор и исполнитель песен, киноактер, журналист, прозаик, киносценарист, документалист, драматург, поэт, художник.