Одни проходят под ними и загадывают желания. Другие боятся даже приближаться. В чём сила этих ворот?
Красные ворота тории храма Ицукусима стоят в воде, как будто паря над приливом. Каждый день сотни туристов проходят под ними, смеясь и делая селфи. Но несколько веков назад здесь шептали молитвы, боясь потревожить ками - божеств, для которых эти ворота и были построены.
Сегодня синтоистские священники спорят: можно ли считать тории просто красивым фоном? Или они всё ещё остаются границей между нашим миром и тем, что лежит за гранью понимания?
Красная нить между мирами
Солнце садится за горой Инари, и длинная тень от тории ложится на каменные ступени, ведущие вверх. Тысячи ворот, выстроенных в ряд, образуют туннель, где даже воздух кажется гуще. Здесь нет случайных звуков только шелест листьев и редкие шаги паломников. Проходя под каждой аркой, человек будто сбрасывает слой мирской суеты, приближаясь к чему-то большему.
Тории - не просто архитектура. Это ритуальный жест, застывший в дереве и камне. Самые древние из них, сохранившиеся в храме Исэ, не имеют яркой окраски, их оставляли естественными, как землю, из которой они выросли. Но к XVII веку всё изменилось.
Буддийские монахи принесли с собой вермильон (киноварь), цвет крови и солнца. Краска не только отпугивала злых духов, но и напоминала: боги ближе, чем кажется.
Птицы, которых никто не видел
Название «тории» переводится как «птичий насест». Но ни в одном древнем тексте нет прямого указания на связь ворот с птицами. Есть только намёки: в синтоистском мифе ворон Ятагарасу ведёт императора Дзимму через горы, а на старинных гравюрах тории иногда изображают с перьями на перекладинах. Возможно, это отголоски культа, где птицы были посредниками между людьми и ками. Или просто ошибка перевода, закрепившаяся на века.
Ворота без дверей
В Европе ворота запирают. В Японии оставляют открытыми, даже если они ведут в никуда. Тории не преграда, а приглашение. В храме Мэйдзи в Токио есть ворота, за которыми нет ничего только лес. Они существуют лишь для того, чтобы обозначить: здесь начинается территория богов. Проходя под ними, ты не замечаешь момента, когда пересекаешь невидимую черту. Но синтоистские священники уверены ками замечают.
Кровь и киноварь
В 1603 году сёгун Токугава приказал перекрасить все тории в красный. Политика? Религия? Или просто эстетика? Историки спорят. Но есть деталь: вермильон тогда делали из киновари, в которой содержалась ртуть. Токсичная краска отпугивала насекомых и грибок, продлевая жизнь дереву. Случайность или расчёт, но тории выстояли там, где другие постройки сгнили бы за сто лет.
Туннель из тысячи ворот
Фусими Инари это лабиринт. 10 000 тории, поставленных так близко, что их перекладины почти касаются друг друга. Каждые ворота дар от бизнесмена, политика или целой семьи. Цена начинается от 400 000 иен, но очередь растягивается на годы. Здесь нет случайных дарителей только те, кто верит, что богиня Инари, покровительница риса и торговли, заметит их жертву.
Но есть и обратная сторона. В 2019 году один из дарителей потребовал вернуть деньги, его тории «не принесли удачи». Священники отказали, напомнив: ворота не сделка с богами, а жест доверия.
Запретные острова
Окиносима место, куда до сих пор не ступала нога женщины. Даже фотографии его тории запрещены. По легенде, здесь молились за победу в битве при Хакусан, а потом принесли в жертву пленных.
Археологи нашли на острове тысячи ритуальных предметов, но ни одного женского. Почему? Ответа нет. Только красные ворота, молчаливо стоящие у кромки воды.
3 неочевидных факта о тории:
1. В храме Хэйан в Киото есть синие тории — редкий пример использования цвета, символизирующего воду и очищение.
2. Самые высокие тории (33 м) находятся в храме Кумамото — их строили 3 года, скрепляя детали без гвоздей.
3. Во время Второй мировой японские лётчики рисовали тории на фюзеляжах самолётов как оберег.