Найти в Дзене

ДИЗАРТРИЯ. ЗВУК [Ш]

  #вопросАзовой: Здравствуйте, Ольга Ивановна. Работаю с мальчиком, 6 лет. У него дизартрия. Поставили соноры, так легко пошли после логопедического массажа, но все измучились при постановке шипящих. С зондом прекрасно шипит, без зонда нет. Не держит как бы уклад. Прошу сделать чашку, выполняет её прекрасно, дует на кончик хорошо. Но когда прошу внести чашечку в рот и подать на кончик, он распластывает язык, кончик прилипае и не получается. С зондом все выполняет и по отдельности все держит хорошо. Подскажите пожалуйста, что делать? Переживания возникают по поводу ещё как долго сидеть на одном и том же? Спасибо большое за ответ.   Мой ответ:  Здравствуйте. Чашечка – это промежуточное упражнение. Цель – делать язык широким и научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов, а также укрепить мускулатуру языка.  Но ключевое слово здесь «промежуточное» - язык при произнесении [Ш] не чашечкой.    Вспомним положение языка при звуке [Ш]: Широкий передний край языка подним

 

#вопросАзовой: Здравствуйте, Ольга Ивановна. Работаю с мальчиком, 6 лет. У него дизартрия. Поставили соноры, так легко пошли после логопедического массажа, но все измучились при постановке шипящих. С зондом прекрасно шипит, без зонда нет. Не держит как бы уклад. Прошу сделать чашку, выполняет её прекрасно, дует на кончик хорошо. Но когда прошу внести чашечку в рот и подать на кончик, он распластывает язык, кончик прилипае и не получается. С зондом все выполняет и по отдельности все держит хорошо.

Подскажите пожалуйста, что делать?

Переживания возникают по поводу ещё как долго сидеть на одном и том же? Спасибо большое за ответ.

 

-2

Мой ответ: 

Здравствуйте. Чашечка – это промежуточное упражнение.

Цель – делать язык широким и научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов, а также укрепить мускулатуру языка. 

Но ключевое слово здесь «промежуточное» - язык при произнесении [Ш] не чашечкой. 

 

Вспомним положение языка при звуке [Ш]:

Широкий передний край языка поднимается к передней части твёрдого нёба, при этом кончик языка образует щель (!) с твёрдым нёбом. 

И ещё: боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.

Иными словами, требуются сложные и тонкие движения языка (!)

Если положение «чашка», которое прекрасно выполняется вне рта, перевести (калькировать) в рот, за зубы, то положение языка для артикуляции становится неправильным.

Я вообще не использую это упражнение никогда, нет чашечки в артикуляции, а мускулатуру языка развиваю и укрепляю другими упражнениями.

 

Если вы, в след за мной, последователи Марии Фёдоровны Фомичевой, то вам понадобятся упражнения из её книг на укрепления мышц языка, подъем, растягивание подъязычной уздечки и для воздушной струи.

 

Внимание! год назад я показывала (видео) все упражнения отдельно для открывания рта, губ, языка и т.д. Пока не получится одно, то не переходят к другому.

Вы, когда «чашку» на улице делали, то переводя в рот:

1. теряли положения других органов

2. не получалась щель, воздух шёл в твёрдое небо.

 

Получается, «чашка» – есть, а губы не могут выполнить «Окошко», по дороге язык провис, уздечка потянула весь язык и т.д.

Если вы отработаете упражнения для каждого органа, участвующего в артикуляции отдельно, то всё получится.

Почему? Потому что вы всё подготовили. Можно ставить звук.

А у вас, вероятнее всего условная чашка на улице, которую ещё вопрос как ребёнок выполняет.

Какие нужны упражнения:

✅ Для губ. Открывание- закрывание рта («Окошко» и т.п.)

✅ Для языка. Распластанный язык («Лопатка», «Накажи непослушный язык»)

✅ Для языка. Переключение тонуса и выдвигание вперед (1. - «Лопаточка-иголочка», 2. - вытягивание «иголочки» вперёд)

✅ Подъём языка, растягивание подъязычной уздечки («Грибок», «Гармошка»)

✅ Активизация кончика языка («Маляр).

✅ Укрепление кончика языка, подъём языка и активизация кончика языка («Приклей конфетку»)

+ дыхательные упражнения («Забей мяч в ворота», «Фокус»)

И ещё читайте именно Марию Фёдоровну, многие переписали упражнения, дав новые названия, но по дороге, кроме автора, потеряли многое. В книгах Фомичевой прописаны и цели, и описание, и методические указания. Если не знаешь цели упражнения, то просто делаешь какие-то движения.

Не торопитесь, всё отработайте, подготовьте и звук получится

Желаю успеха.

Ваша Азова Ольга Ивановна

#logomed_olga_azova_дизартрия

#дизартрия

#logomed_olga_azova_звкуш

#звукш