Найти в Дзене

Дебора Семпсон - кавалерист-девица Америки

Оглавление

Дебора Семпсон.
Дебора Семпсон.

Во все времена были женщины, которые всеми правдами и неправдами стремились доказать, что могут защищать свою родину не хуже мужчин. Одной из них была американская героиня Дебора Семпсон, вставшая плечом к плечу с солдатами во время борьбы Американских колоний за независимость от Англии.

В Вашингтоне есть мемориал, посвященный памяти женщин-военных, и на первом месте в нем стоит имя Деборы Семпсон.

Будущая героиня родилась 17 декабря 1760 года в Плимптоне (штат Массачусетс) в семье Джонатана Семпсона-младшего и Деборы Брэдфорд. Мать происходила из семьи самых первых переселенцев, которые прибыли на землю Америки на корабле «Мэйфлауэр». Прадед Деборы – Уильям Брэдфорд был вторым губернатором Плимутской колонии в течение 20 лет. Среди предков же отца были капитан Майлс Стендиш, Присцилла Элден и Исаак Сэмпсон, прибывшие в Новый Свет в 1629 году из Голландии.

Всего в семье было шестеро детей: три дочери и три сына, из которых Дебора была самая старшая. Был ещё брат Роберт, самый старший, но он умер еще в детстве.

От бабушки по матери, Бетшебы ля Брок Брэдфорд, француженки по происхождению, девочка узнала о подвиге Жанны д'Арк, а от отца часто слышала рассказы о его кузене Симеоне Семпсоне, который попал в плен к индейцам, но смог бежать от них в женском платье.

К сожалению, Джонатан Сэмпсон не имел особого желания заботиться о благополучии своего семейства, поэтому очень скоро они впали в беспросветную нищету. Семья ютилась в доме из грубо сколоченных сосновых бревен, построенном ещё дедом. Глава семьи надеялся получить приличное наследство и этим поправить свои дела. Но его надежды не оправдались, и ему пришлось отправиться на заработки, после чего он пропал без вести. Одни говорили, что Сэмпсон погиб в море у берегов Англии в 1766 году, другие – что он добрался до колонии Мэн и прожил там до 1811 года.

Оставшись без мужа, мать старалась, как могла, сама содержать шестерых детей, но это оказалось ей не под силу, и она отправила старших из них к родственникам.

Деборе было пять лет, когда она оказалась у кузины матери, незамужней старой девы Рат Футер, которая жила в четырех милях от Плимптона. Здесь у Деборы появилась своя комната, тетушка хорошо ее одевала, читала ей книги и учила несложной домашней работе. Но через три года это беззаботная жизнь неожиданно кончилась, потому что мисс Рат внезапно умерла.

Деборе очень хотелось вернуться домой, к матери и оставшимся младшим братьям, но та не могла их всех прокормить. Поэтому для девочки был найден новый дом. Это была 80-летняя вдова преподобного Питера Тэтчера, которая оказалась полной противоположностью ласковой тётушки Рат. Это была больная и вечно всем недовольная женщина, которая превратила восьмилетнюю девочку в служанку и заставляла ее выполнять непосильную для ее возраста работу. Но деваться было некуда, и Деборе пришлось прожить у нее два года, прежде чем мать нашла для нее новое место.

В двух милях жила семья Джереми и Сюзанны Томас. Мистер Томас был зажиточным фермером, и их дом окружали поля и пастбища. Девочка знала мистера Томаса – несколько раз, живя у тётушки Футер и миссис Тэтчер, она ездила с ним навестить мать и братьев. У Томасов было 10 сыновей, и миссис Сюзанне очень нужны были ещё одни женские руки для помощи по хозяйству, и Дебору отдали в их дом в прислуги, пока ей не исполнится 18 лет.

За кров и еду девочка должна была выполнять всю грязную работу: она пряла, ткала, шила, готовила еду. Наравне с сыновьями хозяина ей приходилось работать в поле: пахать, сеять, удобрять землю, собирать урожай. Она научилась доить коров, ухаживать за домашним скотом. Вместе с мальчишками она ходила на рыбалку и охоту, выучилась ездить верхом.

Но зато, благодаря тяжёлому физическом труду, Дебора выросла сильной и выносливой, а ее рост было намного выше среднего женского роста – 5 футов и 9 дюймов, в то время как обычный рост женщин составлял около 4 футов 7 дюймов.

Кроме всего прочего, в ее обязанности входило сопровождать мальчиков в школу. Она часто распрашивала их об уроках, а по вечерам с интересом читала их учебники. После этого ей даже разрешили присутствовать вместе с ними на занятиях, которые проводил местный священник, выпускник Гарварда. У мистера Томаса также была превосходная библиотека, и девушка познакомилась с произведениями Вольтера, Шекспира, Свифта и других известных писателей. Хозяин хоть и удивлялся необычному стремлению девушки к знаниям, все-таки считал, что на кухне от нее будет больше пользы.

В 1778 году Деборе исполнилось 18 лет, и срок ее службы у Томасов закончился. Мать решила, что девушку пора пристроить замуж, и уже нашла ей жениха, но Дебора категорически отказалась, заявив, что жених ей не нравится.

Она осталась ещё на два года у Томасов, но теперь за работу она получала жалование. Кроме этого, она стала подрабатывать в местной школе учительницей, а также пряла и ткала на заказ. 

За работой на ткацком станке она часто сидела в трактире Спроатса, где собирались местные жители и горячо обсуждали происходящие в стране события. В течение 10 лет службы в доме Томасов ей тоже приходилось слышать о том, что колонии собираются начать борьбу за независимость. Когда звонил большой колокол в конгрегационной церкви, девушка вместе со всей семьёй шла слушать последние новости, приходивших из Бостона, Филадельфии и Провиденса.

Слыша, как Англия притесняет свои же колонии, девушка испытывала самое искреннее возмущение, и одновременно чувствовала гордость за колонистов, готовых защищать и отстаивать свою свободу.

Тем временем, старшие сыновья Томасов вступили в континентальную армию. Деборе всем сердцем рвалась присоединиться к ним, но все, что ей оставалось, чтобы помочь патриотам, - это вместе с миссис Томас ткать холсты для пошивки формы, вязать носки и собирать деньги для нужд армии.

Тем временем, к 1781 году армия повстанцев стала испытывать острую нужду в добровольцах. Чтобы отстоять уже завоевание, требовалось около 40 тысяч солдат, но завербовать удалось только 8 тысяч. Вербовщики принимали всех желающих вступить в ряды повстанцев. Именно об этом и мечтала Дебора Сэмпсон.

Она решила переодеться мужчиной и вступить в ряды патриотов. Перед этим она слегка колебалась: «Для девушки ли этот путь?.. По-христиански ли я поступаю?..» Но горе семьи Томасов, потерявшей двоих сыновей в битве при Вирджинии, положило конец ее сомнениям.

На чердаке дома Леонардов девушка нашла одежду их сына, который был солдатом континентальной армии. Она переоделась и вышла на улицу, чтобы проверить, как на нее отреагируют окружающие. Сперва она зашла в трактире – там ее не узнали Тогда она решительно направилась к дому Израиля Вуда, местного офицера-вербовщика, и подписала контракт на военную службу под именем Тимоти Тайера и получила денежное пособие, положении всем новобранцам.

Но тут миссис Вуд, бывшая при этом, заметила, что новый парень держит перо точь-в-точь, как левша Дебора Сэмпсон, у которой был поврежден указательный палец на левой руке. Утром странный новобранец не явился на сборный пункт. Офицер разоблачил девушку и заставил ее вернуть деньги. По городу поползли нелестные слухи и насмешки в адрес Деборы, а церковь немедленно осудила поступок девушки.

Но это не остановило девушку. На деньги, что ей удалось скопить, она купила грубую материю и сшила себе мужскую одежду, которую спрятала в стоге сена. Чтобы не случилось никаких неожиданностей, она объявила соседям, что едет искать новую работу, и отправилась в Бостон, где находился следующий вербовочный пункт. В лесу она переоделась и обрезала свои светлые волосы. Добиралась она туда окольными путями, чтобы не встретить случайных знакомых.

Бостон ей понравился, но явиться на вербовочный пункт она так и не решалась, боясь разоблачения. Поэтому из Бостона она направилась ещё дальше – в Беллингхэм. Уставшая и голодная, она добрался до первого попавшегося трактира, заказала на оставшиеся деньги еду и устроилась спать прямо тут же, на лавке.

Наутро ее разбудил вербовщик, который предложил молодому парню вступить в ряды повстанческой армии. Это была судьба. 20 мая 1782 года Дебора Сэмпсон подписала контракт сразу на три года и стала солдатом Робертом Шертлифом, взяв имя своего старшего брата, умершего в 8-летнем возрасте.

Новобранец Шертлиф был зачислен в отряд капитана Натана Тайэра, который как раз набирал 50 человек в 4-й Массачусетский полк. Это заняло два месяца, и капитан поселил на это время молодого Роберта у себя, поскольку у того не было знакомых в Вустере. Сослуживцы в шутку прозвали молодого новобранца «Молли», намекая на то, что у него не растут усы. Как только отряд был укомплектован, новобранцы направились в Вест-Пойнт.

Последнее крупное сражение между англичанами и американцами произошло осенью 1781 года под Йокртауном. Британцы удерживали Нью-Йорк и продолжали вести против повстанцев партизанскую войну. Джордж Вашингтон опасался, что англичане смогут отбить у них форты вдоль Гудзона и захватить Вест-Пойнт, поэтом именно сюда спешило подкрепление, созданное из новобранцев.

Вновь прибывшим новичкам выдали бело-синюю форму, вооружили мушкетами и стали наскоро обучать стрелять. Тут Роберту весьма пригодился опыт, полученный во время работы у Томасов. Полковник заметил успехи юного новобранца и перевел его в особую группу так называемых «рейнджеров». Они выполняли специальные задания: следили за передвижением противника, совершали разведку, брали пленных.

В июне 1782 года отряд, в котором служил Роберт, совершал рейд на юг к Истчестеру. У Территауна произошла схватка с британцами, в которой Роберт был дважды ранен – в голову от сабли и в бедро от пули. Потерявшего сознание солдата тут же доставили в госпиталь союзников-французов в Кромпаунде. Врач в первую очередь занялся раной головы новобранца, поскольку она сильно кровоточила, и на бедро не обратил внимания.

Утром Роберт пришел в себя и понял, что если врач начнет осматривать ногу, его тайна тут же будет раскрыта. Поэтому девушка удрала из госпиталя, с помощью перочинного ножа сама достала пулю и зашила рану портняжное иглой, естественно, без наркоза. Без медицинской помощи рана заживала плохо, и из-за этого Дебора на всю жизнь осталась с покалеченной ногой.

Через четыре месяца Роберт уже снова был в строю и принимал участие в боевых действиях своего отряда. Повстанцы пытались отбить территорию, захваченную Венчестерским батальоном англичан, которыми командовал свирепый генерал Оливье де Ланси. 

Во время этого похода один из патриотов, рядовой Сноу, тяжело заболел. Роберт остался с ним, чтобы ухаживать за ним. Вместе они пытались добраться до расположения американской армии, но заблудились. Роберт дотащил потерявшего сознание Сноу до какого-то дома.

К несчастью, хозяин дома оказался лоялистом и запер измученных повстанцев в пристройке, практически, взяв в плен. Роберт и Сноу провели в сарае семь дней без пищи и воды, а результате чего Сноу скончался.

Роберту удалось выбраться из сарая и из последних сил дотащиться до американской баржи, стоявшей на реке. Здесь его напоили, накормили и помогли добраться до Вест-Пойнта, где располагалась американская армия. Шертлиф рассказал о ферме, где скрывались британцы, и через несколько дней она была захвачена патриотами.

1 апреля 1783 года генерал Паттерсон назначил Роберта Шертлифа своим личным адъютантом, что было большой честью.

19 апреля 1783 года был подписан прелиминарный мир между Англией, Францией и Испанией, который приблизил конец войны за независимость и заключение договора между Америкой и Великобританией. После этого Джордж Вашингтон издал приказ о роспуске армии.

В Филадельфии вспыхнуло восстание: солдаты требовали выплатить им жалование. Конгресс был вынужден перебраться в Принстон, не в состоянии справиться с бунтующими. Вашингтон поручил генералу Роберту Хоу подавить мятеж.

Шертлиф и ещё четверо солдат были направлены к генералу, но когда они добрались до Филадельфии, бунт уже был подавлен. Однако, в городе свирепствовала лихорадка, которую Роберт, к несчастью, подхватил. В бреду он был доставлен в госпиталь и пролежал несколько часов на носилках, так как его сочли умершим. К счастью, доктор Барнебас, дежуривший в этот день, решил всё-таки посмотреть солдата и обнаружил к него слабый пульс. Пытаясь проверить сердце, доктор расстегнул мундир юноши и обнаружил, что это…девушка.

Удивленный врач невольно проникся уважением к подвигу неизвестной героини и решил сохранить ее тайну. Приведя солдата в чувство, доктор отправил его к себе домой, поручив заботу о нем своей жене и дочерям. Он распорядился поместить больного в отдельную комнату, не объясняя семье, почему к этому солдату такое особое отношение. Через несколько дней Деборе стало лучше.

В сентябре 1783 года в Париже был подписан мирный договор. Роберт необходимо было явиться в Вест-Пойнт, где должны были расформировать их полк. На прощание доктор вручил девушке конверт для генерала Паттерсона. Дебора чувствовала, что именно скрывается в этом письме, и даже хотела выбросить конверт, но это значило бы предать доктора, который поступил с ней так благородно. Поэтому, несмотря на риск разоблачения, девушка решила честно выполнить его просьбу.

До Нью-Йорка девушке предстояло добираться на шлюпе. По пути судно попало в шторм, которым смыло за борт рюкзак девушки, где были ее вещи и дневник, который она вела. По иронии судьбы, единственное, что у нее осталось, это письмо доктора, которое она положила в карман мундира. Прибыв в Вест-Пойнт, Дебора вручила конверт генералу Паттерсону.

Дебора вручает письмо генералу Паттерсону.
Дебора вручает письмо генералу Паттерсону.

Тот был настолько ошеломлён новостью, содержавшейся в письме, что не мог в это поверить. Он поверил в это только после того, как Дебора переоделась в женское платье и назвала свое настоящее имя.

25 октября 1783 года генерал-майор Генри Урока отправил бесстрашную девушку в почетную отставку, снабдив деньгами на дорогу домой. 1 ноября Дебора прибыла в Бостон и отправилась в Стоугтон к дядюшке и тетушке Уотерс. Она сказала им, что не хотела бы возвращаться в Плимптон к матери, которая вряд ли будет ей рада. Дебора была права. Мать стыдилась своей дочери за то, что она ушла в армию в мужском платье, а заодно и за то, что за такое «нехристианское поведение» ее отлучили от церкви.

Замужество и снова бедность

Дебора поняла, что ей надо возвращаться к мирной жизни и устраивать свое личное счастье. Через 2 года она встретила Бенджамина Ганнета, сына фермера из города Шэрона, штат Массачусетс, который был старше ее на шесть лет, и 7 апреля 1785 года вышла за него замуж. Сначала они жили на ферме его отца, где у них родился сын Эрл. Через год супруги купили дом в Шароне, недалеко от свекра. Здесь родились дочери Мэри и Пейшнс. Кроме них Дебора и Бенджамин удочерили Сьюзен Шепард, которая осиротела всего пяти дней от роду.

Семья Ганнетов жила очень трудно, выращивая на своих нескольких акрах земли скудный урожай. Дебора подрабатывала учительницей в местной школе, но денег все равно не хватало. Тогда Дебора бралась за перо и писала друзьям с просьбой о помощи. Среди них был легендарный Поль Ривир, который стал богатым бостонским предпринимателем. Он выручал Дебору деньгами, но считал, что она, как ветеран войны, должна получать пенсию.

Битва за пенсию 

По его настоянию, в январе 1792 года миссис Ганнет обратилась в Верховный суд с просьбой выплатить ей задержанное военное жалование. К просьбе были приложены письма полковника Джексона и однополчанина Торпа, которые подтверждали героизм бесстрашной женщины во время войны.

Дебору пригласили приехать в Вашингтон, где как раз шла сессия Конгресса. За время ее пребывания в столице, сенат принял законопроект о выплате храброй женщине причитающегося ей жалования в сумме 34 фунта. В нем было сказано: «Дебора Сэмпсон проявила необычайный героизм, добросовестно выполняя все обязанности солдата, сохранив при этом целомудрие и добродетели своего пола».

Узнав о подвиге необычной женщины, в 1797 году издатель Герман Манн решил написать историю ее жизни. Он встретился с Деборой и много с ней беседовал, в результате чего в свет вышла книга «Женский взгляд: воспоминания юной американской леди». Однако, Дебора так и не узнала о выходе книги и, вопреки обещаниям Манна, не получила денег от ее продажи.

Памятник Деборе Семпсон у публичной библиотеки г.Шэрона.
Памятник Деборе Семпсон у публичной библиотеки г.Шэрона.

-4

Покорение Америки

Вместо этого, в 1802 году все тот же Герман Манн предложил Деборе выступить а нескольких штатах с серией лекций о ее военном прошлом. И в возрасте 42 лет Дебора отправилась покорять залы и аудитории Америки. Газеты писали о ней как о «американской героине» и первой женщине-лекторе. Она выходила на сцену в своей мужской военной форме, а в конце показывала 27 способов обращения с оружием.

Осенью 1882 года в Нью-Йорке она встретилась со старым знакомым – генералом Паттерсона, который когда-то никак не мог поверить, что стоявший перед ним молодой солдат – девушка. Месяц она провела у него в гостях, продолжая выступать с лекциями. 

Однако, денег, которые она заработала своими выступлениями, едва хватало, чтобы содержать ферму: в стране бушевала послевоенная инфляция, цены на продовольствие и одежду были взвинчены до предела.

В 1804 году миссис Ганнет навестил ее друг – Поль Ривир, который своими глазами увидел страшную нужду, в которой жила семья Деборы. После этого он написал Уильяму Эустису, представителю от штата Массачусетс в Конгрессе США: «…эта женщина многих талантов, добродетельная жена, нежная мать. Сейчас ее здоровье сильно подорвано. У нее несколько детей и муж, не очень удачливый в делах. Они имеют несколько акров земли, на которой работают. Они действительно очень бедны. Она сказала мне, что ее плохое здоровье является следствием ран и болезней, перенесенных во время службы. Я думаю, что ее случай требует гораздо больше внимания, чем сотни тех, к которым Конгресс был так щедр».

Совместными усилиями У.Эустису и генералу Паттерсону удалось добиться, чтобы миссис Ганнет включили в Пенсионный лист военных инвалидов штата Массачусетса. В 1805 году по распоряжению военного министра имя Деборы Сэмпсон-Ганнет было внесено в список военных инвалидов США, сделав ее первой среди американок, чьи военные заслуги были оценены государством.

С 1 января 1803 года ей была назначена ежемесячная пенсия в 4$. Но даже с этой суммой семья едва сводила концы с концами. Дебора стала настаивать на том, что ей должны были платить пенсию, начиная со дня ее выхода в отставку. Но пока ее бумаги ходили по инстанциям без ответа, старший сын Эрл успел вырасти и пойти по стопам матери - принял участие в военной компании 1812 года. Получив за это приличную сумму денег, он построил большой дом в Шароне, и последние годы жизни Дебора провела в нем, посвятив себя внукам.

Дом в Шэрона, где Дебора провела последние годы жизни.
Дом в Шэрона, где Дебора провела последние годы жизни.

В 1816 году Конгресс США назначил Деборе Сэмпсон компенсацию в сумме 76$ за последние двадцати лет. Набежавший суммы хватило, чтобы выплатить долги за дом и ферму. 19 апреля 1827 года Дебора Сэмпсон скончалась от жёлтой лихорадки в возрасте 67 лет. 

Ее пенсия перешла мужу, но он потребовал ее увеличить на основании того, что лечение жены в последние годы ее жизни требовало больших расходов. Через год после его смерти, в июле 1838 года Конгресс принял «Закон о помощи наследникам Деборы Ганнет, солдата революции», выплатив им более 460$.

Героиня войны за независимость США Дебора Сэмпсон похоронена на кладбище Рок-Ридж в г. Шароне. На надгробии выбит герб Деборы с надписью «Бесчестие хуже смерти».

Могила Деборы Семпсон.
Могила Деборы Семпсон.