Я всегда считала, что знаменитая "Купчиха за чаем" Бориса Кустодиева - это некий собирательный образ. Оказалось - нет. Это портрет живой красивой женщины, которая реально когда-то жила в Москве. Её звали Галина Владимировна Адеркас.
Наверное, мы бы никогда и не узнали об этой женщине и её непростой судьбе, если бы она не жила в одном доме с семьёй художника Кустодиева. Она была соседкой Кустодиевых по дому, с шестого этажа. В студию её привела жена художника, приметив колоритную девушку. Правда, на эскизах она выглядит не такой внушительной.
***
Удивительно, как тасует свои персонажи Её Величество История...
Вы удивитесь, но фамилия Адеркас уже в ней была. И так громко, со скандалом!
Фон Адеркас - известный древний остзейский дворянский род. Первым из этого рода в хронике за 1277 год упомянут некий рыцарь Иоганнес - вассал архиепископа Рижского в Ливонии. Представители рода служили Датской, Шведской, Польской, Прусской и Российской коронам. Одна из баронесс фон Адеркас была воспитательницей царевны Анны Леопольдовны, внучатой племянницы Петра I, и способствовала её любовной связи с саксонским посланником Морицем Линаром, за что баронессу по приказу императрицы Анны Ивановны удалили от двора.
В XIX веке наиболее заметными представителями рода были:
генерал Борис Адеркас - Псковский и Воронежский губернатор;
генерал Андрей Адеркас - участник войны с Наполеоном;
генерал Георгий Адеркас - командир Лейб-гвардии Гродненского гусарского полка;
генерал Владимир Адеркас - участник Среднеазиатских походов;
Оттокар Адеркас - тайный советник, издатель журнала "Русский слепец".
Модель Бориса Кустодиева Галина Владимировна Адеркас была из этого дворянского рода. Она уже не пользовалась титулом баронессы. Зато её лицо - пусть анонимно - знакомо множеству людей, видевших картину Бориса Кустодиева "Купчиха за чаем".
***
Кустодиев писал картину в 1918 году. Годы его счастливой юности давно позади, а с приходом к власти большевиков усадьбы купцов и торговцы за накрытыми столами могли жить только в памяти художника. Времена были голодные, холодные и ужасные. Так Б.М. Кустодиев писал режиссеру В. Лужскому:
"Мы живем здесь неважно, холодно и голодно, все просто говорят о еде и хлебе ... Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю. Вот и все наши новости".
***
Я пытаюсь понять, КАК в такое время художнику в голову пришла мысль написать подобное яркое, жизнеутверждающее полотно??? У меня не получается...
***
Свою "Купчиху" Борис Кустодиев, как и обычно, хотел писать с натуры. Ему нужна была реальная женщина. По-другому он работать не мог и не хотел.
Однако, это был 1918 год. А на его картинах всегда присутствовали пышные женщины - именно такой типаж он считал наиболее удачным и подходящим для сюжетов, которые он изображал. (При этом в жизни художник предпочитал другой типаж. Его супруга была женщиной стройной.)
Для "Купчихи за чаем" нужна была пышная модель, но никто не находился, что, в общем-то, было совсем не удивительно.
Тогда на помощь художнику пришла его жена.
- Я поговорю с нашей соседкой. Мне кажется, она идеально подойдет, - сказала она.
Спустя полчаса в доме Кустодиевых эта самая соседка появилась - она была согласна поработать в качестве натурщицы. Ею оказалась Галина Адеркас - студентка медицинского факультета. И работать начали сразу же. Художник делал наброски, они пробовали несколько поз, пока не остановились на той, которая и запечатлена на полотне.
И кстати, в реальной жизни Галина была не такой пышной, как купчиха на картине Кустодиева. Это можно заметить по зарисовке, сделанной во время первого сеанса:
Итак, проблема с моделью была быстро решена, а вот что было делать со всем остальным? Дело в том, что по замыслу художника на столе перед купчихой должно было быть много еды. А Кустодиев, как мы уже упомянули, писал только с натуры, соответственно, нужно было все лакомства купить.
Семья Кустодиевых в тот момент испытывала финансовые трудности, им пришлось потратить последние деньги, чтобы купить арбуз, кекс и фрукты.
Несмотря на то, что на момент работы над полотном Б.М. Кустодиев уже 15 лет страдал от болезни позвоночника и не вставал с коляски, завершил картину он всего за пару дней.
***
Весной 1919 года в Петрограде была устроена большая художественная выставка. Самой заметной на ней оказалась картина Бориса Кустодиева "Купчиха за чаем". В голодном городе, среди разрухи и хаоса революции перед зрителями предстало изумительной красоты полотно, воспевающее мирную и спокойную жизнь ушедшей России. Голубоглазая молодая красавица за столом, уставленным яствами, на фоне тихого провинциального города...
И, как всегда бывает, нашлись не только те, кому картина понравилась. Но и те, кто увидел в ней "отражение буржуазного строя".
Вот отзыв одного из современников:
"Восторг перед плотской красотой этой купчихи, её здоровьем, примитивной радостью бытия и злая ирония - вот комплект чувств, которые испытываю я при виде картины".
Некоторые критики упрекали художника в том, что он изображает не народный, а псевдонародный идеал красоты. Другие отмечали, что в его работе можно увидеть и другое - ироническую стилизацию, сардоническую усмешку и гротеск.
Как говорится - каждый увидел в картине только то, что хотел увидеть.
Потом "Купчиха за чаем" вообще стала достоянием страны, Государственный Русский музей купил её у художника.
***
А что же с моделью?
Галина Владимировна родилась в 1899 году в Никольске-Уссурийском. Её отец-чиновник, вероятно, оказался на Дальнем Востоке в связи со строительством Транссибирской железной дороги. Естественно, в документах, оформлявшихся в 1939 году, Галина не упоминает о своем дворянском происхождении. А в графе "основное занятие родителей после Октябрьской революции" записала: "Отец умер, мать жива".
Прежде, чем поселиться в одном доме со знаменитым художником, Галина училась во Владивостокской, а потом в Хабаровской женской гимназии, которую окончила в 1915 году. В революционном 1917 году отправилась через всю страну в столицу, поступила в Петроградский женский медицинский институт (в настоящее время Первый Санкт-Петербургский медицинский университет). Причём активно участвовала в охране общественного порядка. А ещё эта миловидная девушка некоторое время исполняла должность старшего милиционера Крестоостровской милиции.
Увлечение музыкой увело её в другую сферу. Ещё будучи студенткой, Галина начала выступать на концертах в составе музыкально-драматической труппы Свирского культстроя. На 4-м курсе она бросила медицинский институт, уехала в Москву и поступила в Сокольническую музыкальную школу на отделение вокального искусства. Дальше - труппа Московского театра камерной оперы, музыкальная редакция Всесоюзного радиокомитета, Всесоюзное гастрольно-концертное объединение.
Обладательница меццо-сопрано, в советские годы пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов, но большого успеха не добилась.
Но потом опять сделала новый выбор и, выйдя замуж, стала выступать в цирке (хотя исследователи с этим спорят). В отделе рукописей Пушкинского дома хранятся воспоминания Г. В. Адеркас, озаглавленные "Цирк - это мой мир". Именно там и можно прочитать её историю.
Замуж за Сергея Алексеевича Бугославского (Богуславского) - ученого, историка древнерусской литературы и музыкального деятеля, композитора и музыковеда Галина вышла в 1935 году. В начале 1920-х годов он преподавал в вузах Крыма, затем Москвы. Как композитор работал в вокально-инструментальных жанрах, в частности, сочинял песни на слова Сергея Есенина и издавал их отдельными брошюрами, а Пушкину посвятил симфонию с хором.
Ещё в 1928 году для изучения опыта музыкального радиовещания Сергей Бугославский в течение месяца был в заграничной командировке (Берлин, Милан и Турин). В 1930-1936 годах - музыкальный консультант "Межрабпомфильма". С 1936 года он был членом Московского горкома Союза советских композиторов и лектором Московской государственной филармонии.
***
То единственное фото, которое сохранилось, - фото из личного дела Галины Бугославской (Адеркас), которое было заведено в 1939 году. Но когда читаешь биографию её мужа, то всё вроде бы чистенько... Да и личное это дело, не дело из соответствующих органов. Известно, что 5 октября 1939 года Галина Владимировна Адеркас была зачислена певицей во Всесоюзное гастрольно-концертное объединение. В соответствии с Трудовым договором на артистку возлагалось "обязательство выступать в концертно-тематическом ансамбле…в качестве солиста, в двух отделениях, в ансамблях и т.д.". В обнаруженных двух газетных публикациях 1940 года сообщалось о гастрольных концертах ВГКО с участием Г.В. Адеркас: в марте в Новосибирске, а в апреле в Иркутске. В Вологду в январе 1940 года певица Адеркас и лектор Московской филармонии Бугославский не приезжали. Хотя их участие в Декаде советской музыки планировалось.
Самая последняя информация о Галине Адеркас содержится в имеющейся в её личном деле Выписке из приказа № 133 от 26 мая 1940 года.
"За тщательную подготовку полноценной художественной программы [к] исторической дате – 100-летия со дня рождения П.И. Чайковского – объявляю благодарность т. Адеркас Г.В. Управл[яющий] ВГКО Фалковский".
Это последний документ личного дела. Трудовой договор был заключен на год, до 25 октября 1940 года. Но никаких записей о его расторжении и тем более о продлении нет. Как нет записи и о выбытии артистки из штата. Что с ней стало? Документы личного дела не дают ответа на этот вопрос.
Самое интересное, что и по документам жилищного учёта с жилплощади мужа, куда её прописали в 1935 году после их свадьбы, она тоже не выбывала...
Остаются только подозрения: человек, исчезнувший без следа в 1940 году, вероятно, был репрессирован… Тем более, что её муж НИКОГДА о ней не вспоминал, но и не женился больше.
Центральный архив ФСБ сообщал, что
"Центральный архив ФСБ России и Управление ФСБ России по г. Москве и Московской области сведениями о применении репрессий в отношении Адеркас (Бугославской, Богуславской) Галины Владимировны не располагают".
Главный информационно-аналитический центр МВД писал:
"В результате проведённой поисковой работы по имеющимся архивным документам установлено, что Центральный архив МВД России архивных материалов в отношении Адеркас (Бугославской, Богуславской) Галины Владимировны, 1899 года рождения, на хранении не имеет и какими-либо сведениями в отношении указанного лица не располагает"
Судьба Галины Адеркас остаётся неизвестной. Она просто исчезла, и никаких документов после 1940 года, где бы она упоминалась, просто нет...
***
Но она продолжает нам улыбаться с картины Бориса Михайловича Кустодиева. И ни у кого не возникает даже мысли, что это совсем не купчиха, и что стол перед ней накрыт на последние деньги художника, а платок приспущен на локти рук лишь потому, что в комнате, где она позировала, было очень холодно, и она куталась в него, как только разрешал художник...
***
Кстати, если вы не знали, то сообщаю - именно эта картина воспроизведена на трёхрублевой серебряной монете 1998 года, посвященной 100-летию Русского музея.
***
А если сильно-сильно попросить "Шедеврум" воспроизвести "Купчиху" Кустодиева, то ИИ очень быстро сгенерирует что-то подобное.
Но кустодиевская купчиха всё же живая и более женственная. И более русская: чай из блюдечка пьёт, как в России принято...
И портрет Галины Владимировны Адеркас лучше любого изображения ИИ.
***
Использована статья Владимир Перепеченко "Галина Адеркас - Купчиха за чаем Судьба модели."
Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!