Войны сопровождают человечество всю его долгую историю, породив постоянную гонку вооружений между защищающимися и нападающими. Жители поселений и городов достаточно рано поняли, что можно попытаться защитить поселение не только путём прямого столкновения, но и с помощью капитальных рукотворных препятствий в виде рвов, валов и стен. Как минимум, это сильно усложняло нападающим работу, а иногда и вовсе заставляло отступить ни с чем.
Довольно продолжительное время нападающие были вынуждены пользоваться для их преодоления простыми подручными средствами вроде лестниц, неся значительные потери. Длительные осады оставляли много времени для размышлений на тему сохранения личного состава и успешности взятия укреплений. Где-то на рубеже 3 и 2 тысячелетий до н.э. лидеры технологического развития своего времени египтяне и ассирийцы практически одновременно пришли к решению этих проблем, причем одинаковым способом. Так родился, пожалуй, древнейший осадный механизм, известный нам как осадная башня или тура.
Древнейшие осадные башни
Первоначально она предназначалась только для доставки воинов на стены. Удержать лестницу у стены было трудно, ее часто просто отталкивали от стены защитники вместе со всеми, кто успел на неё подняться. Была предложена конструкция, напоминающая современные строительные леса. Её возводили на высоту стены и на вершине устанавливали трап. Этот агрегат был снабжен колёсами и его можно было подкатить на нужное расстояние. Такую махину уже было практически невозможно опрокинуть со стены, разве что разрушить, а для этого надо было затратить дополнительные и немаленькие усилия.
Сразу стоит ответить на логичный вопрос: а как вообще осадные башни можно было дотащить до осаждаемой крепости во времена, когда вместо дорог были одни направления? Никак! И позже, кстати, тоже. Осадные башни никогда не строились заранее, они никогда не передвигались с войском на марше, никогда не были постоянным вооружением. Только если не удавалось сходу взять укрепления и было ясно, что менее масштабными методами не обойтись, непосредственно на месте приступали к строительству этих монстров, которых после осады просто оставляли тут же, где закончилась война, или сжигали, как это сделали авары после осады Константинополя в 626 году. Вот как это описано в Пасхальной хронике:
"После того, как все это случилось, проклятый хаган возвратился в свой лагерь. Он отвел от стены осадные приспособления, которые там поставил, а также заграждение, которое выстроил, и принялся разбирать осадные башни, которые изготовил, а ночью сжег свой лагерь и башни, содрал шкуры с «черепах» и ушел."
Изобретение определённо было востребовано, его успешно заимствовали и стали активно совершенствовать, повышая прочность и устойчивость, а также атакующие и защитные качества. Появилось множество модификаций, отличающихся бронированностью, вооруженностью и подвижностью.
Башни обшивали деревом и обтягивали шкурами для защиты от снарядов осажденных. На них навешивали тараны и устанавливали платформы со стрелками. Колёсность варьировалась в зависимости от обстоятельств, иногда для перемещения башен использовались простые катки.
К Античности осадные башни были уже классикой длительных осад. Именно длительных, затяжных, многодневных и многомесячных.
Античные осадные башни
Античность несколько изменила положение туры в осадной тактике. Греки, славные мореплаватели, решили, что такие башни можно использовать не только на суше. Корабельные башни были более легкими, они всё также возводились "непосредственно перед употреблением", но их детали складировались на кораблях и были такой же неотъемлемой частью такого судна, как мачта или весла. Греки же превратили обычную туру практически в подвижную крепость, увеличив ее площадь в основании и на вершине, нарастив этажность и высоту, а также снабдив её не только стрелками, но и метательными машинами.
В историю особо вошла башня Элеполис - самая большая известная истории осадная башня. Она была построена мастером из Афин Эпимахом во время осады Родоса войском македонского военачальника Деметрия Полиоркета в 305-304 гг. до н.э. Плутарх писал о ней в "Сравнительных жизнеописаниях":
"Объявивши им войну, Деметрий подвел к стенам Родоса самую большую из «Погубительниц», с опорою в виде прямоугольника, каждая сторона которого в нижней части равнялась сорока восьми локтям, а в вышину машина была шестидесяти шести локтей, причем кверху грани начинали сходиться, так что вершина башни была уже основания. Изнутри она разделялась на ярусы со многими помещениями, и с лицевой, обращенной к неприятелю грани на каждом ярусе открывались бойницы, сквозь которые летели всевозможные метательные снаряды: башня была полна воинами любого рода и выучки. На ходу она не шаталась и не раскачивалась, а ровно и неколебимо стояла на своей опоре, подвигаясь вперед с оглушительным скрипом и грохотом, вселяя ужас в сердца зрителей, но взорам их неся невольную радость."
Однако не стоит думать, что тура являлась этакой вундервафлей, гарантировавшей успех. Против любого оружия придумывается защита, и эта машина не стала исключением. С появлением метательных орудий осадные башни становились удобной целью. Иногда их удавалось поджечь с помощью греческого огня. Если условия позволяли, то осажденные старались подтопить почву с внешней стороны стен или, напротив, забросать эту территорию бревнами, землей и камнями, сделав ее непроходимой для туры. В конце концов, на стенах просто собирали достаточно защитников, чтобы перебить десант. Так что осады продолжали оставаться делом сложным.
Осадные башни в средневековье
Древняя конструкция продолжала активно использоваться и в Средневековье. Несмотря на то, что были предложены новые оригинальные модели с применением подъёмных систем, классическая версия оставалась самой популярной в силу простоты в возведении и эксплуатации. Масса войн и обилие укреплений сделали осадные башни обыденностью войны вплоть до распространения артиллерии.
Сначала пушки пробовали устанавливать на осадные башни в качестве дополнительного вооружения. Так было, например, при взятии Казани в 1552 году. Вот что написано об этом в Лицевом Летописном своде:
"В том же месяце повелел царь дьяку своему Ивану Выродкову башню поставить у тур князя Михаила Воротынского, против Царевых ворот. И поставили башню шести саженей вверх, и поставили на нее много пушек, полуторные пищали и затинные; и многие стрельцы с пищалями встали и стреляли в город по улицам и стенам городским; и побили многих людей".
Закат осадных башен
Однако очень быстро пришло понимание, что забираться на стену вовсе не нужно, если есть возможность ее разрушить. Так начался закат эры осадных башен. Их продолжали использовать время от времени при недостатке или отсутствии артиллерии вплоть до XIX века. Так, корейская армия использовала туры в ходе подавления восстания Хон Кённэ, а Цинская армия - против тайпинов. Тем не менее, повсеместное распространение пушек и увеличение мощности их разрушительной силы сделали крепости пережитком прошлого, что окончательно лишило смысла осадные башни.
В современном мире армии уже не пользуются ими, но все же иногда возникают ситуации, которые вызывают к жизни древние технологии. Конечно никто больше не строит туры специально по такому случаю. Вместо этого используют в их качестве готовые инструменты, пусть даже и предназначенные для других целей. Например во время угона самолета А300 в Алжире в 1994 году, когда он сел в Марселе на дозаправку, для его штурма использовались авиационные трапы, которые выполняли функцию осадных башен. А в 2006 во время штурма "Молодежного дома" в Копенгагене полиция использовала строительные краны для подъема контейнеров, в которых находились штурмовики, к верхним этажам здания.
А на этом пока всё! Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и оставляйте комментарии, а так же не забывайте про колокольчик, что бы не пропустить наши новые материалы, это очень мотивирует нашу команду. Так же вы можете найти нас в Телеграмме и ВКонтакте, там мы публикуем мемы, и короткие материалы, которые не всегда подходят для Дзена. С недавнего времени вы можете поддержать нас разовым донатом. Спасибо, что читаете нас!
Автор: Татьяна Орлова
Редактура: Алексей Каширский