❗Продали квартиру без долгов и спокойно пошли дальше? ☝Как минимум ещё года три следите 👀 за начислениями по проданной квартире!
Так, например, Сибирская генерирующая компания (СГК) может втихую начислить долг на бывшего собственника и через три года после продажи, ничего не подозревающему человеку, может прилететь сюрприз в виде судебных разбирательств!
Рассказываю на своём примере. Я условно - абонент (на моём месте может оказаться любой). 🛡 ПРЕДУПРЕЖДЁН - ЗНАЧИТ ВООРУЖЁН!
Схема такая:
📍1) СГК делает перерасчёт (корректировку) по тепловой энергии за предыдущий год (п.42(1) Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 ).
Вот платили вы исправно весь год, всё до копеечки. А потом вам взяли и пересчитали сумму за прошедший год, прибавив тысяч 5-10 рублей. Да, имеют право 🤷♀️ если у вас способ оплаты за отопление с разбивкой на 12 мес.
📍2) Сумму этой корректировки СГК вешает на закрытый счёт абонента и происходит это уже после передачи квартиры новому собственнику.
Как правило, после продажи квартиры с закрытием всех счетов, абонент уже не отслеживает информацию о каких-либо начислениях по уже чужому имуществу (и не обязан этого делать).
📍3) Далее СГК принимает пассивную позицию, но при этом планомерно начисляет пени на данную сумму.
📍4) Когда подходит к окончанию 3-х летнего срока (исковая давность), СГК резко активизируется и подаёт заявление в суд о выдаче судебного приказа на принудительное взыскание данной суммы (долга).
Судебный приказ - это упрощённая процедура взыскания без заседания, когда у вас даже не спросят, есть ли возражения? Его можно потом отменить, но последствие, как правило, всё равно - судебный иск.
📍5) Из-за самого только факта, что взыскание было принудительным, абоненту автоматически присваивается статус «ненадлежащего исполнителя», на основании чего с абонента можно взыскать и судебные расходы, и накопившиеся почти за 3 года пени.
📍6) Абонент, когда неожиданно узнает о взыскании неизвестно откуда взявшегося долга, уверенный, что это недоразумение, начинает оспаривать его, отменяя судебный приказ, не подозревая о последствиях.
В моём случае, после переписки с СГК и поняв, что выяснить уже что-то всё равно не удастся, я решила больше не тратить время и нервы на оспаривание и оставила всё, как есть. То есть, после отмены приказа, взысканные по этому судебному приказу деньги остались у СГК.
Жила себе спокойно, никого не трогала. Про деньги смирилась.
И тут, спустя полгода...😳👇
📍7) Несмотря на то, что СГК уже получил от абонента требуемые деньги и абонент ничего не делает, чтобы их вернуть, СГК в любом случае подаст на абонента в суд по этому же долгу, обосновывая иск тем, что это «вынужденная мера" из-за ненадлежащего (принудительного) исполнения обязательств абонентом.
📍8) Суд удовлетворяет иск СГК, тем самым подтверждая, что абонент «ненадлежащий исполнитель», и на основании этого СГК приступает уже к взысканию пени.
А пени в моём случае - это почти 50% от основного долга!
____________
В этой схеме имеются, как минимум, два странных факта, требующих исследования:
1⃣ Простой потребитель не имеет возможность полноценно проверить обоснованность и законность перерасчёта (корректировки), на основании которого у него возник долг. То есть, получается СГК может «нарисовать» любую сумму и под видом перерасчёта, который предусмотрен Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011, взыскивать её с потребителей.
А суду достаточно предоставить просто табличку с цифрами и суд принимает это как неоспоримое доказательство наличия долга (как это было в моём случае).
Судя по отзывам в сети Интернет, таких случаев много и большинство предпочитают не тратить ресурсы на разбирательство с монополистом, просто заплатить, что требуют.
Многие уверены, что найти правду и оспорить что-то всё равно не получится.
Так, например, при выяснении обстоятельств, откуда взялся долг, в ответ на мой запрос, СГК просто поставил перед фактом, что сделал перерасчёт и получилась такая сумма (см. письмо ниже). Никакой информации больше не предоставил.
2⃣ На вопрос, почему СГК не уведомил меня о наличии этого перерасчёта, СГК заявил, что «информирование абонентов о наличии неоплаченных начислений не носит обязательного характера», что само по себе противоречит не только здравому смыслу, но и основным правовым нормам.
При этом СГК ссылается на то, что якобы информировал меня посредством авто-информирования и СМС и этого, по мнению СГК, вполне достаточно.
То есть, СГК в одностороннем порядке сняли с себя обязательство отправлять платёжный документ.
У СГК СВОИ правила и законы.
Отмечу, что согласно п.2 ст.155 ЖК РФ, а также с п.67 и п.69 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, СГК обязаны были прислать платёжный документ (см. письмо Минстроя России от 13.02.2024 N 3643-ОГ/00).
Этого сделано не было.
Более того, за непредоставление платежных документов исполнитель коммунальных услуг, т.е. СГК подлежит привлечению к административной ответственности по ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ (ссылка на разъяснение прокурора)
Также, в соответствие с ч.3 ст. 307 ГК РФ, при установлении обязательства, стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
КУДА уходят деньги бывших собственников после перерасчётов, если корректировка получилась в минус?
Согласно разъяснениям в письме Минстроя от 26.05.2025 N 30122-АФ/04, бывшему собственнику (в данном случае - мне) вообще не должны были ничего предъявлять! Корректировка распределяется между собственниками, действующими на момент проведения этой корректировки.
На деле получается по-другому. Но тут возникает вопрос:
Раз бывшие собственники, по версии СГК, должны платить в случае корректировки в плюс, то тогда они имеют полное право требовать с СГК возмещение, если корректировка произошла в минус.
НО БЫВШИМ СОБСТВЕННИКАМ НИКТО НИЧЕГО НЕ ВОЗВРАЩАЕТ! С них только взыскивают!
Тогда КУДА уходят деньги бывших собственников после перерасчётов, если корректировка получилась в минус?..
Есть версии?