Найти в Дзене

ДЕТИ ПОРУЛИЛИ

В Беларуси все чаще в ДТП попадают подростки, которые управляют транспортными средствами родителей

Витебская область присоединилась к республиканской профилактической акции ГАИ «Родительский контроль». Она будет проводиться до конца лета и направлена на повышение уровня ответственности родителей за безопасность детей и профилактику дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних.

Подростки в летнем лагере получают жизненно необходимые инструкции по соблюдению ПДД от сотрудницы Госавтоинспекции
Подростки в летнем лагере получают жизненно необходимые инструкции по соблюдению ПДД от сотрудницы Госавтоинспекции

ЛЕГКОВУШКЕ ПРИЛЕТЕЛО В БОК

Особое беспокойство вызывают у сотрудников ГАИ факты управления транспортными средствами детьми. В этом году в Витебской области уже зафиксировано пять ДТП, в которых пострадали несовершеннолетние водители. И в четырех случаях именно они являлись виновниками аварий.

В Ушачах средь бела дня на пересечении улиц Шедько и Авангардной 10-летний ребенок, управляя электросамокатом, выехал на главную дорогу и совершил столкновение с автомобилем Lada Granta под управлением 54-летнего водителя. Вместе с ним на электросамокате находился и его 9-летний друг. После аварии оба ребенка были доставлены в больницу. К счастью, их жизням ничего не угрожает. Но можно понять и водителя легковушки, который спокойно ехал по родному райцентру и даже предположить не мог, что в бок его машины врежутся мальчики на самокате.

Родители подарили своему сыну, не достигшему 16-летнего возраста, мощный электросамокат – на этот раз все обошлось без жертв
Родители подарили своему сыну, не достигшему 16-летнего возраста, мощный электросамокат – на этот раз все обошлось без жертв

К слову, детям до 14 лет запрещено передвигаться на средствах персональной мобильности по дорогам общего пользования. Кстати, после выяснилось, что этот самокат по своей мощности относится к категории «АМ», а для ее получения надо достичь 16-летнего возраста, пройти медицинскую комиссию, обучение, сдать практический и теоретический экзамены. Более того, даже имея категорию и нужный возраст, ребенок не имел права везти на нем пассажира – это не предусмотрено заводом-изготовителем. В общем, мальчик собрал весь букет нарушений.

Но только ли он виноват в случившемся? Все эти нюансы должны были знать родители, прежде чем покупать такую «игрушку». А они, как выяснилось, не имели понятия об установленных требованиях. В магазинах о таком почему-то тоже не предупреждают. Там просто продают товар. Родители радовались, когда сын быстро научился пользоваться самокатиком. Ездил он на нем без их присмотра. В школе тоже знали, что ребенок рассекает на таком ТС, но даже не предупредили его и родителей, что этого делать нельзя. В общем, все из серии, чем бы дитя не тешилось.

«По состоянию на 24 июня, на Витебщине произошло 25 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в которых два ребенка погибли и 24 получили травмы различной степени тяжести, – говорит начальник отделения агитации и пропаганды УГАИ УВД Витебского облисполкома Надежда Касперович. – Как-то можно понять ситуацию, когда дети оказываются пострадавшими, находясь в транспортном средстве взрослых в качестве пассажиров. Или, когда попадают в ДТП, будучи пешеходами. Больно, страшно, но часто к трагедии приводит стечение обстоятельств, на которые заранее невозможно никак повлиять. Другое дело, когда ребенок получает травмы в ДТП в качестве водителя… В этом вина исключительно взрослых. Без их содействия или молчаливого согласия подросток не смог бы оказаться за рулем. В летний период мы проводим различные акции в рамках крупных культурных, спортивных и массовых мероприятий для того, чтобы повысить ответственность родителей за безопасность детей и, конечно же, научить несовершеннолетних правилам безопасного поведения на дорогах. В ходе их обращаем внимание и на то, чтобы взрослые с большим пониманием относились к увлечению детей техникой, знали, какой техникой и с какого возраста им разрешено управлять, а для управления которой необходимо получать соответствующую водительскую категорию. С ребятами на эту тему проводим ежедневные мероприятия в оздоровительных и в пришкольных лагерях».

Описанный выше случай – не какой-то исключительный. Не разъехались на перекрестке неравнозначных дорог в деревне Старые Волосовичи Лепельского района водитель мотоцикла «Урал» и школьник на мопеде Hors Alfa. Последний не предоставил преимущество в движении мотоциклисту, после столкновения получил телесные повреждения и был госпитализирован.

Школьник на мопеде Hors Alfa не дал шансов мотоциклисту на «Урале» разъехаться на ночной дороге
Школьник на мопеде Hors Alfa не дал шансов мотоциклисту на «Урале» разъехаться на ночной дороге

В городе Дисна в районе дома № 40 по улице Кузьмина 17-летний водитель на мотоцикле «Минск» при встречном разъезде с мотоциклом Jawa совершил касательное столкновение, в результате чего потерял равновесие и упал на проезжую часть дороги. Парня тоже с травмами отвезли в больницу.

Подобных этим случаев с каждым годом все больше. И говорят они не о том, что подростки невнимательны на дороге. Таких водителей на дорогах общего пользования вообще быть не должно.

НЕ ОПОЗОРИТЬ РОДИТЕЛЕЙ

Многие родители радуются, когда их дети интересуются техникой, проводят время с папами в гаражах, изучают ПДД. Иногда взрослые даже сажают на коленки ребенка и дают ему порулить. В этом нет ничего предосудительного, если автомобиль припаркован. Но вот недавно в социальных сетях Витебска распространилось видео, на котором мама, додумавшись посадить ребенка на колени, передвигалась на автомобиле в плотном транспортном потоке. Сын женщины крепко держался руками за руль…

В небольших райцентрах, поселках и деревнях на такое поведение родителей давно никто внимание не обращает. Когда разговариваешь с водителями-профессионалами, некоторые отмечают, что впервые их за руль посадил отец еще в школьном возрасте – брал с собой в рейс и давал порулить. Они не видят в этом ничего плохого. Мол, все было под контролем.

Как рассказала Надежда Касперович, сотрудники ГАИ периодически в сельской местности задерживают «учителей» из числа добрых пап, которые разрешают ребенку порулить. Наказание – передача права управления лицу, не имеющему водительского удостоверения. В свое оправдание такие папы говорят: мол, сын должен понимать, как управляется автомобиль, чтобы потом не позорить родителей в автошколе. По закону учить вождению автомобиля без специального разрешения нельзя не только несовершеннолетних, но и взрослых. Для этого есть автошколы, подготовленная соответствующим образом техника и обученные инструкторы. Фиксировались даже случаи, когда подростки на родительских автомобилях приезжали в соседние деревни в магазин типа за хлебом или по каким-то другим делам. Вряд ли они во всех случаях брали семейную машину без спроса.

У ДЯДИ ВАНИ

А самое распространенное явление в сельских населенных пунктах – школьники на мотоциклах. Родители зачастую в этом тоже не видят никакой угрозы и признаются, что сами сели за руль двухколесного коня, когда учились в 8-м классе. Увидеть в деревне малолетних байкеров также естественно, как вишни в саду у дяди Вани. А когда этих несовершеннолетних останавливают сотрудники ГАИ, дядя Ваня отвечает, что дети взяли мотоцикл без разрешения, когда он мылся в бане. И это вполне себе реальная история, случившаяся в Россонском районе.

Ирония заканчивается, когда имеют место аварии с серьезными последствиями. Только с начала июня в Беларуси произошло два ДТП с трагическим финалом, участниками которых были несовершеннолетние водители. В Добрушском районе 16-летний водитель за рулем автомобиля отца не справился с управлением – машина легла на крышу. В результате одна пассажирка этого авто погибла, а вторая 19-летняя девушка получила травмы.

В Слуцком районе подросток без водительского удостоверения, двигаясь на отцовском автомобиле Opel Kadett, врезался в разделительное металлическое ограждение и погиб. Кстати, эта история случилась почти в три часа ночи.

Сотрудники Госавтоинспекции подчеркивают: несовершеннолетние, которых в принципе за рулем не должно быть, нередко демонстрируют рискованное поведение просто для того, чтобы показать свою удаль перед товарищами – превышают скоростной режим, резко тормозят, совершают другие необдуманные маневры. Отсутствие опыта и недооценка опасности часто становятся главными составляющими аварий, совершенных подростками.

Геннадий ЗАКРЖЕВСКИЙ, «ТБ»