4 июля прошлого года я от скуки решил набросать список писателей, которые олицетворяют американскую литературу. Сам я был к ней не равнодушен, однако хотелось бы всё структурировать и упомянуть действительно достойных (хоть и популярных) писателей.
С того момента прошёл целый год, и эта статья — юбилейная. На протяжении последних 12 месяцев я писал различные статьи, посвящённые литературе. Были хорошие, были проходные (как в случае с сериалом «Пингвин» и фильмом «Вавилон»), однако в основном эта была моя маленькая отдушина.
Что ж, в этой статье я хочу подвести итог своей деятельности, но сделать это грамотно, а именно ответить на следующие вопросы:
- Что поменялось, когда я начал писать статьи?
- Какие работы я считаю лучшими?
- Как поменялось моё отношение к литературе в целом?
- Повлияли ли публицистические статьи на художественный стиль письма?
- Как написание статей может помочь лично вам?
- На какие темы я бы хотел написать статьи в следующие 12 месяцев?
Сразу скажу: здесь вряд ли будет какая-то польза. Я передам исключительно свой опыт, так что каких-то фактов или глубокого анализа не будет. Предлагаю начать.
Что поменялось, когда я начал писать статьи?
Во-первых, изменилось моё личное отношение к письму. До этого я публиковал некоторые обзоры книг в своём телеграмм-канале («Экстази» Ирвина Уэлша и «Анна Каренина» Льва Толстого); они были субъективными, и в основном выражали мнение. Всё изменилось, когда я прочитал одну из крупных и важных для меня книг: «Американская трагедия» Теодора Драйзера. Я уже понял, что не получится писать просто так, выражая своё мнение. На протяжении месяца чтения я выписывал заметки, наблюдения и размышления, а после объединил их в огромный блок и пошагово раскрыл каждый аспект, который был интересен мне.
На удивление, это был кардинально другой подход. Подробный анализ и изучение доп. информации требовали от меня усидчивости, объективности, конкретизации моих претензий (мне не понравилось по причина А. Б. В.). А потом мне захотелось также проанализировать другие аспекты литературы (её взаимодействие с психологией, журналистский стиль) и произведения других авторов (Кафка, Камю, Уайльд).
Благодаря новому хобби я стал более ответственным в плане творчества. Если раньше я мог ждать год не написав ни строчки, то теперь я стараюсь выпускать статью раз в неделю, и чтоб она была интересной, насыщенной, информативной и полезной для читателя. Улучшилась моя орфография, мой публицистический стиль письма, а также я увеличил своё портфолио для потенциальной вакансии копирайтера/сценариста.
Еженедельное написание статей требовало от меня новых знаний в области литературы. Направления, теории, жанры, арки героев, символы, отсылки и референсы, история и даже мода — всё это не только является частью большой науки, которая изучает человеческие тексты, но и тесно переплетается с другими сферами жизни, по типу политики, культуры и даже ежедневного скроллинга в интернете.
Помимо всего прочего я стал более ясно, законченно и осмысленно структурировать мысли. А ещё благодаря регулярному подходу и работой с текстом, я выработал себе новую привычку, которая мне уже кажется настолько постоянной, родной и бытовой, что я не могу себе представить, чтобы я окончательно перестал писать подобные статьи.
Ну и вишенка на торте: пропал страх чистого листа!
Изменения были исключительно положительными, и я рад, что у меня выработалась такая привычка.
Какие работы я считаю лучшими?
Здесь я проанализировал историю журналистики, самых влиятельных авторов, информационный стиль письма и современных журналистов.
🇺🇸 «Американская трагедия»: ИДОЛ И СЛЕПОК США
Моя первая серьезная аналитическая работа. Контекст Америки начала 20 века, биография автора и подробнейший анализ произведения.
🧠 Взаимоотношения психологии и литературы
Рассказываю, откуда в книгах появилась тенденция так глубоко описывать чувства человека, развитие литературы в XIX веке и влияние работ Фрейда и Юнга.
🖼️«Портрет Дориана Грея: Этика VS Эстетика
Как сформировался и эволюционировал книжный модерн, кто такой Оскар Уайльд и почему роман считается культовым произведением искусства?
🌊«Мартин Иден» Джека Лондона: Глубже, чем кажется
Почему попсовая книга про моряка-писателя не просто история успеха, а исследование идей, психологии и целого философского течения? Самый масштабный и подробный анализ книги.
🍷«Москва — Петушки» Ерофеева. Как понять постмодернизм?
Исследование поэмы Венедикта Ерофеева через призму истории, теории о постмодернизме, биографии писателя и исследовании всех символов, смыслов и композиции произведения.
Как поменялось моё отношение к литературе в целом?
Благодаря статьям у меня появилось больше ответственности за то, что и для кого я пишу. Я больше не мог просто выплюнуть своё мнение и назвать это «критикой», даже если мнение было конструктивным. Нужно было быть более подкованным в плане литературы, терминов и особенно проверки фактов.
Я впервые ознакомился с учебниками литературоведения (Елина, Сухих, Фролова), а также стал конспектировать подкасты, курсы и видео на ютуб. Каждый день, так или иначе, я изучал литературу, её подводные камни и способы понимания книг.
Это не только дало мне новые инструменты для анализа произведений других авторов, но и подарило арсенал для написания собственных. К примеру, когда я приступал к рассказу «Вполне обыкновенная утренняя пробежка» или «Бог — это собака под небом», в моём бессознательном уже был багаж знаний о настоящей Литературе с большой буквы и какой она должна быть: отражающей проблемы действительности, цепляющей, правдопободной, настоящей, качественной и честной.
Написание статей для меня — понимание серьёзности дела, с которым я решил связать свою жизнь. Я принимаю ответственность того, что для статуса «писателя» мало просто выплеснуть свои субъективные переживания и рассказать о том, как гения никто не понимает (как это сделал Кнут Гамсун в своём отвратительном «Голоде»). Настоящий писатель должен понимать и принимать всю ответственность, с которой он садится за написание своих историй, эссе или статей. Нужно уважать читателя; наполнять свои работы символами; различать стили и правила письма между художественным и публицистическим; регулярно совершенствоваться и редактировать свои работы; вырезать лишние детали, насколько бы хорошими они не были. «Литература беспощадна к любой халтуре» — фраза из книги, которую я сделал своим девизом.
Отношение к литературе поменялось: теперь я воспринимаю её не просто как сборник различных историй, напечатанный на бумаге, но как мировую библиотеку с бесконечным количеством знаний, требующих тщательной фильтрации, усилий, труда и осмысления. С каждой написанной статьёй я всё глубже погружаюсь в мир литературы и понимаю, насколько усердно я обязан работать над своими книгами. Не ради величия или славы, но потому что я ответственен за то, чем занимаюсь пять лет.
Повлияли ли публицистические статьи на художественный стиль письма?
Да. Статьи требуют простоты, ясности, объективности и понятности. Я не говорю, что теперь я пишу максимально сухо и по делу; я говорю, что мои описания и портреты персонажей стали более конкретными.
Благодаря ясности мысли я бессознательно ставлю себе правило: одна развитая мысль — один абзац; нельзя уходить в глубокие размышления на несколько страниц, ибо это не эссе, а художественное письмо; линия повествования должна быть чёткой, понятной и ясной итд.
К тому же, анализ других произведений по критериям литературоведов дали мне понять, чему стоит уделить внимание в моих рассказах и будущих романах. Пример: я осознаю важность времени и пространства в моих книгах, что они способны как минимум давать атмосферу произведению и влиять на динамику повествования. Как максимум, хронотоп раскрывает идею, тему, проблематику, моральные уроки и особенно на то, будет ли моё произведение дочитывать потенциальный читатель. Статьи дали мне понять, что я не хочу заниматься графоманией (по крайней мере без смысла и цели). Нет, я хочу и буду лишний раз задаваться вопросами о том, как это произведение написано, почему автор выбрал именно такие слова, как он смог изменить отношение читателей к данному персонажу и прочие вопросы, которые требуют долгих споров и размышлений.
И ещё один момент: постоянная аналитическая работа с публицистическим текстом сделало мою прозу более приземлённой. Больше не хочется писать про чувства, которые захлёбывают человеческую душу и растворяют человеческую личность в пустоте как сахар в чае. Нет, мне хочется писать более просто, доступно и понятно, причём делать это органично. Расписываться эпитетами про чувства, моменты времени и яркие моменты — это хорошо, но в противном случае читатель будет воспринимать не только персонажей, но и сам стиль письма как вечно ноющий и необоснованно эмоциональный. Всё хорошо в меру (и этой меры не знает Кнут Гамсун в своём романе «Голод»).
Написание почти больше тридцати статей на разные темы в жанре публицистики дало мне ясность и последовательность мыслей; умение правильно сделать акцент; бессознательному анализу и сравнению своих книг с книгами классиков, откуда я и черпаю вдохновение; ответственному подходу к редактуре собственных произведений; привычке чтения вслух. Да, изменения тоже были сугубо положительными.
Как написание статей может помочь лично вам?
1. Появится структура мысли и улучшится речь.
2. Чаще станешь рефлексировать на тему того, о чём говоришь.
3. Прокачаются навыки в поиске, обработке и передаче информации.
4. Сильно улучшится аргументация во время споров.
5. Углубляется исследование тем, которые интересны лично тебе.
6. Особый вид терапии, который помогает выговориться, осознать и принять свои чувства, мысли и эмоции.
7. Выработка дисциплины.
8. Как у творца, со временем пропадает страх белого листа и начинать что-то новое.
9. Появляется возможность отследить свои мысли и сравнить их с тем, что ты писал полгода назад. Сможешь посмотреть, как ты изменился.
10. Помогает улучшить навыки написания, орфографии и пунктуации.
11. Создаётся портфолио для работы копирайтера/контент-мейкера (если оно тебе надо).
На какие темы я бы хотел написать статьи в следующие 12 месяцев?
- Литература. Я как и раньше планирую рассказывать о книгах, направлениях, авторах и произведениях, которые мне интересны. В будущем хочу проанализировать «Одиссею» Гомера, работы Вирджинии Вульф, может быть поговорим про Толкина. К тому же я планирую писать небольшие аналитические статьи, посвящённые рассказам Чехова, Хемингуэя и Акутагавы. Иными словами, основная цель статей (говорить через книги о чём угодно) будет выполнена.
- Кино/сериалы. Моя насмотренность сильно упала, особенно в последнее время. Планирую анализ «Сопрано», «Игры Престолов» и «Лучше звоните Солу». Последний особенно примечателен, так как в нём есть немало интересных тем, которые я хочу проанализировать.
- Своё творчество. Я думаю, что в скором времени смогу больше и чаще выпускать маленькие рассказы и этюды. До 15 ноября 2025-го года (с этого дня я впервые за полтора года начинаю работу над крупным романом «Бычок») я хочу не только поупражняться в прозе, но и выразить некоторые эмоции через истории и порефлексировать.
- Проект «Икс». На ближайший год у меня есть крупный план: выпустить масштабное исследование в той области литературы, которой многие пренебрегают и даже считают «недостойной». Хочу провести исследования, сравнить стиль, биографии писателей этой категории, пользу самих произведений и доказать читателю, что подобного рода литература не только имеет право на существование, но также может дать что-то большее, чем кажется на первый взгляд. О каком проекте именно идёт речь — я сообщу чуть позже.
- Личный дневник. Да, я также буду записывать свои личные эмоции, переживания и говорить о наболевшем. Текст и подобное ведение заметок это отличная возможность заглянуть внутрь себя, понять свои потребности, заметить и «законспектировать» паттерны поведения и, проанализировав всё вышеупомянутое, прийти к какому-то выводу. Иными словами, я просто чувствую себя лучше, когда пишу мысли на цифровую бумагу.
Я искренне рад тому, что стал писать статьи. Это дало мне повод для роста, эволюции и улучшению навыков, аналитики и структуре мыслей. К тому же, статьи для меня стали отдушиной: мне не стоит волноваться, что кто-то может посчитать мои размышления или бесконечные монологи на 20 минут скучными, и я могу просто всё это написать и опубликовать, а кто захочет — тот прочитает.
Спасибо больше тем, кто был со мной на протяжении всего этого года. Даже если вы бегло ознакомились с моим творчеством, вы всё равно сделали его живым и активным. Если вы узнали что-то новое, захотели прочитать или посмотреть что-нибудь, если я вас заинтересовал своими бесконечными размышлениями — значит я всё это делаю не зря.
Большое спасибо за внимание! Дальше — больше :)