В Горячем Ключе уже более полувека работает Горячеключевской технологический техникум – одно из старейших профессиональных учебных заведений Краснодарского края, готовящее специалистов по разным направлениям.
К стабильности через трудности
В 1979 году – как филиал Краснодарского строительного училища № 3 – было образовано училище № 82. Оно прошло не самый легкий путь для того, чтобы стать тем учебным заведением, которым является сейчас.
В то время Горячий Ключ был еще не городом, а небольшим поселком городского типа, полным амбиций, но совершенно лишенным необходимой инфраструктуры для развития образовательной системы. Ларисе Дмитриевне Шашловой, первому директору учебного заведения, предстояло решить нелегкую задачу – создать с нуля профессиональное училище в условиях практически полного отсутствия ресурсов. Не было ни финансирования, ни транспорта, ни самого здания для занятий. Лишь после долгих поисков и переговоров с управлением образования было найдено приемлемое решение: здание школы № 4.
Следующим шагом в качестве самостоятельного образовательного учреждения стал набор первых студентов. Ими стали не только горячеключевские ребята, но и выпускники школ в соседних населенных пунктах. Привлечение учащихся из других районов потребовало дополнительных усилий: нужно было убедить потенциальных абитуриентов в перспективности обучения.
Большим спросом стали пользоваться строительные специальности, что диктовали потребности региона. Традиция подготовки востребованных кадров дожила и до сегодняшних дней. Среди самых популярных направлений в техникуме остаются строители, а также профессии нефтяников и специалисты по компьютерным системам и комплексам (КСиК). Сегодня особый спрос есть на операторов нефтяных и газовых скважин и слесарей строительных машин.
Первый выпуск студентов стал триумфом для всего коллектива училища. Успешное завершение обучения первыми выпускниками доказало жизнеспособность учебного заведения, и в 1991 году профессиональное училище № 82 получило статус самостоятельного образовательного учреждения и было переименовано в Горячеключевской технологический техникум. С тех пор состоялось 44 выпуска, было подготовлено множество специалистов. Техникум ступил на путь динамичного развития: при среднем количестве поступающих около 300 человек, общее число обучающихся достигает 826, а ежегодно выпускается порядка 323 квалифицированных кадров.
Распад СССР и последующие экономические потрясения не обошли техникум стороной. В непростой период руководство и преподаватели столкнулись с необходимостью модернизации учебного процесса, технического оснащения и адаптации программ к новым реалиям. Постепенно устаревшие печатные машинки сменили компьютеры, а традиционные методы обучения дополнились инновационными подходами. История Горячеключевского техникума – пример настойчивости и целеустремленности в достижении мечты о профессиональном образовании в пределах маленького города.
Из жизни преподавателя
Анна Калашова, преподаватель математики в техникуме с 2016 года, делится своим опытом работы и размышлениями о современной системе профессионального образования. Ее путь в педагогику начался не с техникума. Получив специальность математика-информатика, она сначала устроилась в школу. Работа с детьми, постоянное общение, наблюдение за их развитием и взрослением, возможность оказывать им поддержку – все это стало для Анны не просто работой, а источником энергии и вдохновения.
– Современная педагогика требует от преподавателей адаптации к стремительно меняющему миру. Меняются потребности и способы восприятия информации учащихся, которые к нам приходят, и они требуют новых подходов. Методы воспитания, эффективные еще вчера, сегодня могут оказаться совершенно бесполезными. Преподаватель должен быть гибким, уметь слышать и слушать своих учеников, учитывать их индивидуальные особенности и проблемы. Часто подросткам не хватает простого внимания и понимания, возможности быть принятыми со всеми своими сложностями. Важность эмпатии и умения находить общий язык с каждым учеником, независимо от его характера или уровня знаний, – залог уважения к педагогу.
Некоторые студенты делятся с Анной своими успехами и проблемами, которыми часто не хотят делиться с родителями, находят опору. В последующем, после выпуска, многие поддерживают с ней связь и с теплотой вспоминают учебу.
– Если бы я писала книгу о своей работе в техникуме, то главной темой ее содержания были бы ценности. Именно ценности любви и терпимости к ближнему, патриотизма, стремления к знаниям и развития – основа любого учебного заведения, которое выпускает своих учеников во взрослую жизнь. Они должны оставаться неизменными.
Особое место в воспоминаниях Анны занимают внеклассные мероприятия – экскурсии, походы, встречи. В неформальной обстановке дети раскрываются с других сторон, демонстрируя свои лучшие качества: взаимопомощь, поддержку, сопереживание. В таких ситуациях педагог наблюдает за тем, как формируются их дружеские связи и как они учатся работать в команде. Конфликты, неизбежные в любом коллективе, она старается разрешать мирным путем, объясняя, что каждый человек уникален и заслуживает уважения, и нужно принимать всех такими, какие они есть. Важно научить подростков терпимости, умению принимать различия и находить компромиссы.
Сквозь года
Студенты часто приходят сразу после школы, еще не определившись с выбором, и поначалу воспринимают учебу как продолжение школьных лет. Но уже на первом курсе, когда изучаются общеобразовательные дисциплины, начинает формироваться интерес, а на втором и третьем, когда в расписании появляются специальные предметы, в глазах студентов загорается огонь увлеченности. Они взрослеют, находят себя в профессии, – и вот первые шаги в реальной работе через производственную практику. На протяжении многих лет техникум сохраняет приоритет практического обучения, чтобы выпускники обладали не только теоретическими знаниями, но и реальными навыками, ценными для работодателей. Учащиеся техникума регулярно демонстрируют свои таланты и знания на престижных конкурсах, как всероссийских («Студенческая весна», «Зарница – 2», «Большая перемена»), так и краевых («Студвесна на Кубани», конкурс на соискание стипендий для талантливой молодежи).
Особое внимание уделяется сохранению истории. В техникуме есть архив, и сейчас ведется кропотливая работа по восстановлению прошлого: по крупицам собираются ценные материалы, чтобы в будущем они бережно хранились как часть нашего наследия. Знание истории техникума объединяет студентов, выпускников и преподавателей разных лет. Понимание того, как он развивался, какие люди его окончили и каких успехов достигли, создает чувство общности и преемственности. Это вдохновляет нынешних студентов, показывая, что они – часть большого пути.
Многие преподаватели стояли у самых истоков техникума. Те, кто закладывал его фундамент, уже передали эстафету новому поколению. Хотя они придерживаются традиций старой школы, время вносит свои коррективы, и перемены касаются всех. Сегодня коллектив активно обновляется: приходят молодые, энергичные педагоги, полные амбиций и новых идей. Для них действует система наставничества: опытные коллеги всегда готовы помочь и поддержать.
Меняются времена, меняются и направления подготовки. История техникума началась со строительных специальностей: в годы становления стране были нужны квалифицированные каменщики, плиточники, другие рабочие руки. Спустя десятилетия учебное заведение возвращается к своим корням: с 2025 года он участвует в федеральном проекте «Профессионалитет» в строительной отрасли. Если раньше были востребованы гостиничный сервис и поварское дело, то сегодня акцент сместился на рабочие и технические специальности: нефтегазовое дело, слесарные работы, банковское дело, компьютерные системы, экономику и бухгалтерский учет. Техникум активно сотрудничает с предприятиями, готовя кадры для реального сектора экономики. Через платформу «Работа в России» студенты получают доступ к актуальным вакансиям, проходят практику и даже заключают трудовые договоры, делая первые шаги в профессии еще во время учебы. Характерно, что среди обучающихся юношей традиционно больше, чем девушек, а по успеваемости обладателей твердой оценки «четыре» больше, чем «троечников». Около 25 выпускников ежегодно продолжают обучение в высших учебных заведениях, причем не только очно, но и заочно.
Горячеключевской технологический техникум продолжает писать свою историю. И, как показывает время, самые интересные страницы – еще впереди. С обращением о том, каким учебное заведение встречает будущее, обратилась директор Татьяна Хабарова:
- Сегодня наш техникум – это современное образовательное учреждение, которое готовит специалистов для различных отраслей экономики. В современном мире особенно важно получить востребованную профессию, которая не только обеспечит стабильный доход, но и позволит внести вклад в развитие нашей страны.
Горячеключевской технологический техникум открывает свои двери для тех, кто готов учиться и развиваться. Мы гордимся тем, что являемся участниками федеральной программы «Профессионалитет», которая дает нашим студентам уникальные возможности для получения качественного образования и дальнейшего трудоустройства.