Современный танец появился в начале XX века, как инструмент культурной революции. Тогда появились первые художники, которые хотели избавиться от формальных шаблонов классического танца и показать, что танец — это прежде всего выражение внутреннего мира. Одними из первопроходцев, которые начали движение к новым формам и запустили глобальные процессы к изменению понимания танца и тела человека стали – Айседора Дункан, Луи Фуллер, Мод Аллан.
Переход от классического балетного танца к современным направлениям в хореографии — это сложный и многоступенчатый процесс, происходивший на протяжении всего XX века и данный процесс продолжает своё движение до сих пор.
Современный танец вырос на основе классического балета — он во многом опирается на его технику и понимание тела. Многие современники пересматривали балетные основы, чтобы сделать движение более естественным и свободным. Влияние классики видно по технике — например, позициям рук и ног или линии тела. Как говорит Марта Грэм: «Современный танец — это не отказ от балета, а его переосмысление».
Однако одновременно с этим современный танец — его противоположность. Классический танец предполагает строгие правила, четкие формы и техничность исполнения. Он символизирует дисциплину и идеализированные образы. Современный танец располагает к свободе, импровизации и внутреннему самовыражению. Он разрушает границы и открывает новые возможности для творчества.
В период 1923–1946 хореографы Марта Грэм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман и Лестер Хортон стремились создать самобытные американские стили и лексику движений, а также разработать чётко определённые и узнаваемые системы танцевальной подготовки.
В период 1946–1957 Хосе Лимон, Мерс Каннингем, Талли Битти, Эрик Хокинс, Анна Халприн и Пол Тейлор представили чёткие абстрактные и авангардные движения и проложили путь к постмодернистскому танцу.
Особенность современного танца — его многообразие техник и практик, которые возникли вне академических школ. Базовые техники современного танца включают в себя работы с дыханием, центром тела и движениями, которые кажутся иногда непредсказуемыми. В практике используются прыжки, скручивание, растяжки, а также упражнения на баланс и контроль. Важным элементом является импровизация — импульсивные, свободные движения, связанные с ощущениями и эмоциями. Также неотъемлемой частью является способность адаптировать движения под свои ощущения и пространство вокруг.
Мэрс Каннингем стал первым хореографом, который создал своё независимое отношение к современному танцу и привёл современный танец от этапа модерна к постмодерну.
В искусстве стала заметна тенденция к ещё большему экспериментам и радикализму, обусловленная социальными и культурными изменениями. В это времени молодые хореографы перестают создавать «школы» или «стили», как это делали их предшественники. Влияние друг на друга становится менее прямым и более фрагментарным.
Среди художников, которые начинают объединяться в этом новом духе (или со временем присоединяются к группе), — Анна Халприн, Симона Форти, Ивонн Райнер, Джудит Данн, Дэвид Гордон, Триша Браун, Стив Пакстон, Дебора и Алекс Хэй, Элейн Саммерс, Люсинда Чайлдс и Мередит Монк.
Вот некоторые особенности постмодернистского танца:
- Время субъективизма, то есть всё, что предлагается, имеет право на существование.
- Переосмысление принципов и истории «современного» танца (на ранних этапах) и восстановление его наследия и достижений (на более поздних этапах).
- Поиск нулевой степени движения: изучение движений повседневной жизни как достаточного эстетического опыта и отрицание важности технической виртуозности.
- Замена эстетических суждений наблюдением и анализом (понятия «хорошо» и «плохо» теряют свою значимость).
- Стремление приблизить танец (искусство) к жизни и широкой аудитории (танцы на улицах, исполнители, которые не являются танцорами...).
- Поиск недостающей выразительности в танце.
- Выявление социальных и идеологических маркеров в теле и его движениях.
- Отказ от попыток создать словарь, репертуар или стиль.
- Сомнение в ценности понятия «автор» применительно к произведению искусства.
- Перформанс: это нечто большее, чем просто представление. Танцоры, актёры, музыканты и художники имеют равный статус в рамках этого понятия. Границы между художественными жанрами становятся размытыми.
- Важность импровизации.
- Изучение повторения как композиционного приёма.
- Артисты (танцоры) выступают против общества потребления, войн, которые ведут США, арт-рынка и элитарности традиционных мест проведения мероприятий.
Некоторые хореографы, начавшие свою карьеру в 60-е годы, в разгар этой идеологической кампании, продолжают свои исследования независимо.
Таким образом в этом историческом периоде хореографы кардинально разрушили мост между классическим и современным танцем.
Но в начала 70-х годов танцевальный мир открыл для себя новое имя – Пина Бауш, которая возглавила Театр танца Вупперталя. Наследница немецкого экспрессивного танцу, училась под руководством Курта Йосса.
Творчество Пины Бауш тесно связано с современным танцем, но чаще всего её называют представительницей постмодернистского или современного балета (с точки зрения танца, а не театра). Возможно, это связано с тем, что она использует классических, виртуозных танцоров, но при этом отходит от традиций балета.
Вот некоторые особенности её творчества:
- Сочетание поэтических и бытовых элементов.
- Спектакль, в котором сочетаются мюзик-холл, оперетта и хэппенинг.
- Постоянная тема: человеческие потери в рамках стереотипных и лицемерных социальных систем.
- Разоблачение уловок соблазнения.
- Повторение и нелинейное повествование.
- Отказ от создания «персонажей» в театральном смысле, но использование голоса и театральных жестов.
- Великолепные танцоры, ежедневно занимающиеся классическим балетом.
Пина Бауш известна тем, что разработала собственный метод композиции. Она ищет хореографический материал, задавая танцорам вопросы. Таким образом она побуждает танцоров раскрыться через интроспективную работу. Также признана в истории современного танца одним из самых значимых хореографов конца XX века.
Если в начале развития современного танца балет часто воспринимался либо как образец для подражания, либо как чуждая область, то во второй половине XX века классический и современный танец стали представлять взаимный интерес.
С точки зрения некоторых направлений современного танца, балет является вспомогательным видом искусства, который в основном служит для технического развития исполнителей. С точки зрения балета, идеи современного танца открывают доступ к огромному творческому и экспериментальному потенциалу, а также к техническим альтернативам.
Распространение идей постмодернизма привело к появлению ряда «переосмыслений» классических балетов (таких как «Лебединое озеро», «Жизель», «Коппелия», «Спящая красавица» или «Щелкунчик») новыми хореографами, а также к смешению стилей.
На данном этапе современный танец не прекращает своё развитие, он всё больше вбирает в себя, варьирует на грани стилей, форм и способа самовыражения в контексте времени, места, социальной и культурной обстановки.
Сейчас стоит обратить внимание на таких хореографов, как Матс Эк, Охад Нахарин, Сиди Ларби Шеркауи, Кристал Пайт, Александр Экман, Уэйн Макгрегор, Акрам Хан, Шарон Эйль. Каждый из них очень самобытен в работе с современным танцем и его подачей, с темами для своих постановок. И у многих мы сможем увидеть некий синтез между классическим и современным танцем, некое переосмысление танца, как способа выражения той или иной идеи.
Автор: Абрамов Никита
Аккаунт в соц.сетях: @nik.abramov__choreographer