В этом году Надежда Кадышева стала самой высокооплачиваемой певицей России и выступила хэдлайнером на питерских "Алых парусах", причём выступила очень неплохо - я, например, Кадышеву никогда не слушала, но даже мне понравилось то, что смотрела по ютубу. Молодёжь, когда она рьяно берёт на вооружение какую-то музыку, самовыражается через неё, она прежде всего бунтует. Кстати, никогда не оскорбляйте культурные предпочтения ваших детей, особенно, когда они вырастут и, может быть, от этих предпочтений отойдут. Всегда их уважайте. Молодость настолько быстротечна, что молодёжь старается хоть чем-то знаковым её отметить. Сегодня молодость празднуют под Кадышеву, и надо попытаться разобраться, почему. Кстати, это не поможет нам угадать, от чего будет молодежь фанатеть завтра, главное, чтобы это творчество исходило от живого человека. А вот это не гарантированно. Как и само будущее. И детей, и человечества в целом.
Мы стремительно вползаем в мир, где нам готовят замену. Я слушала много песен, созданных искусственным интеллектом, и многие мне очень понравились, а какие-то запомнились. Неволей задумываешься, что очень скоро человек, обалдев от сложности и находчивости нейронной сети, будет стремительно сдавать позиции, понимая, что человеческое творчество, сколько бы автор ни трудился над ним, теперь всегда уступит творчеству нейронки - по совершенству нот, гармоний, текстов. Годы, посвящённые развитию творческих способностей, рискуют обернуться крахом, как и годы, посвящённые усиленному накоплению знаний. Замене подлежат юристы, айтишники, кабинетные доктора. Уже сегодня существуют клиники, где полную диагностику болезней осуществляет нейросеть, и ошибается она меньше тех, кто посвятил своему образованию годы, даже имея лучшие способности и истинное призвание. Интеллектуальный слой человеческого сообщества, под благовидным предлогом технологического прогресса, будут стремительно выхолащивать. Тоже самое будут делать и с творческим.
Однако кое-что проскальзывает в творчестве нейросетей, особенно, когда сравниваешь его с творчеством человека: грубо говоря, нейросеть творит "от ума". Умные мелодии, умные аранжировки, умные тексты, логичные тексты. Нейросеть это неживое и она никогда не будет живой. У неё нет настоящих впечатлений, всё, что она выдаёт - умозрительно.
Зумеры что-то такое чувствуют. Что то, что подают им под видом патриотизма, зачастую плагиат или калька, или использование нарочито модных аранжировок, сконструированных по маркетинговым канонам. Это не аутентично и это не стильно.
Вы можете не слушать Кадышеву, но всё что она поёт, каким-то мистическим способом оказалось у всех на слуху, хотя последние годы, как говорят, Кадышева звезд с неба не хватала и гастролировала в основном в домах культуры, да и слушали её пожилые женщины. Даже на "огоньках" и дежурном "Авторадио" Кадышевой не было. До недавнего времени она была певицей, которой как бы не существовало. Во всяком случае для индустрии. А теперь она - топовая певица России.
В чем же секрет такой лёгкой запоминаемости, поючести, вирусности её песен? Ведь её особо не раскручивали, но "Широка река" и "Течёт ручей" напоёт каждый! Только в том, что их мог создать только живой человек, и этот человек очень точно и тонко чувствовал и передавал свои мысли, когда их писал. И это единственное, но самое сильное, что человек может противопоставить искусственному интеллекту - живое творчество, взятое не от ума, не от обучения, а от сердца.
Молодёжь увидела подвох во всей современной культуре. А именно, наступление технологий. Сегодня музыку пишут не от сердца, а играются ею как конструктором лего. Тот же Шаман берет песню Бонжови, меняет в ней пару нот и создаёт "типа" собственную. Зачастую с тем же смыслом. Получается не самовыражение, а калька. Звукоинженеры идут ещё дальше - просто перебирают ритмические рисунки тех великих звезд, на которые у лейбла есть авторские, сочетают это с мелодиями других звёзд, и получают на выходе что- то третье, что для массового слушателя не будет восприниматься, как плагиат, но осознаваться вторичным где-то там инстинктивно, на подкорке. Ведь это конструирование, а не выражение музыкальной мысли. Это умозрение, а не самовыражение.
На а нейронки рискуют добить человеческое творчество окончательно. Они умеют конструировать музыкальную мысль и накладывать на неё гладкий, выверенный текст. Но вряд ли нейронка умеет чувствовать. Поэтому только живое человеческое творчество, основанное на чувствах, может противостоять натиску нейросетей. Но битва эта будет тяжёлой, а успех её не предрешён. И вести её предстоит поколению зумеров. Кем станут большинство из них? Дрессированными бобиками из рекламы Сбера, или настоящими творцами, меняющими мир, выражающими себя, оставляющими после себя наследие? Власть придержащие, биг-цифра, - не хотят оставить нашим детям шансов на человеческое развитие. Их хотят стереть ластиком с лица Земли в качестве людей. Их хотят заставить обслуживать системы ИИ, а потом и сократить, сначала исключив из системы тех, кто будет сопротивляться. Биг цифра бьёт в творчество, прекрасно осознавая, где находится сердце человечества. Ведь творчество - это одно из немногих занятий, оправдывающих существование человека в качестве человека. Всех нас хотят лишить самой возможности творить. И успешно это реализуют.
Творчество Кадышевой создано до эпохи музыкальной инженерии. Это голос без автотюна, мелодия без сложного ритмического рисунка, отсутствие красивостей ради красивостей. Это простой хлеб, который научились выпекать до эпохи е-добавок, муки высшего сорта, крахмала, сахара и усилителей вкуса. Именно поэтому молодежь обращается к этому творчеству. Она осознаёт, какая битва им предстоит. Они хотят живое, т.к. понимают, чем оно отличается от мёртвого.