Юрий Иванович Пименов – знаковая фигура советского искусства, чье творчество охватывает несколько десятилетий и отражает перемены эпохи, оставаясь при этом глубоко личным и узнаваемым. Он был не просто художником, а летописцем своего времени, тонко чувствовавшим дух эпохи и умевшим передать его в своих работах.
Предлагаю познакомиться с жизнью этого автора и вспомнить самые значимые его работы, ведь Пименов застал множество важных для нашей страны событий, и, конечно же, они нашли отражение в его творчестве.
Ранние годы и формирование стиля
Пименов получил художественное образование во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские), где учился у В.А. Фаворского и Д.С. Моора.
Ранний Пименов тяготел к экспрессии и динамике в живописи, он был членом и соучредителем "Общества станковистов" (в которое вошли его друзья-единомышленники по ВХУТЕМАСу, например, А. Дейнека) на его творчество в то время оказал большое влияние немецкий экспрессионизм.
Также нельзя не упомянуть многолетнюю работу Пименова в журнальной графике, которая несомненно повлияла на формирование его авторского стиля (с 1923 года Пименов создавал иллюстрации для «Самолета», «Красной нивы», «30 дней», «Советского экрана», «Прожектора» и пр.).
В годы существования "Общества станковистов" (1925 - 1932) Пименова более всего привлекали спортивные и индустриальные темы, а также военная тематика. В то время им была написана одна из самых выводящих зрителя на эмоции картин - "Инвалиды войны", страшная в своей уродливости, но такая правдивая!
В тридцатые годы в его произведениях обыденные ситуации обретали черты монументальности и гротеска, часто напоминая плакатную и книжную графику. Художник умышленно устранял второстепенные детали, доводя изображенное до совершенства посредством стилизации.
В картинах этого периода очень сложно узнать мастера, знакомого большинству по "Новой Москве".
В начале 30-х годов у Пименова был тяжёлый период, когда он практически не мог работать - его работы критиковали, а самого автора обвиняли в формализме.
Пребывая в депрессии, он уничтожил много картин 1920–1930-х годов, а после этого решил обратиться к произведениям импрессионистов как к источнику вдохновения.
Одна из моих любимых работ того периода вот эта:
Через постоянные творческие поиски и эксперименты Пименов нашел свой собственный узнаваемый стиль, который часто называют "реалистическим импрессионизмом".
Он отошёл от резких форм и гротеска, присущих его ранним работам и начал писать картины, полные света, воздуха и лиризма.
Новая Москва - гимн эпохе перемен
Цикл "Новая Москва" – визитная карточка Пименова и одно из самых ярких явлений советского искусства 1930-х годов. В этих картинах художник создает образ динамичного, современного города, полного жизни и энергии. Он пишет широкие проспекты, новые здания, трамваи и автомобили, залитые солнечным светом.
Одна из самых известных картин этого цикла – "Новая Москва" (1937). На ней изображена молодая женщина за рулем автомобиля, едущая по широкой светлой улице. Женщина за рулём? Немыслимо, но очень символично!
Картина полна движения и жизни, она передает ощущение свободы и возможностей, которые открываются перед человеком в новой эпохе.
Изображение отражает обновленный стиль социалистического строя СССР. В таком поэтическом ключе автор выражает гордость за родину.
Позже Пименов повторит эту удачную композицию в картинах "Фронтовая дорога" (1944) и "Москва 1960 года" (1960). Осуждать автора за самоцитирование мы не будем, ведь правда? Тем более, что на этих полотнах он запечатлел свою жену.
"Мимолетные мгновения" и лиризм повседневности
После войны Пименов не оставил тему города, но его взгляд на него стал более интимным и личным. Он начал писать картины, запечатлевающие мимолетные мгновения повседневной жизни: женщин, ожидающих трамвая, людей, читающих газеты в парке, детей, играющих во дворе.
В его картинах появляется ещё больше света и воздуха, а колорит становится более мягким и нежным. Он использует технику свободной импрессионистической живописи, создавая эффект размытости, что придает его работам особую поэтичность и очарование.
Особую любовь автор питал к дождю - в его работах разных лет он появляется снова и снова.
Городской дождь полон таких разных образов и настроений – он приносит художнику не меньшее богатство ощущений и чувств, чем поля, затянутые серой пеленой осени, чем лужи в колеях черного проселка, чем сверкающие капли на сосновых ветках и солнце сквозь парной воздух мокрого леса
В 1960-е появляется его знаменитая серия "Новые кварталы", в которой художник воспевает красоту преображающегося города и новой, стремительно меняющейся, жизни.
Вот некоторые произведения цикла:
"Раннее утро в Москве". На этой картине этюдного плана мы видим улицу, где высотные здания соседствуют со старыми постройками, а троллейбусы ожидают первых пассажиров.
Мостовая блестит от прошедшего ночью дождя, а улицы пустынны - город только-только просыпается.
"Свадьба на завтрашней улице". Здесь мы видим новостройки, подъемные краны и бетонные трубы. В центре в качестве дороги положены деревянные доски, по которым шествуют счастливые новобрачные.
Нежность молодой пары контрастирует со стройматериалами и разрытой землёй, но пара смело и уверенно шагает по дороге из досок - вперёд, в новую жизнь!
"Первые модницы нового квартала"
Художник изобразил юных девушек в модных нарядах, преодолевающих препятствия в виде труб и грязи. Вокруг разлились лужи, но героини легко перепрыгивают через них, а на заднем плане возвышаются белоснежные многоэтажные дома.
Стройка на улице - не препятствие для того, чтобы выгулять новое платье и туфли на каблуках! Ах, эта звонкая молодость!
"Воспоминание о военном пайковом хлебе"
Волновавшая в начале творческого пути тема войны нашла выражение и в этом цикле - Пименов смог объединить два диаметрально противоположные мира в одном полотне: на первом плане мы видим картину на мольберте, рассказывающую о тяжёлом военном времени, а в окне на заднем плане, освещенные солнцем, строятся многоэтажки. Хочется отметить это очень интересное композиционное решение:
Работа «Кусок стекла» занимает центральное место в цикле «Новые районы», посвященном московской жизни 1960-х годов. В этом произведении гармонично сочетаются лирическое настроение, импрессионистическая техника и пристальное внимание к обыденным деталям, что стало отличительной чертой творчества художника.
В центре внимания картины — девушка, несущая на плече стекло. Сквозь его прозрачную поверхность просматриваются фрагменты городского ландшафта: силуэты зданий, деревья и небо. Художник целенаправленно создает эффект "двойного изображения", в котором действительность смешивается с отражением.
"Новые номера". На этой картине художник запечатлел женщину-дворника, несущую таблички с номерами для новостроек. Последний штрих к образу нового района!
"Меняющиеся границы города". Эта работа, созданная в 1963–1964 годах, отражает жизнь новоселов. Люди трудятся, рожают детей, а вокруг кипит работа: зритель видит новостройки, линии электропередач, подъемные краны и будущую дорогу.
У этой картины есть графическая версия, где присутствуют березы, которые на цветном варианте свели для большего простора под стройку:
Интересные факты из жизни автора:
• Помимо живописи, Пименов много работал в театре и кино. Он создал декорации и костюмы к десяткам спектаклей и фильмов, рисовал эскизы афиш фильмов.
За театральные работы художник дважды был удостоен Сталинской премии — в 1947 и 1950 годах.
• В 1967 году Пименов был удостоен Ленинской премии за цикл картин "Новые кварталы".
• Художник много путешествовал по стране и за рубежом, и впечатления от этих поездок находили отражение в его творчестве. Он писал пейзажи, портреты и жанровые сцены, передавая колорит и атмосферу разных стран и городов.
Для художника путешествие – это утомительный, интересный и очень трудный хлеб… В чужой стране все ново и разрознено в своих картинах жизни. Разная реальность встречается нам в путешествии на каждом шагу – непривычная, неожиданная, чужая – древние камни развалин и приниженность нищеты, погода другого климата и вкус неожиданной еды - Ю. Пименов
• Признание к Пименову пришло не сразу. В 1930-е годы его работы критиковали за "формализм" и "буржуазность". Однако, со временем его талант был оценен по достоинству, и он стал одним из самых известных и любимых советских художников.
Наследие Пименова
Юрий Пименов – один из самых значительных советских художников. Его работы находятся в крупнейших музеях России и мира. Он оставил после себя огромное творческое наследие, которое продолжает вдохновлять художников и зрителей.
Юрий Пименов – художник, который умел видеть красоту в обыденном, передавать лиризм и поэзию повседневной жизни. Он был не просто летописцем своей эпохи, а певцом "Новой Москвы" и мимолетных мгновений, чьи работы и сегодня трогают сердца зрителей своей искренностью и теплотой. Изучение его творчества позволяет лучше понять и прочувствовать эпоху, в которой он жил и творил.
А вам, дорогие читатели, нравится творчество Юрия Пименова?