Найти в Дзене
С искусством по жизни

Юрий Пименов: Певец "Новой Москвы" и мимолетных мгновений жизни

Юрий Иванович Пименов – знаковая фигура советского искусства, чье творчество охватывает несколько десятилетий и отражает перемены эпохи, оставаясь при этом глубоко личным и узнаваемым. Он был не просто художником, а летописцем своего времени, тонко чувствовавшим дух эпохи и умевшим передать его в своих работах. Предлагаю познакомиться с жизнью этого автора и вспомнить самые значимые его работы, ведь Пименов застал множество важных для нашей страны событий, и, конечно же, они нашли отражение в его творчестве. Пименов получил художественное образование во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские), где учился у В.А. Фаворского и Д.С. Моора. Ранний Пименов тяготел к экспрессии и динамике в живописи, он был членом и соучредителем "Общества станковистов" (в которое вошли его друзья-единомышленники по ВХУТЕМАСу, например, А. Дейнека) на его творчество в то время оказал большое влияние немецкий экспрессионизм. Также нельзя не упомянуть многолетнюю работу Пименова в журнальной гр
Оглавление

Юрий Иванович Пименов – знаковая фигура советского искусства, чье творчество охватывает несколько десятилетий и отражает перемены эпохи, оставаясь при этом глубоко личным и узнаваемым. Он был не просто художником, а летописцем своего времени, тонко чувствовавшим дух эпохи и умевшим передать его в своих работах.

Юрий (Георгий) Пименов
Юрий (Георгий) Пименов

Предлагаю познакомиться с жизнью этого автора и вспомнить самые значимые его работы, ведь Пименов застал множество важных для нашей страны событий, и, конечно же, они нашли отражение в его творчестве.

Ранние годы и формирование стиля

Пименов получил художественное образование во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские), где учился у В.А. Фаворского и Д.С. Моора.

Ранний Пименов тяготел к экспрессии и динамике в живописи, он был членом и соучредителем "Общества станковистов" (в которое вошли его друзья-единомышленники по ВХУТЕМАСу, например, А. Дейнека) на его творчество в то время оказал большое влияние немецкий экспрессионизм.

Франц Марк - Синий конь I, 1911
Франц Марк - Синий конь I, 1911

Также нельзя не упомянуть многолетнюю работу Пименова в журнальной графике, которая несомненно повлияла на формирование его авторского стиля (с 1923 года Пименов создавал иллюстрации для «Самолета», «Красной нивы», «30 дней», «Советского экрана», «Прожектора» и пр.).

1. В ресторане. 1927 2. Бега. 1928
1. В ресторане. 1927 2. Бега. 1928

В годы существования "Общества станковистов" (1925 - 1932) Пименова более всего привлекали спортивные и индустриальные темы, а также военная тематика. В то время им была написана одна из самых выводящих зрителя на эмоции картин - "Инвалиды войны", страшная в своей уродливости, но такая правдивая!

"Инвалиды войны", 1926
"Инвалиды войны", 1926

В тридцатые годы в его произведениях обыденные ситуации обретали черты монументальности и гротеска, часто напоминая плакатную и книжную графику. Художник умышленно устранял второстепенные детали, доводя изображенное до совершенства посредством стилизации.

В картинах этого периода очень сложно узнать мастера, знакомого большинству по "Новой Москве".

Футбол, 1926
Футбол, 1926

На Северном фронте. Взятие английского блокгауза, 1928
На Северном фронте. Взятие английского блокгауза, 1928

В начале 30-х годов у Пименова был тяжёлый период, когда он практически не мог работать - его работы критиковали, а самого автора обвиняли в формализме.

Пребывая в депрессии, он уничтожил много картин 1920–1930-х годов, а после этого решил обратиться к произведениям импрессионистов как к источнику вдохновения.

Одна из моих любимых работ того периода вот эта:

Актриса, 1935
Актриса, 1935

Через постоянные творческие поиски и эксперименты Пименов нашел свой собственный узнаваемый стиль, который часто называют "реалистическим импрессионизмом".

Он отошёл от резких форм и гротеска, присущих его ранним работам и начал писать картины, полные света, воздуха и лиризма.

Новая Москва - гимн эпохе перемен

Цикл "Новая Москва" – визитная карточка Пименова и одно из самых ярких явлений советского искусства 1930-х годов. В этих картинах художник создает образ динамичного, современного города, полного жизни и энергии. Он пишет широкие проспекты, новые здания, трамваи и автомобили, залитые солнечным светом.

Одна из самых известных картин этого цикла – "Новая Москва" (1937). На ней изображена молодая женщина за рулем автомобиля, едущая по широкой светлой улице. Женщина за рулём? Немыслимо, но очень символично!

Новая Москва, 1937
Новая Москва, 1937

Картина полна движения и жизни, она передает ощущение свободы и возможностей, которые открываются перед человеком в новой эпохе.

Изображение отражает обновленный стиль социалистического строя СССР. В таком поэтическом ключе автор выражает гордость за родину.

Позже Пименов повторит эту удачную композицию в картинах "Фронтовая дорога" (1944) и "Москва 1960 года" (1960). Осуждать автора за самоцитирование мы не будем, ведь правда? Тем более, что на этих полотнах он запечатлел свою жену.

Фронтовая дорога, 1944
Фронтовая дорога, 1944

Москва 1960 года, 1960
Москва 1960 года, 1960

"Мимолетные мгновения" и лиризм повседневности

После войны Пименов не оставил тему города, но его взгляд на него стал более интимным и личным. Он начал писать картины, запечатлевающие мимолетные мгновения повседневной жизни: женщин, ожидающих трамвая, людей, читающих газеты в парке, детей, играющих во дворе.

Москва. Садовое кольцо, 1957
Москва. Садовое кольцо, 1957

В его картинах появляется ещё больше света и воздуха, а колорит становится более мягким и нежным. Он использует технику свободной импрессионистической живописи, создавая эффект размытости, что придает его работам особую поэтичность и очарование.

Особую любовь автор питал к дождю - в его работах разных лет он появляется снова и снова.

Городской дождь полон таких разных образов и настроений – он приносит художнику не меньшее богатство ощущений и чувств, чем поля, затянутые серой пеленой осени, чем лужи в колеях черного проселка, чем сверкающие капли на сосновых ветках и солнце сквозь парной воздух мокрого леса
Мокрые афиши, 1973
Мокрые афиши, 1973

В 1960-е появляется его знаменитая серия "Новые кварталы", в которой художник воспевает красоту преображающегося города и новой, стремительно меняющейся, жизни.

Вот некоторые произведения цикла:

"Раннее утро в Москве". На этой картине этюдного плана мы видим улицу, где высотные здания соседствуют со старыми постройками, а троллейбусы ожидают первых пассажиров.

Мостовая блестит от прошедшего ночью дождя, а улицы пустынны - город только-только просыпается.

"Раннее утро в Москве", 1961
"Раннее утро в Москве", 1961

"Свадьба на завтрашней улице". Здесь мы видим новостройки, подъемные краны и бетонные трубы. В центре в качестве дороги положены деревянные доски, по которым шествуют счастливые новобрачные.

Нежность молодой пары контрастирует со стройматериалами и разрытой землёй, но пара смело и уверенно шагает по дороге из досок - вперёд, в новую жизнь!

Свадьба на завтрашней улице, 1962
Свадьба на завтрашней улице, 1962

"Первые модницы нового квартала"

Художник изобразил юных девушек в модных нарядах, преодолевающих препятствия в виде труб и грязи. Вокруг разлились лужи, но героини легко перепрыгивают через них, а на заднем плане возвышаются белоснежные многоэтажные дома.

Стройка на улице - не препятствие для того, чтобы выгулять новое платье и туфли на каблуках! Ах, эта звонкая молодость!

Первые модницы нового квартала, 1961
Первые модницы нового квартала, 1961

"Воспоминание о военном пайковом хлебе"

Волновавшая в начале творческого пути тема войны нашла выражение и в этом цикле - Пименов смог объединить два диаметрально противоположные мира в одном полотне: на первом плане мы видим картину на мольберте, рассказывающую о тяжёлом военном времени, а в окне на заднем плане, освещенные солнцем, строятся многоэтажки. Хочется отметить это очень интересное композиционное решение:

Воспоминание о военном пайковом хлебе, 1962
Воспоминание о военном пайковом хлебе, 1962

Работа «Кусок стекла» занимает центральное место в цикле «Новые районы», посвященном московской жизни 1960-х годов. В этом произведении гармонично сочетаются лирическое настроение, импрессионистическая техника и пристальное внимание к обыденным деталям, что стало отличительной чертой творчества художника.

В центре внимания картины — девушка, несущая на плече стекло. Сквозь его прозрачную поверхность просматриваются фрагменты городского ландшафта: силуэты зданий, деревья и небо. Художник целенаправленно создает эффект "двойного изображения", в котором действительность смешивается с отражением.

Кусок стекла, 1966
Кусок стекла, 1966

"Новые номера". На этой картине художник запечатлел женщину-дворника, несущую таблички с номерами для новостроек. Последний штрих к образу нового района!

-18

"Меняющиеся границы города". Эта работа, созданная в 1963–1964 годах, отражает жизнь новоселов. Люди трудятся, рожают детей, а вокруг кипит работа: зритель видит новостройки, линии электропередач, подъемные краны и будущую дорогу.

Меняющиеся границы города, 1974-1964
Меняющиеся границы города, 1974-1964

У этой картины есть графическая версия, где присутствуют березы, которые на цветном варианте свели для большего простора под стройку:

-20

Интересные факты из жизни автора:

• Помимо живописи, Пименов много работал в театре и кино. Он создал декорации и костюмы к десяткам спектаклей и фильмов, рисовал эскизы афиш фильмов.

За театральные работы художник дважды был удостоен Сталинской премии — в 1947 и 1950 годах.

Бал у Олимпии - эскиз декорации к спектаклю "Дама с камелиями", 1946
Бал у Олимпии - эскиз декорации к спектаклю "Дама с камелиями", 1946

-22

• В 1967 году Пименов был удостоен Ленинской премии за цикл картин "Новые кварталы".

• Художник много путешествовал по стране и за рубежом, и впечатления от этих поездок находили отражение в его творчестве. Он писал пейзажи, портреты и жанровые сцены, передавая колорит и атмосферу разных стран и городов.

Лондонские балетные портнихи, 1971
Лондонские балетные портнихи, 1971
Для художника путешествие – это утомительный, интересный и очень трудный хлеб… В чужой стране все ново и разрознено в своих картинах жизни. Разная реальность встречается нам в путешествии на каждом шагу – непривычная, неожиданная, чужая – древние камни развалин и приниженность нищеты, погода другого климата и вкус неожиданной еды - Ю. Пименов

• Признание к Пименову пришло не сразу. В 1930-е годы его работы критиковали за "формализм" и "буржуазность". Однако, со временем его талант был оценен по достоинству, и он стал одним из самых известных и любимых советских художников.

Встреча, 1972
Встреча, 1972

Наследие Пименова

Юрий Пименов – один из самых значительных советских художников. Его работы находятся в крупнейших музеях России и мира. Он оставил после себя огромное творческое наследие, которое продолжает вдохновлять художников и зрителей.

Окно в Токио, 1972
Окно в Токио, 1972

Юрий Пименов – художник, который умел видеть красоту в обыденном, передавать лиризм и поэзию повседневной жизни. Он был не просто летописцем своей эпохи, а певцом "Новой Москвы" и мимолетных мгновений, чьи работы и сегодня трогают сердца зрителей своей искренностью и теплотой. Изучение его творчества позволяет лучше понять и прочувствовать эпоху, в которой он жил и творил.

А вам, дорогие читатели, нравится творчество Юрия Пименова?

-26