Летняя подработка - дело обычное. Здесь я тоже не остался в стороне и из-за отсутствия большого выбора трудоустройства решил попробовать себя в качестве курьера. Эта работа не требует каких-то специальных знаний и умений. Мои глаза, рассматривая вакансии на сайтах по поиску работы, разбегались от огромных чисел: "заработок до 120 тыс. рублей!". Именно так начался мой путь в "Самокате", оборвавшийся уже на стажировке. И главный вопрос, на который я не нашел ответ: где же эти обещанные 120 тысяч?
День первый. Для начала я попробовал устроиться курьером в Яндекс-Еда. Я оставлял не только отклики на сайтах для поиска работы, но и заявки на самом сайте Яндекс-еды. Мне несколько раз звонили операторы, которые уточняли мою личную информацию и направляли на дальнейшую регистрацию в приложении. Однако здесь появилась проблема - у меня не получалось войти в аккаунт Яндекс-про для того, чтобы работать курьером - я с этим вопросом обращался и по почте, и по телефону, и в мессенджере к HR-менеджеру, но чёткой помощи мне оказать не смогли, поэтому я решил попробовать себя в других курьерских службах.
На тот момент у меня оставалось две компании на выбор - Самокат и Яндекс-лавка. Основным критерием для меня был уровень зарплаты. Сначала я дожидался ответа от HR-специалиста Яндекс-лавки, который изначально сообщил мне следующие условия работы: на электровелосипеде ставка составляет 135 руб. в час + 45 руб. за заказ и 40 руб. за тяжелый заказ (на обычном велосипеде ставка составляет 100 руб. в час плюс те же надбавки). Однако затем мне написали два HR-менеджера из Самоката. Условия у них чуть скромнее: почасовая ставка на электровелосипеде составляет 110 руб. (на обычном велосипеде - 90 руб.) + 30/40 руб. за заказ в зависимости от дальности + некоторые дополнительные надбавки (указаны на фото). Однако отклик был мгновенным.
Тогда меня насторожило: оба HR-специалиста, хоть и представляли якобы разные компании-партнеры, предлагали одинаковые условия из серии "гибкий график, нет штрафов, частые выплаты" – то, что и так указывается в каждой вакансии. На прямой вопрос о том, в чем преимущество трудоустройства именно через них, внятного ответа не последовало. Выбрал ту HR-менеджера, что была вежливее. Появилось ощущение, что курьеров за дураков держат, а сами гонятся за KPI.
Устроили курьером меня через самозанятость и платформу Наймикс, где помимо того, что необходимо было указать свои контактные данные, я, сам того не подозревая, заключил рамочный договор с Самокатом - об этом почему-то HR-менеджеры не предупреждают, хотя каких-то особых обязательств в таком случае за тобой не устанавливается. После этого девушка записала меня на двухчасовую стажировку.
День второй. Я отправился на стажировку в ближайший центр фасовки заказов. Зайдя через служебный вход, я зашёл в кабинет директора - там мне через приложение начали обучение и направили к другому сотруднику, обычному курьеру, который должен был меня всему научить. Это был молодой парень моего возраста: ему так же, как и мне, около 20 лет. Здесь отмечу, что он действительно был заинтересован в том, чтобы объяснить мне особенности работы курьером. Затем мы с ним дважды отвезли заказы клиентам.
После мне доверили самостоятельно отвозить заказы - на тот момент у меня оставалось около полутора часов. За это время мне удалось доставить 5 заказов. Особых проблем не возникло, однако поначалу я не разобрался в интерфейсе приложения и не увидел возможность взять два заказа в одном направлении. Взял только один, доставил его, потом пришлось вернуться на склад за вторым и везти его отдельно. Естественно, второй заказ я доставил с просрочкой.
В процессе работы я понял, что мне очень тяжело заниматься подобной деятельностью, так как у меня быстро устали ноги и сильно стучало сердце. Помимо этого, мне не хотелось доставлять заказы в плохую погоду. Для себя решил, что больше я не хочу здесь работать, но всё-таки решил выставить несколько удобных мне смен в приложении. И тут я понял, что тот центр фасовки заказов, куда я устроился, переполнен и курьеров здесь предостаточно (об этом свидетельствуют недовольные смайлики), поэтому мои смены не утвердили. На этом моё сотрудничество с Самокатом завершилось - я расторг рамочный договор через чат в Telegram.
Из положительного: во время стажировки один из клиентов оставил мне чаевые - вышло около 130 руб.. Вдобавок к этому спустя две недели на карту мне неожиданно пришло 367,5 руб. (340 руб. на карту и остальная часть осталась на Наймиксе для уплаты налога). Никаких расчётных листов и пояснений не было. Я ожидал получить около 330 руб. (180 руб. * 2 часа + 30 руб. * 5 заказов). Откуда взялась именно эта сумма - загадка.
А где же ранее обещанные 120 тыс. рублей? Обратимся к фактам. Официальный калькулятор "Самоката" за выработку 160 часов (т.е. по 8 часов 5 дней в неделю) показывает, что можно заработать скромные 30,3 тыс. рублей (~189 руб. в час). По моим подсчётам за 160 часов в месяц можно заработать примерно 33,6 тыс. руб. (160 часов * 90 руб./час + 4 заказа/час * 30 руб. * 160 часов). Даже если прибавить к этому надбавки за плохую погоду, дальние заказы и работу в утренние или вечерние часы и участие в конкурсах вряд ли выйдет больше 40-45 тыс. руб. Подобные зарплаты в целом типичны для сферы обслуживания в Ярославле. Но для того, чтобы приблизиться к заветным 70-75 тыс. руб. нужно пахать по 12 часов каждый день без выходных! Сравните: вакансия завлекает зарплатой, которая больше 100 тыс. руб., а реальность оказывается в 3-4 раза меньше!
Итог неутешителен: реальный заработок курьеров катастрофически далёк от баснословных чисел в заголовках вакансий. Конечно, многие соискатели догадываются о подвохе. Однако подобная практика указания заведомо недостижимых зарплат – нечестна. Она тратит время соискателей, создает ложные ожидания, подрывает доверие к компаниям и платформам по поиску работы. Остаётся спросить HR-отделы: когда же на смену "заманиваловке" придет прозрачность и уважение к кандидатам?