Найти в Дзене
Сергей Купарев

ТЕРРИТОРИЯ СССР

Границы СССР. У РФ своих границ нет.

Международно-правовое закрепление существующих границ в Европе

Границы СССР установлены и нерушимы. Цель статьи — доказать, что СССР существует, а РФ - это название банды жуликов.

Далее будет важная научная информация по этой теме. Границ у РФ нет, поскольку РФ это не государство, а название корпорации, ФИРМА, главари которой («Вертикаль власти») поработили народы СССР (разрушив горизонталь власти в лице Советов НАРОДНЫХ депутатов).

Цель «Вертикали власти» — паразитирование на гражданах СССР и нашем имуществе, путём его разрушения (конкурентная борьба), разбазаривания (вредительство), захват имущества (грабёж, «приватизация»), порабощении и эксплуатации народа (налоги, сборы, тарифы, пошлины, акцизы).

Границ у РФ нет и быть не может. Просто крысы захватили командирскую рубку корабля «СССР», объявили себя властью и разрушают корабль, пилят его на доски и сплавляют их другим кораблям.

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению

Юриспруденция» (библиотеки юридического факультета)

Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Пушмин, Э. А., Порк, А. А.,асп.
Международно-правовое закрепление
существующих границ в Европе /Э. А. Пушмин, А. А
. Порк.
//Правоведение. -1979. - № 3. - С. 62 - 70

 Статья находится в издании «Правоведение.»

Международно-правовое закрепление

существующих границ в Европе.

Пушмин, Э. А., Порк, А. А.

Э. А. Пушмин, доктор юридических наук А. А. Порк, аспирант

Международно-правовое закрепление существующих границ в Европе

В выдвинутой XXV съездом КПСС Программе дальнейшей борь­бы за мир и международное сотрудничество, за свободу и независи­мость народов поставлена задача «активно вести линию на полное пре­творение в жизнь Заключительного акта общеевропейского Совещания, развитие мирного сотрудничества в Европе».[1] В свете предстоящей в 4980 г. в Мадриде новой встречи представителей государств — участников Совещания по реализации его решений становится актуальной дальнейшая разработка различных международно-правовых аспектов Заключительного акта Совещания, начало которой уже положено юристами-международниками социалистических стран.[2]

К важнейшим из них относится раскрытие юридического содер­жания принципов отношений государств — участников Совещания, сре­ди которых особое место в сложившихся в Европе реальных условиях занимает принцип нерушимости границ. Он сформулирован следую­щим образом: «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых пося­гательств на эти границы. Они будут соответственно воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника».[3]

Необходимость международно-правового закрепления данного принципа обусловлена различными факторами — географическим по­ложением, экономическим и людским потенциалом Европы, ее местом в мировой истории и политике и др. Центральной для европейского континента была и остается проблема обеспечения мира и безопасно­сти, ибо в бесконечных конфликтах и войнах, включая обе мировые, развязанные именно на ее земле, Европа понесла наибольшие потери.

Современные границы в Европе — не только границы между от­дельными государствами, это граница двух различных социально-экономических и политических систем — социализма и капитализма. В Европе непосредственно противостоят друг другу две крупнейшие военно-политические организации мира — организация Варшавского Договора и организация Северо-Атлантического Договора, обладающие наиболее мощным ракетно-ядерным потенциалом. Поэтому впол­не закономерно, что вопрос о международно-правовом закреплений принципа нерушимости государственных границ был подготовлен всем ходом общеевропейского развития, определившего его особое, ключевое значение в системе принципов Заключительного акта.

Каковы же политический и международно-правовой генезис и раз­витие этого принципа? Сложился ли он как основополагающая норма, налагающая определенные обязательства на европейские государства? Если да, то каково его юридическое содержание, сфера распространения, значение и место в системе основных принципов современного общего международного права?

Государственные границы в Европе исторически сложились в ре­зультате как самоопределения наций, так и ответственности госу­дарств-агрессоров за нарушение международных договоров и развязы­вание второй мировой войны. В послевоенный период подлежали пра­вовому урегулированию три комплекса пограничных проблем: а) гра­ницы Германии на Востоке (с СССР, Польшей и Чехословакией); б) границы союзных с Германией государств — Италии, Румынии, Финляндии, Венгрии и Болгарии; в) проблема Западного Берлина и возникшая позднее проблема государственных границ между ГДР и ФРГ. Международно-правовые основы послевоенных границ в Европе заложены Ялтинским — от 13 февраля 1945 г, и Потсдамским от 2 ав­густа 1945 г. соглашениями глав правительств трех союзных держав— СССР, США и Великобритании мирными договорами, подписанными 10 февраля 1947 г. в Париже государствами от имени Объединенных Наций с каждой из стран — союзниц гитлеровской Германии. Государ­ственная граница Польши в прелиминарном порядке определена соглашением между Правительством СССР и ПКНО о советско-польской границе от 27 июля 1944 г.,[4] а также коммюнике Ялтинской конферен­ции руководителей трех союзных держав.[5]

В мирных договорах 1947 г. с бывшими союзниками Германии границы определялись на основе принципа территориальной целостно­сти каждого из них и исключения каких-либо притязаний, тем самым восстанавливался с незначительными изменениями довоенный территориальный status quo.[6] В частности, Мирный договор с Италией вос­станавливал ее границы 1938 г. с некоторыми изменениями в пользу соседних государств, вытекающими из факта возвращения аннексиро­ванных территорий. Мирный договор с Венгрией содержал изменения, связанные с возвращением ею отдельных территорий Чехословакии, Югославии и Румынии. Мирный договор с Финляндией подтверждал предшествующий договор СССР с Финляндией от 11 ноября 1940 г. (ст. ст. 7, 9) и соглашение с Финляндией от 11 сентября 1944 г.[7]

В иных правовых формах решался вопрос о послевоенных грани­цах Германии. Отсутствие мирного договора с Германией, обусловлен­ное образованием на ее территории двух германских государств, было восполнено другими правовыми актами, в частности, Потсдамским соглашением. Гл. VI Соглашения предусматривала передачу «под уп­равление Советского Союза» города Кенигсберга и прилегающего к не­му района.

Что касается польско-германской границы, то в Соглашении (п. «В» гл. IX «О Польше») подчеркивалось: «До окончательного определения западной границы Польши бывшие германские террито­рии к востоку от линии, проходящей от Балтийского моря, чуть запад­нее Свинемюнде, и оттуда по реке Одер до впадения реки Западная Нейсе и по Западной Нейсе до чехословацкой границы, включая ту часть Восточной Пруссии, которая в соответствии с решением Берлин­ской Конференции не поставлена под управление Союза Советских Социалистических Республик, и включая территорию бывшего Свобод­ного города Данциг, должны находиться под управлением Польского государства».[8] Под «управлением» здесь несомненно имелось в виду распространение полного суверенитета Польши на воссоединенные с нею западные земли. Обосновывая этот вывод, польский ученый А. Клафковски пишет: «Поскольку Франция примкнула к Потсдамским соглашениям, можно сказать, что польско-германская граница установ­лена решением четырех великих держав, действовавших от имени Объединенных Наций. Таким образом, Потсдамские соглашения яви­лись основной формой признания этой границы. . .». «Территории, отданные под управление Польши, перешли под полный суверенитет Польского государства и составляют со дня вступления в силу Потсдамских соглашений составную часть польской территории».[9]

На Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе поль­ская делегация определила свою позицию однозначно: «У Польши сей­час границы окончательно установлены и всеобще признаны. Проблемы наших границ окончательно и навсегда решены и урегулированы».[10]

Реализация Потсдамского соглашения длительное время была свя­зана с определением позиций двух государств — правопреемников быв­шей Германии — Германской Демократической Республики и Федера­тивной Республики Германии к его территориальным, положениям. ГДР официально признала Потсдамское соглашение в качестве основы территориального, урегулирования путем заключения соглашения с Польской Народной Республикой. Государственная граница между Польшей и ГДР установлена на основе: а) Варшавской Декларации правительств ГДР и ПНР о демаркации польско-германской границы на Одере и Западной Нейсе, от 6 июня 1950 г.; б) Згожелецкого договора о демаркации польско-германской государственной границы от 6 июля 1950 г.; в) Франкфуртского акта о демаркации государственной границы между ГДР и ПНР от 17 января 1951 г.[11]

Во всех трех соглашениях ПНР и ГДР признано, что польско-гер­манская граница является установленной и существующей (п. 5 пре­амбулы Варшавской Декларации; ст. 1 преамбулы Згожелецкого до­говора; ст. 1 Франкфуртского акта) как «нерушимая граница мира и дружбы».[12] В этих документах, подчеркивает директор Института международных отношений Академии государства и права ГДР Г. Крэгер, нашли отражение двусторонние обязательства крепить дру­жественные отношения и содержалась констатация того, что между обоими государствами нет спорных и нерешенных вопросов.[13]

Диаметрально противоположную позицию в отношении западной границы Польши занимал другой правопреемник рейха — Федератив­ная Республика Германии. Правившие там в течение 20 лет политические силы выступали против Потсдамского соглашения, не признавали границу ГДР с Польшей и, более того, отрицали само существование границы между ФРГ и ГДР.[14] В этих условиях на первый план выдви­нулась задача обеспечения безопасности и нерушимости границ в об­щеевропейском масштабе. Для ее решения нужен был новый концеп­туальный подход: обоснование необходимости международно-право­вого закрепления нерушимости границ.

Инициативу в выдвижении требования нерушимости государствен­ных границ на договорной основе проявило Советское правительство, обратившись 31 декабря 1963 г. к правительствам стран мира с пред­ложением заключить международное соглашение (договор) об отказе от применения силы для решения территориальных споров и вопросов о границах.[15]

Принцип нерушимости государственных границ в качестве осно­вы системы коллективной безопасности впервые сформулирован госу­дарствами—участниками Варшавского Договора в Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе от 5 июля 1966 г.: «Незыблемость границ — основа прочного мира в Европе. Интересы нормали­зации обстановки в Европе требуют, чтобы все государства, располо­женные как в Европе, так и вне европейского континента, исходили в своих внешнеполитических акциях из признания реально существую­щих границ между европейскими государствами, сложившихся после самой опустошительной войны в истории человечества, в том числе польской границы по линии Одер — Нейсе и границы между двумя германскими государствами».[16]

В документе «За мир и безопасность в Европе», принятом 26 ап­рели 1967 г. на конференции 24 европейских коммунистических и ра­бочих партий в Карловых Варах, сформулировано требование о при­знании нерушимости существующих в Европе границ, а также границ между обоими германскими государствами.[17] В Программе мира, при­нятой XXIV съездом КПСС, особо подчеркнуто, что «основа прочного l мира в Европе — это прежде всего нерушимость границ европейских государств».[18]

Таким образом, сложился принципиально новый подход к реше­нию проблемы европейских границ — в масштабах всего континента, на основе их нерушимости и безопасности.

На рубеже 60—70-х годов, когда европейская жизнь прочно вста­ла на, рельсы разрядки, принцип нерушимости границ получает международное признание и договорное закрепление. Первоначально это было зафиксировано в двусторонних договорах о дружбе, сотрудни­честве и взаимной помощи, заключенных рядом социалистических стран. Первыми из действующих договоров, закрепивших принцип не­рушимости границ как важного .условия обеспечения общеевропей­ской безопасности, стали Договор о дружбе и взаимной помощи меж­ду СССР и Болгарией от 12 мая 1967 г.,[19] а также договоры о друж­бе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенные СССР с Чехословакией — от 6 мая 1970 г. (ст. 9)[20] и Румынией — от 7 июля 1970г. (ст. 7).[21]

Решающий поворот в международно-правовом закреплении прин­ципа нерушимости европейских границ означало заключение Москов­ского договора между СССР и ФРГ от 12 августа 1970 г., последовав­ших за ним договоров других социалистических государств с Федера­тивной Республикой Германии, а также четырехстороннего Соглаше­ния по Западному Берлину от 3 сентября 1971 г., в котором СССР, США, Франция и Англия подтвердили самостоятельный правовой ста­тус Западного Берлина и его границ с ГДР.[22] Определяющими с точ­ки зрения формирования принципа нерушимости государственных гра­ниц на общеевропейской основе служат положения ст. 3 Договора между СССР и ФРГ, в которой говорится: «Союз Советских Социали­стических Республик и Федеративная Республика Германии едины в признании ими того, что мир в Европе может быть сохранен только в том случае, если никто не будет посягать на современные границы. Они рассматривают как нерушимые сейчас и в будущем границы всех государств в Европе, как они проходят на день подписания на­стоящего Договора, в том числе линию Одер—Нейсе, которая является западной границей Польской Народной Республики, и границу между Федеративной Республикой Германии и Германской Демократической Республикой».[23]

Аналогичны, применительно к границам конкретных государств, положения договоров ФРГ об основах нормализации и взаимных отношений: с Польской Народной Республикой от 7 декабря 1970 г.; Германской Демократической Республикой от 21 декабря 1972 г.; Чехословацкой Социалистической Республикой от 11 декабря 1973 г.[24] Ука­занные договоры подвели итог послевоенного европейского развития,, ознаменовавшийся отказом ФРГ от территориальных притязаний, при­знанием западных границ СССР, Польши и Чехословакии, квалифика­цией Мюнхенского соглашения как юридически ничтожного, признани­ем государственности ГДР и ее границ, в том числе с ФРГ, и ознаме­новали переход Европы к новому этапу развития.

Таким образом, к середине 70-х годов сложился комплекс двусто­ронних договоров, закреплявших принцип нерушимости границ в применении к границам конкретных государств и были созданы необхо­димые предпосылки для общего признания нерушимости границ всеми государствами Европы. Исходя из этого государства — участники Организации Варшавского Договора в Декларации о мире, безопасности и сотрудничестве в Европе от 26 января 1972 г. предложили следую­щую формулировку принципа нерушимости границ: «Существующие ныне границы между европейскими государствами, в том числе сло­жившиеся в результате второй мировой войны, являются нерушимыми. Любая попытка их нарушить поставила бы европейский мир под угро­зу. Поэтому нерушимость существующих ныне границ, территориальная целостность государств Европы должны и впредь соблюдаться неукос­нительно, а территориальные претензии одних государств к другим должны быть полностью исключены».[25]

Завершением процесса формирования принципа нерушимости гра­ниц стало его закрепление на многосторонней основе в Заключитель­ном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в си­стеме принципов взаимоотношений государств — участников Совеща­ния.

Не вызывает сомнений квалификация большинства содержащихся в Заключительном акте принципов как императивных, имеющих обязательную силу для государств-участников, поскольку они служат кон­кретизированным развитием Устава ООН, Декларации принципов меж­дународного права 1970 г. и других международно-правовых актов для европейского региона. Указанные принципы обладают всеми чер­тами общепризнанных принципов современного международного пра­ва как его основополагающих, наиболее важных, наиболее общих, им­перативных норм, являющихся критерием правомерности других международно-правовых норм.[26]

Однако, поскольку принцип нерушимости границ, наряду с прин­ципами территориальной целостности и уважения прав и основных свобод человека сформулирован впервые, а также учитывая специфи­ческий характер Заключительного акта, актуальной задачей становится выявление его юридической природы.

Декларация принципов, как и Заключительный акт в целом, не облечена в классическую форму международного договора. Вместе с тем общая формулировка принципа нерушимости границ в Заключи­тельном акте есть концентрированное выражение и всеобщее подтверждение длительного и сложного процесса европейского, развития, юридически закрепленного в рассмотренных двусторонних соглашениях 40—60-х и 70-х годов. Все они имели или имеют юридическую силу для государств-участников и налагают на них конкретные обязатель­ства по территориальным и пограничным вопросам.

В то же время двусторонние договорные нормы о нерушимости границ не охватывают взаимоотношения всех государств Европы. Поэ­тому более чем тридцатилетняя послевоенная практика отношений европейских государств, не являющихся участниками этих договоров по пограничным вопросам (дипломатическая деятельность, законода­тельство и т. п.), как отражение их международно-правовой позиции приводит к выводу, что между ними сложились, обычные нормы, содер­жащие элементы принципа нерушимости европейских границ. Это со­ответствует пониманию обычной международно-правовой нормы как единства двух компонентов: а) обыкновения (usage), т. е. устойчивой, повторяющейся, единообразной практики государств, и б) всеобщего молчаливого признания такой практики в качестве правила поведения (opinio juris).[27] Следовательно, принцип нерушимости границ сло­жился и развивается как общеевропейская локальная норма на основе как договорных, так и обычных норм международного права.[28]

Известно, что наряду с международным договором и международ­ным обычаем как основными формами образования норм в междуна­родном праве существуют и другие формы согласования воль госу­дарств и официального закрепления достигнутой договоренности, например, постановления международных организаций и международных конференций, которые Г. В. Игнатенко рассматривает «не только как акт международной организации, но и как специфическую форму меж­государственного соглашения (курсив наш. — Э. П., А. П.), содержа­щую международно-правовые нормы, т. е. как специфический источник международного права».[29]

Нормативный характер принципа нерушимости границ вытекает также из самого названия Декларации принципов, которыми государ­ства-участники будут руководствоваться (курсив наш. — Э. П., А. Я.) во взаимных отношениях, и одного из ее завершающих положений: «Все принципы, изложенные выше, имеют первостепенную важность, и, Следовательно, они будут одинаково и неукоснительно применять­ся при интерпретации каждого из них с учетом других». В данной связи министр иностранных дел ПНР Э. Войташек, подчеркнул: «Ни один из этих принципов не может быть реализован в отрыве от остальных, а любые попытки отдать предпочтение одним принципам за счет других. . . могут нарушить внутреннюю уравновешенность Заключи­тельного акта и помешать его реализации в целом».[30]

Следует также отметить общепризнанный характер принципа не­рушимости границ. Еще до Заключительного акта отдельные его эле­менты были сформулированы в Декларации принципов международ­ного права 1970 г. как составная часть общего принципа неприменения силы или угрозы ее применения в международных отношениях (например, формулировка: «с целью нарушения существующих между­народных границ другого государства»).

В рассматриваемый период принцип нерушимости границ получил всеобщее признание и подтверждение в ряде двусторонних международных актов.[31] Свидетельством всеобщего признания принципа в пла­не необходимости его выполнения наряду с другими принципами За­ключительного акта служат также многочисленные декларации, ком­мюнике и соглашения Советского Союза с другими социалистическими странами, со многими государствами мира.[32]

Исходя из этого, государства — участники Варшавского Договора в принятой 23 ноября 1978 г. на Совещании Политического Консультативного комитета в Москве Декларации отметили, что на европей­ском континенте произошли значительные положительные изменения, и особенно подчеркнули «всеобщее признание существующих границ между европейскими государствами и их нерушимость».[33]

Принцип нерушимости границ закреплен в ст. 29 Конституции СССР 1977 г., вследствие чего общепризнанная норма международного права стала и конституционной нормой первого в мире общенародного социалистического государства. Закрепление названных принципов в законодательстве государств — важное средство реализации положе­ний Заключительного акта.

Каковы же нормативные элементы принципа нерушимости европейских границ? В Заключительном акте указываются три его компо­нента: а) нерушимость; б) стабильность; в) неприкосновенность. На этом основании можно определить, что юридическое содержание прин­ципа нерушимости границ составляют взаимное признание государст­вами—участниками Совещания всех существующих в Европе границ, нерушимыми, утверждение их стабильности и неприкосновенности в настоящем и будущем, всеобщая обязанность воздерживаться от любых посягательств на эти границы, от любых требований или действий,, направленных на захват и узурпацию части или всей территории лю­бого государства-участника.

Н. А. Ушаков и Ю. А. Решетов весьма полно раскрывают первую-часть формулировки Заключительного акта о нерушимости границ: «Из того, что государства-участники рассматривают как нерушимые границы друг друга, а также границы всех государств в Европе, неиз­бежно следует, что, во-первых, каждое государство-участник признает существующие границы любого другого государства-участника и все государства-участники вместе признают существующие границы всех государств в Европе. Иначе говоря, как правомерные и установленные признаются каждым участником в отдельности и всеми участниками коллективно все существующие европейские государственные границы, включая границы государств в Европе, установленные в результате послевоенного территориального урегулирования и послевоенного раз­вития; во-вторых, существующие границы любого государства в Евро­пе признаются каждым государством-участником в отдельности и все­ми ими вместе как нерушимые, иначе говоря, как не подлежащие ка­кому-либо произвольному и одностороннему изменению по воле любо­го другого государства-участника».[34]

Эта часть формулировки принципа подводит черту под довоенной политикой в Европе, которая характеризовалась выборочным признанием лишь западных ее границ, оставляя открытым вопрос о восточ­ных границах, и в итоге обернулась против тех, кто хотел обеспечить лишь безопасность собственных границ ценой подрыва безопасности государств Восточной Европы.

Второй элемент .принципа нерушимости границ —их стабильность сформулирован как обязанность государств «воздержаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы». Очевидно, слова «сейчас и в будущем» подчеркивают непреходящий характер рассматриваемого принципа, призванного обеспечивать прочный мир в Евро­пе. Выражение «любые посягательства» означает, что государствам запрещается посягать на границы не только посредством применения силы или ее угрозы, но и любыми другими способами, в том числе по­средством реваншистской пропаганды, подстрекательства к пересмот­ру границ и т. д.

Третий элемент принципа — неприкосновенность границ — содер­жит обязательства государств-участников воздерживаться «от любых, требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника». Это означает не что иное, как взаимный, строгий и безусловный отказ государств-участников от любых территориальных претензий друг к другу, от организации пограничных провокаций, инцидентов и конфликтов в целях принуждения уступить часть своей территории, от подготовки захвата чужих территорий, т. е. недопустимость каких-либо посяга­тельств на границы любого из государств в Европе.

Перечисленные элементы обусловливают специфику анализируемого принципа, отличающую его юридическое содержание от содержания других, смежных принципов безопасности и сотрудничества в Европе. В то же время следует особо подчеркнуть неразрывную связь принципа нерушимости границ с принципами территориальной целостности государств, неприменения силы или угрозы силой и мирного уре­гулирования споров. Эти, уже сложившиеся принципы международно­го права укрепляют действие принципа нерушимости границ. Именно в своей взаимосвязанности и взаимозависимости и дополняя друг друга все четыре принципа являются важной гарантией обеспечения международного мира и безопасности в Европе.

В этом контексте ст. 6 Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и ГДР от 7 октября 1975 г. закрепляет принцип нерушимости границ «в качестве главнейшей предпосылки обеспечения европейской безопасности», что составляет особенность договоров между социалистическими странами. Вторая особенность — выражение твердой решимости сторон «обеспечивать неприкосновен­ность границ государств-участников» (ст. 6 Договора между СССР и ГДР); третья-,— готовность «принимать необходимые меры для недо­пущения агрессии со стороны любых сил империализма, милитаризма и реваншизма» и отпора агрессору (ст. 7 Договора между СССР и СРР).

Как указывалось, пространственная сфера действия принципа не­рушимости границ ограничена территорией Европы, вследствие чего С. А. Малинин юридически квалифицирует его как одну из основных (основополагающих) норм регионального типа.[35] Вместе с тем в силу того, что под Заключительным актом стоят подписи представителей и двух неевропейских государств — США и Канады, принцип неруши­мости границ имеет более широкое значение.

Незыблемость границ составляет основу для мира в любых райо­нах земного шара. Вопиющим нарушением этого принципа является агрессия против СРВ со стороны Китая, непризнание последним исто­рически сложившихся границ со многими государствами.

Актуален этот вопрос и для Африки, где, как нигде в мире, коло­ниализм и империализм сознательно оставили молодым государствам исключительно несправедливые границы, не имеющие никаких естест­венно-географических, исторических, этнических и других оснований, что породило нынешние сложные территориальные проблемы, десятки пограничных споров и конфликтов.[36]

Международно-правовое закрепление принципа на универсальной основе станет одним из направлений прогрессивного развития современного международного права.

1 Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с. 26.

2 См.: Блищенко И. П. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе— дальнейшее развитие международного права. — Совет­ское государство и право, 1976, № 12, с. 82—90; Игнатенко Г. В. Заключитель­ный акт общеевропейского Совещания в Хельсинки. — Правоведение, 1976, № 3, с. 93—103; Малинин С. А. Совещание в Хельсинки (1975 г.) и международное право. — Правоведение, 1976, № 2, с. 20—29; Пушмин Э. А. Совещание по безо­пасности и сотрудничеству в Европе и мирное разрешение международных споров.—Правоведение, 1977, № 3, с. 71—78; Во имя мира. Международно-правовые проблемы европейской безопасности. М., 1977; Bock S. Festigung der Sicherheit in Europa-Kernstuck der Schlusakt von Helsinki. — Deutsche Aussenpolitik, 1975, N 11, S, 1623—1639; Symonides J. Declaratia zasad stosunkow miedzypanstwowych KBWE.—Sprawy miedzynarodowe, 1975, N 4, S. 49—61; Pisk Z. Politica a pravni zavaznost helsinkeho dokumenty Zivot strany. 1975, c. 22, s. 56—58.

3 Текст Заключительного акта см.: Ведомости Верховного Совета СССР, прилож. к № 33 (1975), 1975, 13 авг.

4 См.: Советский Союз — народная Польша. 1944—1974. Документы и ма­териалы. М., 1974, с. 19—20.

5 См.: Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 3. М., 1945, с. 19.

6 Тексты мирных договоров см.: Сборник действующих договоров, соглаше­ний и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. 13. М., 1956, с. 26, 54, 88, 203, 235.

7 См. об этом: Соколов В. А. Мирный договор. Изд-во Саратовск. ун-та, 1965, с. 107—110.

8 Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. 11. М., 1955, с. 119.

9 Клафковски А. Формы признания государственных границ после второй мировой войны. — Советское государство и право, 1964, № 4, с. 106.

10 Jarzyna F. Umowy graniczne Polskiey Rzeczupospolitey Ludowcy. Warsza­wa, 1974, s. 178.

11 Тексты документов см.: Zbior Dokumentow, 1950, N 7, s. 611—614; 1950, N 8, s. 703—708; 1951, N 5, s. 989—992.

12 Подробно о польско-германской границе см.: Жуков Г. П. Польско-гер­манская граница на Одере и Западной Нейсе — незыблемая граница мира. — Совет­ский ежегодник международного права. 1958. М., 1959, с. 348—361; Вевюра В. Польско-германская граница и международное право. М., 1959, с. 109—110.

13 Кpэгep Г. ГДР и современное международное право. — Советское госу­дарство и право, 1976, № 5, с. 114.

14 См.: Романов В. Основа прочного мира в Европе.—Международная жизнь, 1973, № 2, с. 16—18.

15 См.: Правда, 1964, 4 янв.

16 Документы Совещания политического консультативного комитета госу­дарств— участников Варшавского договора. М., 1966, с. 16.

17 См.: Конференция европейских коммунистических и рабочих партий по вопросам безопасности в Европе. M., I967, с. 275.

18 Материалы XXIV съезда КПСС. М., 1971, с. 25.

19 См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заклю­ченных СССР с иностранными государствами, вып. 25. М., 1972, с. 37.

20 См. там же, вып. 26. М., 1973, с. 43.

21 См. там же, с. 39.

22 Текст Соглашения см.: Новое время, 1971, № 37, с. 30.

23 Международная жизнь, 1973, № 2, с. 155—157.

24 Тексты договоров см. там же, с. 157—158; а также: Правда, 5972, 22 дек.; Правда, 1973, 12 дек.

25 Правда, 1972, 27 янв.

26 См.: Бобров Р. Л. О понятии основных принципов международного пра­ва. — Советский ежегодник международного права. 1958, с. 502—506; Талалаев А. Н. Об основных принципах международного права. — Там же, с. 513—515; Курс международного права, т. 2. М„ 1967; Пушмин Э. А. Мирное разрешение международных споров. М., 1974, с. 7—9.

27 См.: Тункин Г. И. Теория международного права. М., 1970, с. 129—153; На и ко Г. Д. Обычные нормы международного права. Автореф. канд. дис. М., 1972; Пальчик С. Г. Юридическая природа международного обычая. Автореф. канд. дис. Ростов-на-Дону, 1975.

28 О юридической природе локальных норм см.: Суворова В. Я. Локальные нормы международного права. — Правоведение, 1973, № 6, с. 93—98.

29 Международное право. Под ред. Г. В. Игнатенко и Д. Д. Остапенко. М., 1978, с. 72.

30 Войташек Э. Внешняя политика ПНР и проблемы европейской безопас­ности.— Международная жизнь, 1978, № 7, с. 27.

31 К ним, в частности, относятся: Принципы сотрудничества между СССР и Францией от 30 октября 1971 г.; Советско-Югославское Заявление от 25 сентября 1971 г., совместное Советско-Американское коммюнике от 30 мая 1972 г., Советско-Французское коммюнике от 12 января 1973 г., Советско-Австрийское коммюнике от 30 января 1971 г., Советско-Датское заявление от 5 декабря 1971 г., Советско-Итальянское коммюнике от 30 октября 1972 г. и др.

32 В частности, Советско-Французские Декларации от 17 октября 1975 г. и от 22 июля 1977 г., совместная Советско-Итальянская Декларация от 22 ноября 1975 г.; Декларация Государств — участников Варшавского Договора от 26 ноября 1976 г.; совместное Советско-Финляндское коммюнике от 24 мая 1977 г., совместная Декла­рация СССР и ФРГ от 6 мая 1978 г. и др.

33 Правда, 1978, 24 нояб.

34 Советское государство и прогрессивное развитие международного права. М., 1977, с. 175—176.

35 См.: Малинин С. А. Указ. соч., с. 23.

36 См. об этом: Карташкин В. А. Территориальные проблемы развивающих­ся стран. М., 1965, с. 127—146; Пушмин Э. А. Посредничество в международном праве. М., 1970, с. 108—123; Михайловский Н. К. Организация африканского единства (на укр. яз.). Киев, 1972, с. 224—283.

Информация обновлена:03.12.2003

http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=187178