Найти в Дзене
От худшего к лучшему

Все полнометражные фильмы про Супермена: от худшего к лучшему

Супермен — один из самых знаковых и популярных персонажей в истории комиксов DC. И попал на телеэкраны он тоже одним из первых, уже в 1948 году. Правда, полноценный дебют в большом кино случился 30 лет спустя. В 1978 году «Супермен» Ричарда Доннера открыл жанр успешных кинокомиксов — для этого потребовался рекордный бюджет в истории кино. Но в прокате тоже повезло, поэтому Кристофер Рив продолжил играть Супса и далее. Образ Рива ныне считается культовым, хотя успешным по всем фронтам так и остаётся только первый фильм с ним. Первый большой перезапуск случился уже в 21 веке, когда «Возвращение Супермена» стало одним из самых провальных фильмов в истории. А вот в 2013-м случилась многострадальная киновселенная DC, где роль Супермена была за Генри Кавиллом. И вот уже в 2025-м вселенная полностью перезапускается, а новым краснотрусельным стал Дэвид Коренсвет. Я расставил все фильмы списка от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten T
Оглавление

Супермен — один из самых знаковых и популярных персонажей в истории комиксов DC. И попал на телеэкраны он тоже одним из первых, уже в 1948 году. Правда, полноценный дебют в большом кино случился 30 лет спустя. В 1978 году «Супермен» Ричарда Доннера открыл жанр успешных кинокомиксов — для этого потребовался рекордный бюджет в истории кино. Но в прокате тоже повезло, поэтому Кристофер Рив продолжил играть Супса и далее. Образ Рива ныне считается культовым, хотя успешным по всем фронтам так и остаётся только первый фильм с ним. Первый большой перезапуск случился уже в 21 веке, когда «Возвращение Супермена» стало одним из самых провальных фильмов в истории. А вот в 2013-м случилась многострадальная киновселенная DC, где роль Супермена была за Генри Кавиллом. И вот уже в 2025-м вселенная полностью перезапускается, а новым краснотрусельным стал Дэвид Коренсвет. Я расставил все фильмы списка от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3

11. Супермен 4: В поисках мира (1987), (43+37+(10+24)/2)/3=35.66

«Супермен» — удивительная в плане падений франшиза. Чем больше была номерная часть, тем трешовее и дешевле становился фильм. Квадриквел, как последняя глава похождений Кристофера Рива, стал апофеозом трешовости.

Несмотря на то, что четыре фильма с Кристофером Ривом никогда не пользовались в России особой популярностью, именно четвёртая часть среди прочих продолжений как будто знаменита больше всего. В основном неудачными решениями, само собой. Ну и почему-то я очень много раз встречал нелепый момент, что главный злодей родился прямо в одежде.

Пожалуй, «В поисках мира» — это то кино, которое настолько ужасное, что местами забавное. Если смотреть его как намеренный треш, то какое-никакое удовольствие получить можно. Фильм пропитан наивностью, нелепостями и глупостями. Кино заметно дешевле предыдущих частей и визуально выглядит просто ужасно. Те же полеты Супермена — это просто какой-то кошмар. Не говоря уже о драках с Ядерным человеком. Номинация на «Золотую малину» за худшие спецэффекты абсолютно заслужена.

Лично я на фильме определённо не кайфанул. Единственный его плюс — наивность до приторности. Ну типа, Супс даже собирает все ядерные ракеты и забрасывает их подальше в космос. Это было мило, а остальное — просто ужасно. Знаете, это как смотреть самый отборный треш современности, только вообще без спецэффектов. Обычно смотреть четвёртую часть было мучительно больно.

Но в защиту «В поисках мира» можно сказать, что с неё хотя бы можно посмеяться. Поэтому кино очень плохое, но я бы не сказал, что самое худшее среди краснотрусельного.

10. Супергёрл (1984), (48+44+(21+41)/2)/3=41.0

-2

Я как-то говорил, что не очень понимаю концепцию наследников старых героев, на смену которым выходят их беззубые молодые копии. Но в DC проблема наследия почти никогда не стояла, но был очень похожий момент. Не менее странный. Если есть супергерой, то у него будет аналог другого пола. Вот есть Супермен, но одного криптонца нам было мало. Есть у него кузина, которая точно такая же, как кузен, но просто девочка, а не мальчик.

Именно «Супергёрл» положила начало тренду провального супергеройского кино про женщин. Третья часть «Супермена» уже начинала пробивать дно годом ранее, а «Супергёрл» решила не церемониться и провалиться по всем фронтам. Вместе с четвёртым «Суперменом» это представитель худших экранизаций комиксов DC. В прокате кино тоже провалилось.

Понятно, что кино нелепое и откровенно дурацкое. Но для меня трындец начался сразу с костюма. У Кристофера Рива, помимо нелепых трусов, костюм в целом был любопытным. В «Супергёрл» как будто какой-то косплей. Даже не знаю, что выглядит нелепее — верхняя водолазка или элегантные шортики.

Ну а сюжет, сценарий и экшен получились под стать «Супермену 4». Ну то есть постановка очень кривая, экшен местами совсем вырвиглазный. Отдельного упоминания стоят реакции актёров, эти мальчики и девочки прям совсем не старались. Ну а в злодеях у нас ведьма. Поначалу экзотичный, но на деле совершенно нелепый ход.

В целом получился очень странный треш, который уже не обладает той нарочитой наивностью четвёртого «Супса», а оттого слишком быстро надоедает и никаких положительных впечатлений не оставляет.

9. Супермен III (1983), (52+50+(29+44)/2)/3=46.16

-3

«Супермен II» на самом деле был ещё ничего, это с третьей части начался главный трындец. Именно здесь был максимально странный сценарий, отношение к персонажам, а ещё заметно сниженный бюджет заметно сказался на визуальной составляющей.

Пожалуй, самой вопиющей частью третьей части для меня стали персонажи. И заметно смещённый акцент. Мне не то чтобы нравилась Лоис Лейн из этой франшизы, но её беспардонное выкручивание из сюжета под предлогом отпуска кажется каким-то неправильным. А замена на другую девушку — ещё более неправильным. Но самое вопиющее — Кларк Кент больше не главный герой собственного фильма. Какой-то компьютерный задрот перетягивает почти всё одеяло на себя.

Вместе с тем сменился и тон фильма. Из наивного геройского фильма фильм «Супермен III» превратился в комедию положения, где все переигрывают много и часто. Ну и пропал мало-мальский эффект новизны. Триквел буквально не знал, с кем устроить замес в этот раз. Удалось придумать только компанию бледных копий Лекса Лютора и уход к нелепой комедии.

На мой взгляд, именно триквел является худшим во франшизе. Он несусветно скучный, в нём нет ни капли чего-то интересного. И, в отличие от следующего треша, вспомнить что-то из «Супермена III» не представляется возможным. Кино очень забываемое.

8. Лига справедливости (2017), (60+60+(39+45)/2)/3=54.0

-4

Не секрет, что «Лига справедливости» 2017 года стала солянкой из двух совершенно противоположных стилей: смешного Джосса Уидона и мрачного Зака Снайдера. В итоге эта версия Лиги стала новой версией «Мстителей» для бедных, ещё и с убогим сценарием. Но после выхода Снайдер-Ката Джосса Уидона почему-то стали несправедливо поливать грязью. Лично мне не кажется, что именно Джосс виноват в таком качестве конечного продукта.

«Лига Справедливости» 2017 — это насквозь студийный фильм, а Уидон выступал просто наёмным рабочим, который смог справиться с задачей соединить этого Франкенштейна хоть во что-то вменяемое. И хотя я не спорю с заявлением, что версия 2021 в разы лучше версии 2017, но парочка достоинств у второй всё же есть.

Во-первых, герои воспринимаются более живыми. Уидон наделил их большей человечностью, спор Дианы и Брюса насчёт воскрешения Супермена или разговор Брюса и Альфреда я бы назвал чуть ли не лучшими моментами фильма, но на этом плюсы заканчиваются. Главным образом плохим получился именно сюжет. Никчёмный CGI-злодей со своими безмозглыми приспешниками вторгается на Землю, чтобы захватить и поработить несчастных человеков снова. А наша команда собирается воедино и после небольшой перепалки объединяется, в итоге побеждая. История очень похожа на «Мстителей», только у Marvel, хотя мне первый кроссовер тоже не очень понравился, были хотя интересные персонажи, достаточно годный сценарий и хороший экшен. В «Лиге Справедливости» за 300 млн долларов же даже экшен поразительно плох. Каждая сцена пестрит графикой и хромакеем. Визуал же какой-то приторно-глянцевый, только отвлекает. Ну и в завершении один из самых смехотворных злодеев, который по части исполнения выглядит стократ хуже того же Голлума из «Властелина Колец» из начала 00-х с бюджетом всего в 90 млн долларов.

И в целом «Лига Справедливости» — это очень посредственный проект, отвратительное супергероическое кино, хотя винить Джосса Уидона за это несправедливо, во всем виновата именно студия.

7. Бэтмен против Супермена: На заре справедливости (2016), (68+65+(28+44)/2)/3=56.33

-5

Ну и очень быстро слетает один из самых ожидаемых фильмов десятилетия, который просто не смог оправдать ожидания, возлагаемые на него. Этому фильму пророчили сборы в районе от 1,5 до 2 млрд долларов в прокате, но в итоге он смог освоить всего 850. Во время выхода картину в пух и прах разгромили критики, и хотя многие зрители проект Снайдера защищали, но в итоге подавляющее большинство посчитало картину неудачной, к коим отношусь и я.

Ну и сказать мне особо нового в общем-то нечего. Главная проблема вновь оказалась в сценарии, который при даже не особой вдумчивости в повествование просто рассыпается от количества несостыковок и логических дыр. В минусы стоит записать ещё неспешность. За 2,5 часа в фильме на удивление большое количество диалогов, но написаны либо совершенно банальными фразами в духе «крутого Снайдера», либо являются скучной перепалкой каких-то персонажей.

Причём экшеном картину снабжали очень натужно, лишь бы было хоть какое-то присутствие действия. Серьёзно, в фильме нужны всего две крупные битвы, да и то одну из них стоит назвать такой с натяжкой. Но в «Бэтмене против Супермена» я могу выделить три плюса. Во-первых, это весьма годный саундтрек, который пусть не перебивает Ханса Циммера с Бэтсом Нолана, но упоминания вполне достоин. Во-вторых, хороший каст. Бен Аффлек отлично смотрится в роли Бэтмена, Галь Гадот в роли Чудо-женщины, а Генри Кавилл в роли Супермена. Ну и в-третьих, самое главное, это невероятная 7-минутная драка между заявленными в названии фильма персонажами. Конечно, подводка к этой драке проработана очень посредственно, но наблюдать за битвой между легендарными героями комиксов было приятнее всего.

Не считаю, что лента получилась несмотрибельным калом, он лучше где-то 8 фильмов Marvel точно, но все же заслуживает максимум 6 из 10.

6. Возвращение Супермена (2006), (57+61+(72+73)/2)/3=63.5

-6

«Возвращение Супермена» — довольно интересный кейс. Своё путешествие по полнометражкам Супермен начал ещё с Кристофером Ривом в 1978 году. Но третья и четвёртая часть были настолько ужасны, что франшиза отправилась в долгий ящик. И в 2006 её ожидал не перезапуск, а что-то вроде мягкого софт-ребута. Хотя это даже не совсем корректный термин. Технически «Возвращение Супермена» считается третьей частью для истории персонажа Кристофера Рива, просто всех персонажей хорошенько так рекастнули.

И «Возвращение Супермена» — это то кино DC из 00-х, про которое ты автоматом забываешь, потому что оно максимально скучное и безжизненное. В случае с красно-трусельным Супсом ещё и излишне наивное. И кто-то помнит вообще про существование этого фильма? А ведь он был самым дорогим релизом 2006 года, опережая по затратам даже сиквел «Пиратов Карибского моря».

Тем удивительнее, что поставил этот провал Брайан Сингер. Соглашусь, это не тот режиссёр, который мог бы вытащить любую историю. Но всё-таки мужик буквально поставил на поток супергероику с первыми двумя частями «Людей Икс». Тем более что он горел мечтой поставить «Супермена». Постановщику даже развязали руки — в творческой свободе его никто не ограничивал.

А на деле получился какой-то претенциозный пшик, который совершенно скучен и никчёмен как драматическое произведение. Супермен Брендана Рута по эмоциональному настроению совершенно не похож на Рива. Рут более ностальгирующий, более размышляющий. Ну, в общем, тот персонаж, который сошёл со страниц работ Шекспира. И не то чтобы это не подошло типажу Кларка Кента, просто сам образ получился каким-то совершенно мёртвым. Рут просто ходит с грустной миной, загадочно смотрит в даль, любуется красотой планеты. Вроде бы хороший старт для визуально-философской картины, однако на деле всё разбивается о скуку и безразличие смотрящего.

Как будто в этих сценах что-то было, но то ли актёру харизмы недостаёт, то ли сценарий откровенно недокручен. Ну а когда идёт типичная супергероика, то хочется просто провалиться под стол. Я не очень увидел, куда делись эти 270 млн. Графон выглядит очень пластиковым. От постановки некоторых экшен-сцен становится просто плохо. Но проблема даже не в графике, а в том, что экшен совершенно не цепляет. Просто какие-то драчки под пафосную музыку.

Единственным плюсом многие выделяют Кевина Спейси. Ну не знаю. Если честно, Лекс Лютер сам по себе антагонист очень слабый для Супермена. Отыгрыш Спейси даёт плюсов некоторым сценам, но в целом никак кино не спасает.

В общем, лучше бы Супс не возвращался. Кино мне показалось очень скучным и плоским, драматургически сильно недокрученным. От этого история не работает совершенно, 5 из 10.

5. Человек из Стали (2013), (69+71+(57+55)/2)/3=65.33

-7

«Человек из Стали» стал первым фильмом киновселенной DC, которая после успеха первого кроссовера «Мстителей» заиграла новыми красками. За год до этого вышла заключительная часть трилогии про Тёмного Рыцаря от Кристофера Нолана, ну и фильм Снайдера пусть и не произвёл такого же фурора и не собрал и близко такую же сумму в прокате, но с оглядкой на будущие проекты киновселенной его явно можно назвать чуть ли не самым лучшим.

В этот раз я даже удосужусь похвалить Зака, поскольку он сделал Супермена не таким имболансным персонажем, добавил ему хоть какие-то слабости и в целом хорошо модернизировал нелепого персонажа из старых комиксов в современные реалии. Наконец-то экшен в работе режиссёра не был для меня утомительным. Поставлено просто до безобразия красиво и очень зрелищно, хотя и тут есть одно Но, всё же нарисовали экшена в избытке. Ещё хотелось бы упомянуть главного злодея. В комиксовых фильмах за последнее время стало появляться слишком мало действительно интересных и проработанных злодеев. Но Зодда в исполнении Майкла Шеннона я бы назвал одним из лучших злодеев в супергеройском кино. У него есть и стоящий мотив, и действительно убедительная актёрская игра, ну и не самый клишированный план по уничтожению земли.

Ну и в итоге я бы сказал, что получился весьма качественный DC, у которого есть недостатки, но всё же он хороший, и критики отнеслись к нему слишком жестоко, 7 из 10.

4. Супермен II (1980), (63+68+(88+83)/2)/3=72.16

-8

В 1978 году «Супермен» стал с запасом самым кассовым релизом года, так что его сиквел был объявлен быстро. И к съёмкам вернули всю ту же съёмочную группу, однако по ходу съёмок Ричард Доннер был отстранён от руководства проектом и был заменён Ричардом Лестером. Однако в 2006 сиквел «Супермена» всё-таки увидел вроде как первоначальный замысел Ричарда Доннера, который не стал событием уровня Снайдер-Ката, однако версия 2006 была принята зрителями и критиками на порядок лучше.

Я же был удивлён тем фактом, что роль главного злодея получил генерал Зодд. Пусть я посмотрел квадрологию о Супермене позже «Человека из стали», однако после просмотра фильма 1978 года был приятно удивлён, что Снайдер не выдал ремейк фильма Доннера, только со спецэффектами покруче. Как оказалось, это был ремейк продолжения. И хотя парадоксальным образом мне вторая часть понравилась больше оригинала (я сразу смотрел режиссёрскую версию, а не театральную), я в ней не вижу ничего новаторского. То есть, по сути, это у Зака Снайдера получилось не особенно новаторское кино, но так как я смотрел эти фильмы не по хронологии, то «Супермен 2» немного теряет свою художественную ценность. Я уже видел эту историю, которая, ну вот честно, в 2013 выглядит гораздо убедительнее. Сейчас подобный кинокомикс из 1981 выглядит местами нелепо и невпечатляюще. И хотя это веха в спецэффектах и всё такое, но чуть ли не весь экшен сейчас выглядит устаревшим мультиком. И хотя я сейчас всё бурчу и бурчу, сиквел-то мне понравился. Здесь есть неплохие сюжетные штуки.

Философский вопрос, если честно, больше зацепил в фильме Снайдера, но и у Доннера сюжетная линия Кларка Кента также интересно подана. Если вы смотрели «Человека из стали», то «Супермен 2» покажется вам дешёвой и достаточно блёклой поделкой, однако я бы поставил весьма крепкие 7 из 10.

3. Лига Справедливости Зака Снайдера (2021), (78+79+(71+54)/2)/3=73.16

-9

Удивительно, что СнайдерКату действительно дали зелёный свет, ещё и выделив солидный бюджет на дополнительные съёмки. Я не был так воодушевлен очередным фильмом Снайдера, который к тому же шёл 4 часа, и смотреть его абсолютно не входило в мои планы, пока не посыпались отзывы о том, что это новый «Тёмный рыцарь» и будущая классика.

Я его посмотрел, в целом он мне понравился, да и за режиссёра было радостно, мужик реализовал свой фильм ради погибшей дочки. Но версию Зака я всё же не могу назвать эталонным фильмом про супергероев. Проблема в том, что он слишком долгий, рассказывает историю всех неизвестных персонажей, своеобразным образом делая несколько сольных проектов внутри кроссовера.

Но всё-таки кино довольно-таки интересное. Сюжет незамысловатый, казалось бы, про банальный захват мира, но Стефан Вульф в этой версии мне показался злодеем интересным. История стала более мрачной, что хорошо выделяло кино на фоне жвачки КВМ. Персонажи тоже были серьёзнее и имели вес в этой вселенной, свою историю, свою драму. Ну и противостояние добра со злом вышло весьма нестандартным, что уже огромный плюс.

Но и другие минусы, помимо хронометража и большого количества персонажей, присутствуют. Главным образом дело касается графики, да, гораздо лучше, нежели в версии 2017 года, но хотя бы с усами Супса всё более-менее нормально. Во время всяческих драк герои выглядят ну очень неестественно компьютерными и будто бы не имеют веса, это отвлекает.

И в итоге СнайдерКат стал нетипичным фильмом о героях комиксов, он разительно отличается от того же нового «Отряда самоубийц» по настроению, но впечатления по обоим фильмам у меня схожи. Конечно, версия 2021 лучше версии 2017, но «Лиге Справедливости Зака Снайдера» я бы поставил 7-7,5 из 10.

2. Супермен (2025), (71+76+(83+68)/2)/3=74.16

-10

«Супермен» Джеймса Ганна, возможно, открывает новую эру для кинокомиксов. Раньше локомотивом были Marvel, у которых и без того были ошибки, но сейчас франшиза явно не в тонусе. При этом DC никогда не были для них конкурентоспособными, а после и вовсе загнулись навсегда. Теперь вот нагрянула полная перезагрузка, где авторы пообещали избавиться от ошибок современных кинокомиксов и создать что-то принципиально новое. Ну и как будто Джеймсу Ганну можно поверить.

Пожалуй, «Супермен» — это скорее уникальное событие, нежели чем фильм в вакууме. Если рассматривать новый фильм просто как фильм, то, ну, очередной перезапуск человека из стали. Но вокруг этого фильма подняли такой информационный шум, что хочется задаться вопросом: и как в итоге получилось? Пока фанаты Зака Снайдера клянутся всеми силами саботировать ленту и занижать ей оценки, «Супс» готовится стать самым успешным кинокомиксом 2025 года.

Лично я больше интересовался именно результатом этого фильма: оценками критиков и зрителей, кассовыми сборами и в целом восприятием картины. Чтобы прям узреть этот шедевр — такого желания за мной не было. И тем не менее я кино посмотрел. И приятно удивился тому, что это фильм Джеймса Ганна с минимальным влиянием трешовой части Ганна. Одно дело «Стражи» и «Отряд самоубийц», которые очень много потеряют без стиля режиссёра, и совсем другое — Супермен. Ему не идёт этот несколько придурковатый стиль, и в 21 веке ему однозначно требуется новое прочтение, которое уже попытался показать Зак Снайдер.

Джеймс Ганн в своей версии максимально приблизил Супермена к комиксам. И образ нового Кэл-Эла больше всего напоминает ту самую версию Кристофера Рива, только с более крутыми спецэффектами. Удивительным образом очередной ориджин сумел показать нечто новое, он ощущается вполне самобытной и смелой историей, в которой присутствует слово драматургия. Трудно сказать о чём-то запредельно новом: исследуемые конфликты так или иначе уже встречались в кино про суперов. Мол, я человек, и это хорошо, а также много хорошего в адрес семьи было сказано. Но вплетено в сюжет это весьма лаконично. И картина не ощущается громоздким библейским блокбастером в духе Снайдера, где спустя час разрушений вы увидите мощные драматические штуки. Картина изначально пропитана духом трагического персонажа, который втягивается в драки.

Про интеграцию нового Супермена. Вот есть в большом кино два таких столпа Суперменов: Кристофер Рив и Генри Кавилл. Первый — классика кинокомиксов, но такая древняя и наивная, что даже на первый культовый фильм без розовых очков не взглянешь. Кино морально устарело. Генри Кавилл выглядел более презентабельно: он был суровым, мрачным, реалистичным и без красных трусов, что вкупе с историей дало нужный результат. Новый «Супс» вернулся к базовым настройкам с труселями и наивным взглядом, что странно смотрится в 2025. Такой регресс к детским утренникам явно лишний. Тем не менее Дэвид Коренсвет вошёл в роль на удивление хорошо. По большей части он излучает ту же энергию, что и Рив. То есть просто ангелочек во плоти, жизнерадостный и неунывающий. Однако случаются моменты, когда персонажу хреново — и вместе с ним пачкается и костюм. В итоге в конечном продукте новый Супермен смотрится весьма неплохо, хотя и не без этого ощущения косплея в случае с Бандой справедливости, например.

Про каст в целом. Если честно, я был разочарован выбранным кастом. Во многом из-за того, что я знал только Николаса Холта, который на постерах с такой лысиной выглядел аляповато. Новички же не особо внушали доверия. Но в итоге в фильме они весьма хороши. Мне понравилась прежде всего химия между Кларком и Лоис. Актёры пусть и как с обложки, но разыгранная ими любовь хороша. Вместе парочка смотрится запредельно мило, да и ей добавили адекватных конфликтов. Вместо девушки в беде и супергероя два адекватных человека со своими проблемами и способностями. Господь, в отношения этих двоих даже добавили неопытность. Ну и сцена с распиаренного кадра, где парочка вместе парит и целуется — ну просто шедевр.

Как ни странно, Лекс Лютор в фильме тоже оказался классным. Николас Холт в элитном пиджачке и с лысиной визуально действительно внушает. Образ проработан даже очень хорошо. Про мотивацию мужичка все знают: надо как-то навредить Супермену, желательно летально. Интерес был лишь в том, каким образом это объяснят. И шло дело достаточно неплохо. Мол, Супик только вредит, показывая людям то, какие они слабые и беспомощные. А в конце он решил доступно объяснить за мотивацию, где какой-то замкнутый круг причины и следствия. Следствие там следует из причины, но при этом причина случилась из-за следствия. Лекс начал военный конфликт, чтобы показать всем, что Супермен — зло, а понял он сам, что Супермен — зло, когда втянул его в военный конфликт. Но без этого момента поведение Лекса мне понравилось. Как минимум он воплотил гениальный план с разоблачением героя. По-моему, это лучшее экранное воплощение Лютора.

Про экшен. Многие критики отмечали, что как раз в экшене кроется криптонит этого фильма. Мол, затянуто, скучно и местами мыльно. Ну что-то как-то я не согласен. Даже в случае с графоном. Разрушений здесь просто завались как много, но при этом графика не выглядит мыльной. Меня смущает только максимально компьютерный пёс, а вот полёты, разрушения и всякие монстры проработаны хорошо. Экшен в целом тоже захватывает. Мне понравился акцент Ганна на том, что Супермен пытается спасти людей, а не монстра побороть. Оттого он спасает всяких белочек и детей, попутно очень аккуратно расхлёбывая кашу со злодеем. Финал тем не менее решил быть почти как у Снайдера — Метрополис там располовинило, всё летит и взрывается. Но даже в таком случае Ганн смог сделать финальную битву более локальной и сосредоточить действие на эмоциях. Я доволен.

Главной проблемой фильма для меня стало то, что, о чём я знал задолго до просмотра, это оживший кинокомикс. Кино и комиксы — это немного разные вещи, поэтому не мешало бы адаптировать определённые вещи под формат. В недвижимых картинках это может смотреться адекватно, но никак не в блокбастере за 225 млн. Возвращаемся всё к тем же красным трусам, от которых действительно лучше избавиться. Но это даже не основная проблема. Больше вопросов к Крипто. Собачка, мило, но. Когда вы даёте собаке суперсилы и делаете её участником экшена, то это тоже выглядит странно. В анимации — пожалуйста. В фильме это выглядит очень нелепо и очень слабо соотносится с выстроенным миром.

Стиль Джеймса Ганна при этом усреднился достаточно хорошо, чтобы ощущалась рука автора, но при этом без перегибов «Миссии навылет». Шутки есть, но их сравнительно небольшое количество. При этом нет сальных шуток из «Стражей». Персонажи броские и запоминающиеся, но не перегибают палку с необязательными подробностями. В общем, достигнут идеальный баланс.

В целом получился фильм. Для киновселенной DC это уже неплохо. Во всяком случае трудно говорить о лучшем фильме про Супермена. Но у него и не было Кристофера Нолана или Тима Бёртона, поэтому реальным конкурентом может стать только «Человек из стали». Так что же лучше? А не знаю. Фильмы разных весовых категорий и какие-то различия не делают одного из них хорошим, а другого — плохим. Они разные, и на обе версии взглянуть было интересно. В перспективе мне ближе Супермен Дэвида Коренсвета, но на первых порах я бы отдал предпочтение Генри Кавиллу, потому что в своё время это было нечто разительно новое. У Джеймса Ганна максимум новенькое, которое хорошо забытое старое. Но я бы оценил его на 7,5 из 10.

1. Супермен (1978), (70+74+(94+82)/2)/3=77.66

-11

Всё-таки критики посчитали вклад первого «Супермена» слишком важным для кинематографа, так что далеко не лучшим образом сохранившийся проект доковылял в этом списке до 1 места. Действительно ли это заслуженно? Глядя на вещи пониже, я бы сказал, что однозначно нет.

Как я уже говорил, «Супермен» ценен прежде всего как прорыв кинематографа и все прочие претенциозные слова восхваления. В наше время проект смотрится слишком уж наивным и безынтересным. И дело даже не в устаревших спецэффектах (которые, к слову, сохранились для своего возраста максимально достойно), а в том, как кино подаёт своих историю и персонажей.

Сам не верю, что такое говорю, но гротескный и пафосный стиль Снайдера как нельзя лучше показывает весь вес Супермена и мира, в котором живёт этот герой. У Ричарда Доннера же главный плюс заключается в самом символе Супермена. Для США это максимально культовый персонаж и важная часть поп-культуры, так что образ Кристофера Рива небезосновательно считается культовым, своей улыбкой излучая сплошной позитив и сугубо положительные эмоции. И, может быть, в 70-х и 80-х это было вполне круто, но лично меня образ непогрешимого идеалиста без слабостей и недостатков откровенно не впечатляет. Неуязвимый и всесильный чувак на протяжении 2,5 часов всем доказывает, что он идеален, попутно вытворяя разное доброе и пушистое. В этом случае особенно умиляет Лекс Лютор, который, будучи обычным человеком, каким-то образом пытается что-то с Супсом поделать, хоть у него и получается откровенно нелепо. Кстати, удивительный факт, но в российском дубляже Лекса озвучивает Леонид Каневский.

В общем, «Супермен» 1978 года интересен только как важная ступень для кинематографа, тогда как в идейном, сюжетном или персонажном плане это максимально простое кино.

Следующее От худшего к лучшему будет по франшизе «Парк юрского периода».

Ссылка на телеграмм-канал.

От худшего к лучшему