Найти в Дзене
Александр Комар

Дружба двух гениев

В октябре 1880 года познакомились два замечательных русских творца – писатель и философ Лев Николаевич Толстой и живописец Илья Ефимович Репин. До этого Льву Николаевичу неоднократно рассказывали о появлении «нового светила» в искусстве, и он, будучи проездом в Москве, решил непременно с ним познакомиться, внезапно появившись в доме, где художник тогда проживал и работал над картиной «Запорожцы». Приход известного писателя, которого Репин знал по портрету И.Н. Крамского, ошеломил художника. Они настолько увлеклись разговором, что Репин даже забыл поинтересоваться у Льва Николаевича, где тот остановился, а когда опомнился, тот уже ушёл. Так началась тридцатилетняя дружба двух гениев – писателя графа Льва Толстого и вышедшего из бедных слоёв художника Ильи Репина. Когда Толстой приезжал в Москву, то они с Репиным вечерами традиционно отправлялись на прогулку. Увлёкшись беседами, не замечали, как преодолевали большие расстояния, и для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж. В
Лев Толстой и Илья Репин. Фото С.А. Толстого
Лев Толстой и Илья Репин. Фото С.А. Толстого

В октябре 1880 года познакомились два замечательных русских творца – писатель и философ Лев Николаевич Толстой и живописец Илья Ефимович Репин. До этого Льву Николаевичу неоднократно рассказывали о появлении «нового светила» в искусстве, и он, будучи проездом в Москве, решил непременно с ним познакомиться, внезапно появившись в доме, где художник тогда проживал и работал над картиной «Запорожцы». Приход известного писателя, которого Репин знал по портрету И.Н. Крамского, ошеломил художника. Они настолько увлеклись разговором, что Репин даже забыл поинтересоваться у Льва Николаевича, где тот остановился, а когда опомнился, тот уже ушёл. Так началась тридцатилетняя дружба двух гениев – писателя графа Льва Толстого и вышедшего из бедных слоёв художника Ильи Репина.

Когда Толстой приезжал в Москву, то они с Репиным вечерами традиционно отправлялись на прогулку. Увлёкшись беседами, не замечали, как преодолевали большие расстояния, и для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж. В беседах часто обсуждали искусство, а так как Лев Николаевич ко всему подходил критично, то и «каракули» Ильи Репина его критика не обошла стороной. Так, писатель в день знакомства, оценив наброски к картине «Запорожцы», критически назвал её этюдом. Репин, поначалу поддавшись харизме писателя, согласился и решил искать другой сюжет для картины, а не тот, который нам всем знаком и привычен с детства. Так он писал в письме своему другу художественному критику В.В. Стасову:

«И хотя он ни одного намёка не сказал, но я понял, что он представлял себе совершенно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась; я буду искать другую у запорожцев».

Однако позже Репин передумал и продолжил работу над картиной.

Репин действительно восхищался Толстым и неоднократно подвергался его влиянию. Однажды после купания в реке он стал вытираться полотенцем, на что Толстой сказал, что тело должно само сохнуть на солнце, нужно учиться у природы, животные обсыхают естественно, когда выходят из воды. Репин последовал совету, а после сам советовал всем не вытираться после купания, ссылаясь на Толстого.

Илья Ефимович был одержим здоровым образом жизни. Он увлекался всем тем, что, как он считал, приносило пользу организму. Например, для укрепления здоровья он жил и писал в неотапливаемой комнате даже зимой. А попав под влияние Льва Толстого, он увлёкся вегетарианством, но попытка исключить из рациона мясо оказалась неудачной. Об этом Репин в 1891 году писал дочери Толстого:

«Вегетарианство я должен был оставить. Природа не хочет знать наших добродетелей. После того, как я писал вам, меня хватила такая нервная дрожь, что я наутро решил заказать бифштекс – и как рукой сняло. Теперь я питаюсь вперемежку».

Влияние писателя на художника возрастало, когда они проводили время вместе и резко сходило на нет, когда они расставались. Живописец вспоминал:

«Для меня духовная атмосфера Льва Николаевича всегда была обуревающей, захватывающей. При нём, как загипнотизированный, я мог только подчиняться его воле. В его присутствии всякое положение, высказанное им, казалось мне бесспорным».

Объединяло двух людей искусство, а также социальные темы: они подолгу обсуждали, спорили о произведениях других художников, обсуждали проблемы простого народа. Однако в философском и культурном мировоззрении их взгляды кардинально расходились. Толстой считал, что искусство в первую очередь должно служить социальной цели, должно быть нравственным, ответственным, а не только доставлять эстетическое удовольствие. Именно поэтому, по его мнению, произведения таких маститых творцов как Шекспир, Рафаэль, Шишкин, Бетховен оказывают на человека исключительно эмоциональное возбуждение. Репин придерживался противоположной точки зрения, он видел ценность в мастерстве автора передать эмоциональное состояние героев независимо от морального содержания. Они постоянно горячо спорили по этому поводу, но эти разногласия не мешали дружбе двух гигантов.

За продолжительный период тёплых взаимоотношений Илья Репин создал целую галерею портретов Льва Толстого: "Л.Н. Толстой за работой в комнате под сводами", Лев Толстой с книгой, "Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу" и другие. Наиболее же известные и скандальные картины «Пахарь. Лев Толстой на пашне» и «Лев Николаевич Толстой босой».

«Пахарь. Лев Толстой на пашне». Илья Репин
«Пахарь. Лев Толстой на пашне». Илья Репин

Сюжет первой, на которой Лев Николаевич изображён за запряжёнными в плуг и тянущими борону лошадьми, растиражирован при жизни Толстого. Её можно было увидеть на рукоятках ножей, фарфоре, пузырьках одеколона, вышивках и сувенирах. Писателю и его семье не понравилась идея тиражировать случайную сцену из его настоящей жизни, но из уважения к другу, Лев Николаевич дал согласие на создание литографий. Впоследствии это вызвало множество насмешек, будто граф Толстой не работает, а позирует художнику, хотя на самом деле тогда Лев Николаевич помогал обрабатывать поле одной местной крестьянской вдове, а Илья Репин в это время наблюдал за ним и делал наброски будущей картины. Тогда стал даже ходить анекдот из пяти слов «Толстому говорят: «Барин, пахать подано».

Лев Николаевич Толстой босой. Илья Репин
Лев Николаевич Толстой босой. Илья Репин

Вторая картина «Лев Николаевич Толстой босой» была начата в 1891 году, а дописана и выставлена через десять лет в 1901 году. Изображала она Льва Николаевича босым в момент молитвы в лесу. Как-то в очередной раз гуляя вместе по Ясной поляне, Толстой захотел остаться один и в одиночестве помолиться. Репин, смутившись, напросился зарисовать писателя в этот момент. В ответ на смущение художника Лев Николаевич ответил:

"Да ведь тут дурного нет. Я теперь, когда меня рисуют, как девица, потерявшая честь и совесть, никому не отказываю. Пишите, если это вам нужно".

Герой картины был недоволен, что его изобразили босым, т.к. он редко ходил без обуви, его реакция на картину была такой:

«Кажется, Репин никогда не видал меня босиком. Недостаёт только, чтобы меня изобразили без панталон».

Тут же некий художник последовал «совету» писателя и изобразил его и Репина на рыбалке в одних рубахах, на что Лев Николаевич заметил:

«Ничего, я давно уже достояние общества и потому не удивляюсь ничему...»

Но скандал с картиной произошёл не поэтому. За месяц до её выставления Святейший синод отлучил Толстого от церкви, демонстрация картины вызвала необычайный ажиотаж, некоторые ей рукоплескали, что было недопустимо в сложившихся обстоятельствах, и её сняли с выставки.

Благодаря дружбе писателя и художника родилось множество великолепных произведений, выставленных в картинных российских галереях, которыми могут насладиться любители искусства.

Александр Комар в Телеграмм.
Александр Комар в ВК.
Александр Комар в Дзен.