Найти в Дзене

Церковь села Дракино, город-призрак Лобынск и петух, который на три губернии слышен

Каменная церковь Бориса и Глеба была построена в 1684 году. В старину это место называлось иначе: селом Тишковым или Борисоглебским погостом в устье реки Протвы. Изначально крестьянских дворов у церкви и кладбища не было, не жили здесь даже священник и церковнослужители. По крайней мере, в XVII веке священник Федор Филатов и второй вдовый священник Дмитрий жили в своих домах в соседней деревне Дракино. Собственно, Дракиным раньше называлась одна из приходских деревень Борисоглебского погоста. Это была старая вотчина серпуховского Высоцкого монастыря. В XVIII веке появилось и другое название – сельцо Тишково. Монастырским владением оно тогда уже не было. Как писал искусствовед Ф. Разумовский, в годы, когда была построена Борисоглебская церковь, серпуховское зодчество еще не выработало своего архитектурного языка. Местные мастера нащупывали стиль, иными словами, учились, и возводили очень простые по композиции сельские церкви. К числу таких неброских памятников в окрестностях Серпухова к
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Каменная церковь Бориса и Глеба была построена в 1684 году. В старину это место называлось иначе: селом Тишковым или Борисоглебским погостом в устье реки Протвы. Изначально крестьянских дворов у церкви и кладбища не было, не жили здесь даже священник и церковнослужители. По крайней мере, в XVII веке священник Федор Филатов и второй вдовый священник Дмитрий жили в своих домах в соседней деревне Дракино. Собственно, Дракиным раньше называлась одна из приходских деревень Борисоглебского погоста. Это была старая вотчина серпуховского Высоцкого монастыря. В XVIII веке появилось и другое название – сельцо Тишково. Монастырским владением оно тогда уже не было.

Как писал искусствовед Ф. Разумовский, в годы, когда была построена Борисоглебская церковь, серпуховское зодчество еще не выработало своего архитектурного языка. Местные мастера нащупывали стиль, иными словами, учились, и возводили очень простые по композиции сельские церкви. К числу таких неброских памятников в окрестностях Серпухова как раз относились церкви в Березне, Старых Кузьменках и Борисоглебском погосте – Дракино. Эти церкви однако украшали каменными кокошниками, наличниками, декоративными поясами. Все эти детали позднее будут применены при строительстве городских Сретенской и Троицкой церквей в Серпухове, но с большим мастерством и изяществом.

В XIX веке облик Борисоглебской церкви существенно изменился. В начале столетия верхний ярус старой колокольни полностью перестроили. Традиционный шатер заменили на цилиндрической формы верх с куполом и шпилем. А в 1882 году к старой основной части здания были пристроены два новых придела и трапезная. В советские годы Борисоглебский храм был закрыт, в нем размещались мастерские.

-2

В дневниковых записках архиепископа Леонида Краснопевкова 1865 года есть любопытная заметка, касающаяся Борисоглебского погоста:

Вечером посетил меня пр. Можайский. Из рассказов его примечателен о иереи села Тишкова, где пение петуха в трех губерниях слышно: на устье Протвы и рубежах губ. Московской, Тульской и Калужской, иерействующий 51 год, и учитель в одной деревне. Офицер образованный, говорящий по-французски и по-немецки, красивый, молодой должен был оставить должность управляющего, чтобы с женою и 5 детьми не умереть с голоду, он принял в деревне должность сельского учителя. По 50 к. в месяц получает он с ученика, и очень хорошо обучает; на нем красная рубашка.

Расположение села Тишково-Дракино в устье Протвы при впадении в Оку еще в древности определило его значение как пограничного пункта. Считается, что в XII столетии здесь находился рубеж Черниговской и Владимиро-Суздальской земель, то есть петуха, выражаясь языком архиепископа Леонида, слышно было сразу в двух русских княжествах. Некоторые исследователи полагают, что именно на месте современного села Дракино находился исчезнувший древнерусский город Лобынск.

Неведомый ныне город с таким названием упоминается в Ипатьевской летописи: "А Святослав возвратися, пойде уверх Оки, и пришед ста на усть Поротве в городе Лобынске". Именно Святославу, находившемуся на реке Протве, князь Юрий Долгорукий прислал знаменитое приглашение в 1147 году "приди, ко мне, брате в Москву". Это и есть первое упоминание города Москвы в исторических документах, от которого столица ведет свое летоисчисление.

Итак, из Лобынска князь Святослав поехал на пир к Юрию Долгорукому в Москву. Однако еще до революции место нахождения этого города не все исследователи связывали с селом Дракино или Борисоглебским погостом. Некоторые полагали, что город стоял на месте села Любуцкое в Калужской области, а известный историк Н. М. Карамзин считал, что Лобынск находился в Любутском стане Алексинской округи Тульской губернии…

По версии князя М. А. Оболенского, города Лобынска вовсе никогда не существовало, а летописное упоминание – это просто ошибочное написание другого древнего города Оболенска. В первоначальной Волынской летописи, по его мнению, стоял именно Оболенск, а в Ипатьевском изводе из-за путаницы при переписке получился Лобынск. Буква "л" по древней орфографии ставилась над словом, но переписчик по ошибке поставил ее в начало слова вместо середины:

Простодушный переписчик Волынской летописи Ипатьевского извода, не обладавший, очевидно, географическими сведениями, исказил настоящее название города Оболенска… Не знал о существовании речки Оболенки, но предположил, что город получил название от лба.

В настоящее время ограду церкви в селе Дракино украшает необычная кованая композиция с изображением святых страстотерпцев Бориса и Глеба, ангелов и сказочных птиц. Это работа местного художника и скульптора по металлу Андрея Волкова, чья мастерская и выставочный зал находится рядом с церковью. А на половине пути от Дракина к Владычнему Введенскому монастырю г. Серпухова находится святой источник – Борисоглебский родник. К источнику ежегодно совершается крестный ход из церкви села Дракино.